Вопрос 915: 3 т. Что значит духовное рабство и духовная свобода?
Ответ: О плотском рабстве люди все-таки имеют представление. Свобода включает в себя: финансовую, переезд, выражать мысли устно и в печати, иметь доступ к образованию и религии, быть свободным от принуждения служить в армии, воевать и многое другое. В духовном плане всё тоньше и хитрее и намного уже. Речь касается души, а у души только два направления: вверх и вниз, т.е. в рай или в ад, направо или налево. Свобода в человека заложена при его творении по образу Божию. Быт.1:26 – «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему». Дух Святой призывает каждого определиться. Мф.11:28 – «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Втор.30:19 – «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое».
Прит.18:22 – «Смерть и жизнь – во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его». Наша плотская свобода и плотское рабство не играют совершенно никакой роли, как говорит нам Священное Писание. 1Кор.7:22 – «Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов». Духовная свобода определяется только Духом Святым и словом Божиим. Если у человека нет навыка, и он доверяется собственному разуму, он делается рабом собственных идей, мыслей, утверждений. Профессор Марцинковский В.Ф., сидя в ленинской тюрьме, говорил: «Со Христом и в тюрьме свобода, а без Христа и на свободе тюрьма».
Человек, рожденный в духовном рабстве, может прожить всю жизнь и умереть в нем, даже не догадываясь, что есть свобода. Это свобода от блужданий ума, свобода от греха. Любое материалистическое учение – коммунистическое или нацистское – есть рабство. Все такие учения преследуют исследователей Библии. Мы, православные, тоже являемся заложниками того, что было принято в 988 году при крещении Руси, так называемой «византийщины». Мы не свободны исправить то, что не соответствует Евангелию, мы связаны многими неевангельскими канонами. Как, например, старообрядцы Стоглавым собором, утверждающим, что Христос благословлял двумя перстами. И никакие доводы Библии, ни здравый смысл, ничто не помогает. Образец свободы во Христе – это служение апостола Павла. 1Кор.9:19-27 – «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его. Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным».
Апостол Павел свободно манипулировал и формой поклонения, и своим языком, и всею обрядностью, чтобы только принести пользу для церкви. Он воевал против обрезания. Гал.5:2 – «Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа». Гал.5:6 – «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью». Гал.6:12 – «Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов». Гал.6:15 – «Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь». Фил.3:3 – «потому что обрезание – мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся». Кол.2:11 – «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым». Кол.3:11 – «Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос». Но когда того потребовали обстоятельства для того, чтобы его гонители-евреи могли обратиться, он обрезывает Тимофея, приносит его как Авраам Исаака в жертву. И, о чудо, тот не сопротивляется – ученик достоин своего учителя. Деян.16:3 – «Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин». И всё это он делал по заповеди Христовой, из любви ко Христу ради Евангелия. 1Кор.9:23 – «Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его». «Быть соучастником Евангелия». Попробуйте найти хотя бы одного священника у православных, новообрядцев и старообрядцев, который сказал бы: «я смиряюсь ради Евангелия», «я отказываюсь от своего утверждения, потому что этого нет в Евангелии». Для Апостола Павла Евангелие как друг, товарищ, и он боится обидеть, потерять расположение его. Вот на этом пункте, на этом стихе, если бы мы любили Христа и Евангелие, мы могли бы объединиться все уже сегодня. Весь экуменизм утвержден в одном стихе. Это и есть подлинная духовная свобода. А всё остальное есть духовное рабство.