Вопрос 3368:
20 т. Я не раз думала, что если бы была богатой или за богатого замуж вышла, я
бы сильно помогла деньгами вашей деревне и вам в издании книг. Может начать о
том молиться?
Ответ:
Мне не дано знать, чем бы окончилось такое обогащение, и потому лучше путь
будет всё так, как есть.
«Некоторый скитский пресвитер по имени Даниил
был однажды принят с особенною любовью страннолюбивым каменотесом Евлогием.
Движимый чувством благодарности, Даниил усердно молил Бога о приумножении
богатства этого мужа, полагая, что он в состоянии будет ещё более сделаться
благотворительным. Но Господь, лучше нас постигающий сердце человека, в
сонном видении ответствовал Даниилу, что довольно Евлогию и того, что он имеет.
Ответ этот не успокоил, однако же, пресвитера. В чувстве святого дерзновения он
усилил свою молитву о том же предмете, и милосердый Господь снизошёл к тёплому
милосердию Своего присного, требуя только, чтобы
Даниил поручился за каменотёса, что тот не злоупотребит испрашиваемым
богатством. Порука дана — и Евлогий разбогател; в каменоломне во время работы
он нашёл множество золота. Что же потом? Мирная обитель, в которой жил
страннолюбивый муж, показалась тесною для богача; он возмечтал о величии,
переехал в столицу, получил посредством денег достоинство патриция, построил
великолепные палаты и заключился в них с своими новыми
друзьями, ласкателями и охотниками до чужих вкусных угощений: для бедных же и
странных дом богача сделался недоступным; прежние любимцы сельского жителя в
понятиях богатого столичного жителя были тунеядцы,
люди праздношатающиеся, которых было велено прислуге отгонять от дому. С
горестью услышал об этой перемене Даниил и через два года пошёл в столицу,
чтобы усовестить Евлогия. И вот однажды, увидев патриция выходящим из своих
палат с особенною миною величия и гордости, воскликнул: «Умилосердись надо
мною, мне нужно сказать тебе нечто». Но гордый вельможа вместо ответа приказал
своим слугам бить навязчивого и беспокойного нищего. С терпением перенёс это
уничижение благодушный старец, не теряя надежды поговорить когда-либо с ним и
возвратить к прежнему святому образу жизни. Но не
видя возможности достигнуть своей цели, после бесплодного стояния у ворот в
продолжение четырёх недель Даниил скорбно возвратился в дом свой. Здесь
однажды увидел он себя во сне в Иерусалиме, при гробе Господнем. Иисус Христос,
сидя на гробе, упрекал его за опрометчивое поручительство и вместе с тем
повелел предстоящим пред Ним связать его и бить. Истязатели, совершая казнь над
старцем, приговаривали: «Не начинай дела выше меры твоей; не спорь с Богом».
Наконец, по ходатайству явившейся Пречистой Девы Богородицы, наказание было
остановлено, и Господь, обратившись к Даниилу, сказал: «Иди в келию твою, а я
приведу Евлогия в прежнее его состояние». По прошествии трёх месяцев император
Иустин, возвысивший Евлогия, умирает; преемник его поднял гонение на всех
приближенных к умершему; жертвою этого гонения
сделался и патриций Евлогий, который лишён был достоинства и богатства.
Обнищавший и обесславленный, он познал над собою перст Божий, раскаялся в
грехах своих и, обратившись к прежнему промыслу каменотеса, по-прежнему
сделался страннолюбивым и милостивым к бедным». Скитский патерик. Пр.23:4 –
«Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои».
1Тим.6:9 – «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие
безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу».
Увидел Бог, что
сотворил с утра,
Что к вечеру солидно получилось,
И похвалил Себя – труды Его
не зря:
«Всё хорошо и очень!» – с
эхом слилось.
Так и пошло: день первый, день второй,
Был вечер почему-то, а не утро;
Летели птицы, рыбы – и всё за роем рой,
Как по нечаянности рассыпанная пудра.
И до седьмого дня прибыток
так велик
С приказом размножаться и
плодиться,
Пока отобразил, одобрил Свой Он Лик
В Адаме голом, без
смоковных листьев.
И это «хорошо» в нас не прошло, –
Оцениваем труд мы свой на расстоянье,
Когда душа поёт: «всё в жизни хорошо!» -
И к новому труду все десять пальцев тянем.
Ребёнка первые несмелые
шаги
Уверенность и радость
порождают;
Плохое лучше тотчас и
сожги,
Дабы не потчевать приспешников рожками.
Учите деток Богу предстоять,
Окупится сторично этот труд,
Ведь труд любой в последствии двояк,
Смотря куда и что им подопрут.
Но знанье Бога, Библии в
смиренье
Так хорошо возводит к
небесам;
Куда ни поверни, везде к
добру применим, –
Плоды хорошего
не сможем описать.
Увидит Бог и Ангелам дивиться,
Рукоплескать победам над врагом.
Когда о Годунове был труд уже дописан,
Сам Пушкин похвалил себя притом.
Он ахнул: «Ай да Пушкин!
Ай, да молодец!»
В ладони хлопнул и потёр с
улыбкой.
Нам иногда неплохо бы
присесть
И рассмотреть свой труд после молитвы. 19.12.06. ИгЛа