Вопрос 3948: 28 т. Если бы Вам пришлось быть близко знакомым лично с Высоцким, то смогли ли бы помочь ему избавиться от пьянства? И такой талант был бы ещё долго на пользу людям.

Ответ: Как говорил Иоанн Златоуст: “Ни я, ни Бог тебе не помогут, если ты сам себе не поможешь”.

“С пьянством можно бороться по-разному. Один из способов борьбы – рассказать правду о трагической жизни человека, погибшего от пьянства. И особенно сильное впечатление этот рассказ производит, если этот человек – любимец всего народа.
Федор Раззаков, написавший большую (500-страничную) книгу «Владимир Высоцкий. По лезвию бритвы», вышедшую в прошлом году, главной её темой сделал пьянство поэта. Вернее, как он пишет в предисловии: «…собрав о Владимире Высоцком массу всевозможного устного и печатного материала, я старался понять: почему он так сильно пил, чего не хватало ему в жизни? Почему из молодого человека, когда-то принявшего в компании стакан вина, получился законченный алкоголик? «…никто не гибнет зря. Так лучше, чем от водки и от простуд…» Так пел Владимир Высоцкий за 14 лет до своей смерти. Он не желал себе гибели от водки, но всё равно пил, с каждым годом «уходя в пике» всё сильнее и сильнее». Ответ, на заданные в предисловии вопросы, можно свети к нескольким пунктам: причиной пьянства была отягощённая наследственность, раннее знакомство с зельем (с 13 лет), тяжёлая семейная обстановка в детстве (несложившиеся отношения с отчимом), социальная несправедливость, неудачи в личной жизни.  То есть ничего оригинального. Миллионы людей на земле живут с теми же проблемами, но не все из них становятся алкоголиками. Хотя многие и становятся. На наш взгляд гораздо ближе к полному ответу на вопрос о причинах пьянства Высоцкого подводят параллели, разбросанные по всей книге, – судьба Высоцкого ставится в ряд судеб других известных талантливейших русских, советских и зарубежных писателей, актёров, музыкантов: Сергей Есенин, Александр Твардовский, Александр Фадеев, Михаил Шолохов, Геннадий Шпаликов, Николай Рубцов, Джек Лондон, Эрнест Хемингуэй, Джон Ленон, Роберт Бернс… Страшный список страдавших от «весёлого убийцы» – алкоголя – можно было бы и продолжить.
Но всё-таки, сравнивая нашу отечественную и американскую литературу, Ф.Раззаков утешает читателя: «Вообще чуть ли не вся американская литература создана алкоголиками. Из шести американских писателей, нобелевских лауреатов по литературе, трое – С.Льюс, Ю.о’Нил, У.Фолкнер – в течение длительных периодов жизни были запойными пьяницами, алкоголиками. Двое из лауреатов – Э.Хемингуэй, Д.Стейнбек – тоже много пили».
Наши писатели – нобелевские лауреаты пьяницами не были. Но, повторимся, всё-таки многие русские писатели были и, по сей день являются сильно зависимыми от спиртного.
Такую же книгу, как о Высоцком, с подробными описаниями пьяных срывов и их последствий, увеличивавшейся год от года зависимости от алкогольной наркотизации можно было бы написать и о других наших писателях…

Самое распространенное сравнение – сравнение Высоцкого с Есениным. Справедливо написал один из критиков – «у каждого из них был свой чёрный человек». И, что очень важно, – это, кстати, отличает Высоцкого от многих «пьяных знаменитостей» и, грубо говоря, от «собутыльников», – он видел и знал о существовании этого «чёрного человека».

Во мне два Я – два полюса планеты,

Два разных человека, два врага…

И я борюсь, давлю в себе мерзавца, О, участь беспокойная моя! -
Боюсь ошибки, может оказаться, Что я давлю не то второе Я…
Искореню, похороню, зарою, -Очищусь, ничего не скрою я!
Мне чуждо это Я моё второе, Нет, это не моё второе Я!

