Вопрос 3948:
28 т. Если бы Вам пришлось быть близко знакомым лично с Высоцким, то смогли ли
бы помочь ему избавиться от пьянства? И такой талант был бы ещё долго на пользу
людям.
Ответ:
Как говорил Иоанн Златоуст: “Ни я, ни Бог тебе не помогут, если ты сам себе не
поможешь”.
“С пьянством можно бороться
по-разному. Один из способов борьбы – рассказать правду о трагической жизни
человека, погибшего от пьянства. И особенно сильное впечатление этот рассказ
производит, если этот человек – любимец всего народа.
Федор Раззаков, написавший большую (500-страничную) книгу «Владимир Высоцкий.
По лезвию бритвы», вышедшую в прошлом году, главной её темой сделал пьянство
поэта. Вернее, как он пишет в предисловии: «…собрав о Владимире Высоцком массу
всевозможного устного и печатного материала, я старался понять: почему он так
сильно пил, чего не хватало ему в жизни? Почему из молодого человека, когда-то
принявшего в компании стакан вина, получился законченный алкоголик? «…никто
не гибнет зря. Так лучше, чем от водки и от простуд…» Так пел Владимир
Высоцкий за 14 лет до своей смерти. Он не желал себе гибели от водки, но всё
равно пил, с каждым годом «уходя в пике» всё сильнее и сильнее». Ответ, на
заданные в предисловии вопросы, можно свети к нескольким пунктам: причиной пьянства
была отягощённая наследственность, раннее знакомство с зельем (с 13 лет),
тяжёлая семейная обстановка в детстве (несложившиеся отношения с отчимом),
социальная несправедливость, неудачи в личной жизни. То есть ничего оригинального. Миллионы людей
на земле живут с теми же проблемами, но не все из них становятся алкоголиками.
Хотя многие и становятся. На наш взгляд гораздо ближе к полному ответу на
вопрос о причинах пьянства Высоцкого подводят параллели, разбросанные по всей
книге, – судьба Высоцкого ставится в ряд судеб других известных талантливейших
русских, советских и зарубежных писателей, актёров, музыкантов: Сергей Есенин,
Александр Твардовский, Александр Фадеев, Михаил Шолохов, Геннадий Шпаликов,
Николай Рубцов, Джек Лондон, Эрнест Хемингуэй, Джон Ленон, Роберт Бернс…
Страшный список страдавших от «весёлого убийцы» – алкоголя – можно было бы и
продолжить.
Но всё-таки, сравнивая нашу отечественную и американскую литературу, Ф.Раззаков
утешает читателя: «Вообще чуть ли не вся американская литература создана
алкоголиками. Из шести американских писателей, нобелевских лауреатов по
литературе, трое – С.Льюс, Ю.о’Нил, У.Фолкнер – в течение длительных периодов
жизни были запойными пьяницами, алкоголиками. Двое из лауреатов – Э.Хемингуэй,
Д.Стейнбек – тоже много пили».
Наши писатели – нобелевские лауреаты пьяницами не были. Но, повторимся,
всё-таки многие русские писатели были и, по сей день являются сильно зависимыми
от спиртного.
Такую же книгу, как о Высоцком, с подробными описаниями пьяных срывов и их последствий,
увеличивавшейся год от года зависимости от алкогольной наркотизации можно было
бы написать и о других наших писателях…
Самое распространенное
сравнение – сравнение Высоцкого с Есениным. Справедливо написал один из
критиков – «у каждого из них был свой чёрный человек». И, что очень важно, –
это, кстати, отличает Высоцкого от многих «пьяных знаменитостей» и, грубо
говоря, от «собутыльников», – он видел и знал о существовании этого «чёрного
человека».
Во мне два Я – два
полюса планеты,
Два разных человека, два
врага…
И я борюсь, давлю в себе
мерзавца, О, участь беспокойная моя! -
Боюсь ошибки, может оказаться, Что я давлю не то второе Я…
Искореню, похороню, зарою, -Очищусь, ничего не скрою я!
Мне чуждо это Я моё второе, Нет, это не моё второе Я!
