Вопрос 835: 2 т. Говорят, что у человека кроме души и тела есть еще и дух. Так ли это?
Ответ: В Библии есть места, которые дают повод так думать. Вар.3:1
– «Господи Вседержителю, Боже Израиля! стесненная душа и унылый дух
взывает к Тебе». 3Ездр.5:22 – «Но душа моя прияла дух
разумения, и я снова начал говорить пред Всевышним».
3Ездр.6:37 – «Ибо дух
мой воспламенялся сильно, и душа моя томилась». Прем.Сол.15:11 – «Ибо он не познал Сотворившего его и
вдунувшего в него деятельную душу и вдохнувшего в него дух жизни». Прем.Сол.16:14
– «Человек по злобе своей убивает, но не может возвратить исшедшего духа
и не может призвать взятой души».
Сир.9:11 – «Чтобы не склонилась к ней душа твоя и чтобы
ты не поползнулся духом в погибель». 1Цар.1:15 – «И
отвечала Анна, и сказала: нет, господин мой; я – жена, скорбящая духом, вина и
сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом». Иов.7:11 –
«Не буду же я удерживать уст моих; буду говорить в стеснении духа моего;
буду жаловаться в горести души моей».
Иов.12:10 – «В Его руке душа всего живущего и дух всякой
человеческой плоти». Еккл.6:9 – «Лучше видеть глазами,
нежели бродить душею. И это – также суета и томление духа!» Ис.26:9
– «Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя
во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле,
тогда живущие в мире научаются правде». Дан.3:86 –«Благословите,
духи и души праведных, Господа, пойте и превозносите Его во веки». 1Фесс.5:23
– «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и
тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего
Иисуса Христа».
Евр.4:12 – «Ибо слово Божие живо и действенно и острее
всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и
мозгов, и судит помышления и намерения сердечные».
Много на эту тему туманного
и запутанного написал архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Мне приходилось не раз
беседовать со сторонниками его теории трехсоставности человека: священниками,
епископами, монахами, и в течении одного часа через наводящие вопросы все до
единого согласились, что человек состоит только из двух частей – дуалистичен, у
него есть видимое тело и невидимая душа, которая иногда называется духом, что
есть одно и то же. Когда же встречаются в одном стихе слова «душа» и «дух», то
это означает, что у бессмертной души ее настрой: скорбный дух, радостный дух.
Когда человек умирает, то его душа или дух – совершенно отдельная субстанция,
идет к Богу. И более нигде ничего нет. Никакая третья часть ни в какое иное
место не определяется, всё это выдумки. Так именно и понимал Иоанн Златоуст.
Некоторые пустынники действительно понимали, что человек трехсоставен, по
образу Божию, но они приходили к полной нестыковке в рассуждениях, не могли
объяснить когда и откуда взялась третья часть и куда она уходит, и различна ли
участь третьей части от души.
Игнатий Брянчанинов
определял дух как совокупность сердечных побуждений.