Эта раздвоенность проявлялась постоянно, справиться с ней у Высоцкого не хватало сил. Показателен разговор Высоцкого с лечащим врачом – Михаилом Буяновым, который приводится в книге Ф.Раззакова: «Вы поёте о романтике, о силе воли, о товариществе – вот на деле и покажите себя. А то в песнях вы одно, а в жизни совсем другое». — Вы говорите не как врач. Врачи всегда соглашаются, а вы со мной спорите. — Видите ли, пьянство и наркомания – это не аппендицит или инфаркт, которые мало зависят от воли человека. Пьянство – следствие свободы выбора, человек совершенно сознательно приобщается к этому пороку и расстаётся с ним по собственной воле. Неслучайно наибольшую помощь подобной публике оказывают не медики, а священники. В психиатрии главное оружие врача – его личность. Если личность лекаря сильнее личности пьяницы, и лекарю удаётся отговорить от такого образа жизни, в котором стержнем является водка, то вовсе не важно, кто по профессии этот лекарь. Если человек не намерен избавиться от своего порока, никто не может сделать это помимо его воли».
- Так выходит, я не больной человек? - Вы больной, больной вытекает из вашего образа жизни, который вы выбрали. - Но ведь вся страна пьёт, а среди актеров половина – алкаши. - Не вся страна пьёт, кто-то и работает.
На это Высоцкий ничего не ответил, больше они не виделись». В биографии Ф.Раззакова рассказывается о том, что в жизни Высоцкого были периоды, когда он активно сопротивлялся своему «чёрному человеку», тогда он ненавидел пьянство вообще, и этот праведный гнев держал его вдали от «рюмки». И, надо сказать, в те периоды борьба была более результативной, чем тогда, когда он «подшивался». Во время принудительного лечения его стали посещать мысли о самоубийстве: Устал бороться с притяжением земли -
Лежу, – так дальше расстоянье до петли. И сердце дёргается словно не во мне, -Пора туда, где только «ни» и только «не».

