Вопрос 3070:
16 т. У Вас над рабочим столом висит изображение «Сикстинская Мадонна». И тут же рядом
православная икона Божьей Матери с Богомладенцем.
Разве католическая может вызывать такие
же благоговейные чувства, как православная?
Ответ:
Из книги Расула Гамзатова «Мой Дагестан» (Журнал-газета
стр.52. «...рассказывают про Махмуда. Во время
первой мировой войны он был на карпатском фронте вместе с дагестанским конным
полком (Махмуд
– известный поэт). Там он написал свою знаменитую песню «Мариам», и боевые друзья Махмуда
стали петь её на привалах. А история этой песни такова. В одном жестоком бою
русские войска захватили село, выбив оттуда австрийцев. Преследуя бегущего
неприятеля, Махмуд оказался около церкви. Из
церковных дверей выскочил перепуганный австриец, но, увидев свирепого горца на
коне, юркнул обратно в церковь. У Махмуда за
несколько дней до этого погиб брат и он жаждал мести.
Недолго думая, соскочил он с коня и, обнажив кинжал, бросился вслед за
австрийцем, думая, что сейчас изрежет его на куски. Но, вбежав в церковь, Махмуд остолбенел. Прямо перед собой он увидел австрийца,
стоящего на коленях и молящегося пред иконой Божьей Матери Марии. В Дагестане и
без того не поднимают руки на человека, стоящего на коленях, а тем более на молящегося. Но, кроме того, Махмуд
был потрясён красотою женщины, которой австриец молился. Кинжал выпал у него из
рук. Неизвестно, что потом рассказывал об этой истории австриец, но только
свирепый горец тоже упал рядом с ним на колени
и стал молиться по-христиански, неумело ударяя себя пальцами в лоб, в
плечо и в грудь. Махмуд не видел, когда австриец
исчез. Придя в себя, он написал свои знаменитые стихи «Мариам»
то есть стихи о Марии».
Если бы изображение Матери Божией не
действовало на души людей, то для чего бы писатель-коммунист написал это,
будучи не христианином? Чтобы понять, что за изображение было на иконе, нужно вспомнить все известные нам
картины художников западной церкви. Конечно, там было не православное
изображение, а западных, католических художников. Есть и немало из них
прекрасных, но самое прекрасное «Сикстинская Мадонна», наиболее
распространенная в западных церквах. Так что весьма предположительно, что это
могла быть именно Она. И попутно можем задать себе вопрос: если Махмуд жил в
России, то он, конечно же, не раз видел различные изображения на иконах, но
почему на него не подействовало ни одно из них так мощно, так неотразимо? О
Христе говорится: Пс.44:3 – «Ты
прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих;
посему благословил Тебя Бог на веки». Песнь5:10 – «Возлюбленный
мой бел и румян, лучше десяти тысяч других», и как часто приходится
видеть изображения, о которых говорят, что это Христос. И непонятно, с кого мог
быть этот образ списан и для чего. Пс.44:12 – «И возжелает Царь
красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему». То, что у меня
есть и православная икона, и католическая - разве говорит о том, что я унизил
Божию Матерь этим?
«Ночь тиха,
пустыня внемлет Богу»… –
Этих слов нельзя забыть вовек,
Как в них сказано для
сердца много,
Вникни в них поглубже, человек..
Знает всё живущее творенье
В этом мире Бога своего;
Жаворонок в небе звонким пеньем
Прославляет радостно Его.
Вся природа голову склоняет
Пред Творцом, Создателем
своим;
И в ночной тиши Ему
внимает,
Слушает Его и дышит Им.
Ты же, человек, венец творенья,
Не желаешь Господу внимать,
Носишь в сердце гордое презренье,
Отвергая Божью благодать.
Человек! Как Божье имя
чудно!
Как оно звучит в людских
сердцах!
Почему же – мне понять так
трудно –
Человек не хочет знать
Творца?
Научись же у пустыни знойной
Голосу Спасителя внимать,
Перед Ним склонись главой покорной,
Научись Его не отвергать.
И когда ты выйдешь на
дорогу,
Тёмной ночью, а кругом всё
спит, -
Слушай, как пустыня внемлет
Богу
И звезда с
звездою говорит.
(На стих М.Ю.Лермонтова). Пс.13:1; 18:2; Иов.38:7