Эта раздвоенность проявлялась постоянно, справиться с ней у Высоцкого не
хватало сил. Показателен разговор Высоцкого с лечащим врачом – Михаилом
Буяновым, который приводится в книге Ф.Раззакова: «Вы поёте о романтике, о
силе воли, о товариществе – вот на деле и покажите себя. А то в песнях вы одно,
а в жизни совсем другое». — Вы говорите не как врач. Врачи всегда соглашаются,
а вы со мной спорите. — Видите ли, пьянство и наркомания – это не аппендицит
или инфаркт, которые мало зависят от воли человека. Пьянство – следствие
свободы выбора, человек совершенно сознательно приобщается к этому пороку и
расстаётся с ним по собственной воле. Неслучайно наибольшую помощь подобной
публике оказывают не медики, а священники. В психиатрии главное оружие врача –
его личность. Если личность лекаря сильнее личности пьяницы, и лекарю удаётся
отговорить от такого образа жизни, в котором стержнем является водка, то вовсе
не важно, кто по профессии этот лекарь. Если человек не намерен избавиться от
своего порока, никто не может сделать это помимо его воли».
- Так выходит, я не больной человек? - Вы больной, больной вытекает из вашего
образа жизни, который вы выбрали. - Но ведь вся страна пьёт, а среди актеров
половина – алкаши. - Не вся страна пьёт, кто-то и работает. На это Высоцкий
ничего не ответил, больше они не виделись». В биографии Ф.Раззакова
рассказывается о том, что в жизни Высоцкого были периоды, когда он активно
сопротивлялся своему «чёрному человеку», тогда он ненавидел пьянство вообще, и
этот праведный гнев держал его вдали от «рюмки». И, надо сказать, в те периоды
борьба была более результативной, чем тогда, когда он «подшивался». Во время
принудительного лечения его стали посещать мысли о самоубийстве: Устал
бороться с притяжением земли -
Лежу, – так дальше расстоянье до петли. И сердце дёргается словно не во мне,
-Пора туда, где только «ни» и только «не».
Книга Ф.Раззакова – очень нужная для русских людей книга. Жизнь и судьба
Высоцкого у нас всегда романтизировалась. Мы любили и любим его песни, и мы
привыкли считать его «жертвой режима», привыкли думать и говорить: «Он не мог
выдержать той лжи, которая царила вокруг, его не понимали, его травили, потому
он и пил. Он в этом не виноват». И сами мы не замечаем, что из такого
рассуждения можно сделать общезначимый вывод: когда не понимают, когда
клевещут, когда времена трудные, не грешно и выпить, расслабиться, – иначе
нервная система не справится с нагрузкой. Судьба Высоцкого, рассказанная
Ф.Раззаковым, доказывает – чем больше уступаешь желанию расслабиться, тем
страшнее становится зависимость от «чёрного человека». И даже сильный, с
«бойцовским характером» пьяница не может сам справиться со своим страшным
противником. Реалистический, а не романтический взгляд на поэзию и судьбу
Высоцкого заставляет проводить черту между Божиим даром, которым он был
наделён, и греховной жизнью, которая зачастую находила отражение и в
песнях. Так что далеко не всё написанное Высоцким можно читать и петь без
повреждения души, – имею в виду прежде всего его блатные и пьяные песни, тем
более те, которые и записаны были на плёнку во время пьяного застолья. Читая
биографию Высоцкого, невольно вспоминаешь слова старца Варсонофия и старца
Нектария Оптинских о наших писателях: «У них на душе всегда кошки скребут. И без
этого нельзя». «Можно приобрести славу всего мира, а душу свою потерять». Эти
старцы, особенно часто напоминавшие своим духовным чадам о судьбах наших
писателей, говорили, что гению спастись труднее всего, – у него больше
искушений, чем у простого человека, на него больше воюет «чёрный человек».
Спасти гения могут только глубокое покаяние (старцы всегда ставили в пример
Достоевского) и молитва. Молился ли кто-нибудь за Высоцкого при жизни? Молился
ли он сам? Каялся ли?