Книга Ф.Раззакова – очень нужная для русских людей книга. Жизнь и судьба Высоцкого у нас всегда романтизировалась. Мы любили и любим его песни, и мы привыкли считать его «жертвой режима», привыкли думать и говорить: «Он не мог выдержать той лжи, которая царила вокруг, его не понимали, его травили, потому он и пил. Он в этом не виноват». И сами мы не замечаем, что из такого рассуждения можно сделать общезначимый вывод: когда не понимают, когда клевещут, когда времена трудные, не грешно и выпить, расслабиться, – иначе нервная система не справится с нагрузкой. Судьба Высоцкого, рассказанная Ф.Раззаковым, доказывает – чем больше уступаешь желанию расслабиться, тем страшнее становится зависимость от «чёрного человека». И даже сильный, с «бойцовским характером» пьяница не может сам справиться со своим страшным противником. Реалистический, а не романтический взгляд на поэзию и судьбу Высоцкого заставляет проводить черту между Божиим даром, которым он был наделён, и греховной жизнью, которая зачастую находила отражение и в песнях. Так что далеко не всё написанное Высоцким можно читать и петь без повреждения души, – имею в виду прежде всего его блатные и пьяные песни, тем более те, которые и записаны были на плёнку во время пьяного застолья. Читая биографию Высоцкого, невольно вспоминаешь слова старца Варсонофия и старца Нектария Оптинских о наших писателях: «У них на душе всегда кошки скребут. И без этого нельзя». «Можно приобрести славу всего мира, а душу свою потерять». Эти старцы, особенно часто напоминавшие своим духовным чадам о судьбах наших писателей, говорили, что гению спастись труднее всего, – у него больше искушений, чем у простого человека, на него больше воюет «чёрный человек». Спасти гения могут только глубокое покаяние (старцы всегда ставили в пример Достоевского) и молитва. Молился ли кто-нибудь за Высоцкого при жизни? Молился ли он сам? Каялся ли?
«Журналистское расследование» ведущего канала «Культура» Дмитрия Менделеева доказало, что Высоцкий был крещён. В его последних стихах немало покаянных нот, памяти о смерти (он знал, что он обречён) и о Боге. Как много значит, например, строчка: «Купола в России кроют чистым золотом, Чтобы чаще Господь замечал…» В последних стихах ясно и чётко говорится о том, что поэта ждёт Небесный Судия, перед Которым в скором времени ему придётся предстать. Но нет у нас никаких свидетельств о том, что Высоцкий прибегал к церковным Таинствам, о том, что он хотя бы изредка заходил в храм. Хотя это могло быть тайной души и Бога… Не было в окружении Высоцкого верующих людей, были ли молитвенники – это вызывает больше всего сомнений. Со своим страшным врагом, который, в конце концов, стал его убийцей, Высоцкий постоянно оказывался наедине. О том, что его мучения достигли в конце жизни пределов человеческого терпения, говорится в одном из последних стихотворений, которое начинается со строки: «И снизу лёд, и сверху – маюсь между…»  Уже при жизни Высоцкий вкусил адские муки, он даже в песнях кричал об этом, он как бы предупреждал своей судьбой: «Люди! Не ходите по этим дорогам, они кончаются мучительной смертью ещё при жизни». Фотографии Высоцкого последних лет (одна из них на обложке книги Ф.Раззакова), последние видеозаписи заставляют внутренне содрогнуться: такой запредельный надрыв, мучение, отчаяние сквозит в этом взгляде. «Спасите наши души, мы гибнем от удушья!» Дошло ли это предупреждение, как и, например, предупреждение другого великого поэта, которого любил Высоцкий: «Не таюсь я перед вами, посмотрите на меня, Я стою среди пожарищ, обожжённый языками Преисподняго огня». (А.Блок) – до русских людей? По всейвидимости, нет. В книге Ф.Раззакова справедливо говорится о том, что переменить ситуацию с пьянством в России можно только на государственном уровне. «На Западе, где ко всему относятся практично, прекрасно понимают, какой колоссальный вред обществу наносит пьянство, вкладывают немалые деньги в антиалкогольную кампанию. Многие знаменитости Запада, переболевшие когда-то этой болезнью, теперь открыто пропагандируют трезвый образ жизни и призывают к этому и тех своих коллег, кто ещё не успел одуматься… В нашей больной стране пока этого нет». Доживём ли мы до тех времён, когда ситуация переменится – Бог весть. А об одной из жертв «последней войны», которая много десятилетий совершается на нашей земле, в том числе при помощи водки, наркотиков и курева – о Владимире Высоцком теперь есть кому помолиться. Слава Богу, есть теперь те, кто просит у Господа простить его «прегрешения вольная и невольная и нас помиловати и спасти». http://www.rusk.ru/st.php?idar=103361 Неем.1:9 – “[когда] же обратитесь ко Мне и будете хранить заповеди Мои и исполнять их, то хотя бы вы изгнаны были на край неба, и оттуда соберу вас и приведу вас на место, которое избрал Я, чтобы водворить там имя Моё”. Ис.44:22 – “Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя”. Иоил.2:12 – “Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании”. Ам.4:9-11 – “Я поражал вас ржою и блеклостью хлеба; множество садов ваших и виноградников ваших, и смоковниц ваших, и маслин ваших пожирала гусеница, - и при всём том вы не обратились ко Мне, говорит Господь”. Зах.1:3 – “обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф”.

 

Три паренька по переулку, Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку И забивали ею гол.

       Шёл мимо незнакомый дядя, Остановился и вздохнул

       И, на ребят почти не глядя,  К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито, Он долго пыль с неё сдувал

И вдруг спокойно и открыто При всех её поцеловал.

- Вы кто такой? – спросили дети, Забыв на время про футбол.

- Я пекарь! – человек ответил И с булкой медленно ушёл.

       И это слово пахло хлебом И той особой теплотой,

       Которой налиты под небом Моря пшеницы золотой.

                                                              С.Михалков

Hosted by uCoz