«Журналистское расследование» ведущего канала «Культура» Дмитрия Менделеева
доказало, что Высоцкий был крещён. В его последних стихах немало покаянных нот,
памяти о смерти (он знал, что он обречён) и о Боге. Как много значит, например,
строчка: «Купола в России кроют чистым золотом, Чтобы чаще Господь замечал…»
В последних стихах ясно и чётко говорится о том, что поэта ждёт Небесный Судия,
перед Которым в скором времени ему придётся предстать. Но нет у нас никаких
свидетельств о том, что Высоцкий прибегал к церковным Таинствам, о том, что он
хотя бы изредка заходил в храм. Хотя это могло быть тайной души и Бога… Не было
в окружении Высоцкого верующих людей, были ли молитвенники – это вызывает
больше всего сомнений. Со своим страшным врагом, который, в конце концов, стал
его убийцей, Высоцкий постоянно оказывался наедине. О том, что его мучения
достигли в конце жизни пределов человеческого терпения, говорится в одном из
последних стихотворений, которое начинается со строки: «И снизу лёд, и сверху –
маюсь между…» Уже при жизни Высоцкий
вкусил адские муки, он даже в песнях кричал об этом, он как бы предупреждал
своей судьбой: «Люди! Не ходите по этим дорогам, они кончаются мучительной
смертью ещё при жизни». Фотографии Высоцкого последних лет (одна из них на
обложке книги Ф.Раззакова), последние видеозаписи заставляют внутренне
содрогнуться: такой запредельный надрыв, мучение, отчаяние сквозит в этом
взгляде. «Спасите наши души, мы гибнем от удушья!» Дошло ли это
предупреждение, как и, например, предупреждение другого великого поэта,
которого любил Высоцкий: «Не таюсь я перед вами, посмотрите на меня, Я стою
среди пожарищ, обожжённый языками Преисподняго огня». (А.Блок) – до
русских людей? По всейвидимости, нет. В книге Ф.Раззакова справедливо говорится
о том, что переменить ситуацию с пьянством в России можно только на
государственном уровне. «На Западе, где ко всему относятся практично, прекрасно
понимают, какой колоссальный вред обществу наносит пьянство, вкладывают немалые
деньги в антиалкогольную кампанию. Многие знаменитости Запада, переболевшие
когда-то этой болезнью, теперь открыто пропагандируют трезвый образ жизни и
призывают к этому и тех своих коллег, кто ещё не успел одуматься… В нашей
больной стране пока этого нет». Доживём ли мы до тех времён, когда ситуация
переменится – Бог весть. А об одной из жертв «последней войны», которая много
десятилетий совершается на нашей земле, в том числе при помощи водки,
наркотиков и курева – о Владимире Высоцком теперь есть кому помолиться. Слава
Богу, есть теперь те, кто просит у Господа простить его «прегрешения вольная и
невольная и нас помиловати и спасти». http://www.rusk.ru/st.php?idar=103361
Неем.1:9 – “[когда] же обратитесь ко Мне и будете хранить заповеди Мои и
исполнять их, то хотя бы вы изгнаны были на край неба, и оттуда соберу вас и
приведу вас на место, которое избрал Я, чтобы водворить там имя Моё”.
Ис.44:22 – “Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако;
обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя”. Иоил.2:12 – “Но и ныне еще говорит
Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании”.
Ам.4:9-11 – “Я поражал вас ржою и блеклостью хлеба; множество садов ваших и
виноградников ваших, и смоковниц ваших, и маслин ваших пожирала гусеница, - и
при всём том вы не обратились ко Мне, говорит Господь”. Зах.1:3 – “обратитесь
ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам, говорит
Господь Саваоф”.
Три паренька по переулку, Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку И
забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя, Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
- Вы кто такой? –
спросили дети, Забыв на время про
футбол.
- Я пекарь! – человек
ответил И с булкой медленно ушёл.
И это слово пахло хлебом И той особой теплотой,
Которой налиты под небом Моря пшеницы золотой.
С.Михалков