Вопрос 1134: 3 т. Многие сектанты говорят: почему и на каком основании православные причащаются Тела и Крови Христовых вместе, а не так как учил Господь; неужели Господь не знал будущего? Зачем же было менять такое ясное постановление Христа?
Ответ: В своих проповедях еще Иоанн Златоуст говорит о том, что в четвертом веке христиане причащались так, как заповедал Спаситель. Тело Христово они брали прямо в руки. Некоторые, правда, ввиду особого благоговения, приходили с золотыми сосудами под причастие, но Златоуст это осуждает, говоря, что рука человеческая драгоценнее и важнее золота. Но далее говорят люди, что волхвующие стали применять на своих шабашах приносимое из церкви Тело Спасителя. И чтобы не было кражи (утечки) святыни, якобы именно Златоуст и ввел это новшество: причащать мирян, простолюдинов с ложечки из чаши, где вместе смешаны Тело и Кровь Христа (в виде вина и хлеба). Сами же священнослужители в алтаре по прежнему причащаются раздельно, не в смешанном виде. У католиков пошли еще дальше: полностью лишили народ крови Христовой, а стали давать облатки, смоченные в вине. Когда арестовывали святую Евдокию, то у нее выпало на землю причастие, которое ввиду опасного времени, христиане носили с собой, придавая ему чрезвычайно важное значение, о каком Христос не говорил ни слова. Так это намертво и вошло в практику церкви: главное – это успеть причаститься, вызвать батюшку на дом. А то что человек не принял Христа в свое сердце, не уверовал, не исполнился благодати Духа Святого – про это даже и не говорят, и не упоминают. Да многие попы просто ничего и не знают про это, ибо сами не возрожденные – мертвецы в рясах. Есть выражение: «грех обладает силой притяжения». Для того, чтобы упасть, не требуется ничего, но чтобы подняться на ту высоту с которой скатился – какие нужны силы. Иоанн Златоуст говорит о извращении, которое сатана навязал людям, и им это понравилось. Бог сотворил человека по образу Своему, дал ему совесть и послал Духа Святого, обличающего во грехе. Поэтому творить грех всегда должно быть стыдно, а раскаиваться должно быть легко и радостно, потому что это несет очищение, легкость душе. Диавол всё перевернул, и потому мы грех делаем легко и радостно. С удовольствием, бесстыдно. А на покаяние не вытянешь, и даже на тайной исповеди скрываем грехи перед священником. И так во всем.
Конкретно о причастии. Вот как Господь это установил. Лк.22:19 – «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так легко, безболезненно отошли от евангельской простоты и красоты: «взял, благодарил, преломил, дал». Едва ли на это уйдет одна минута. Никаких приспособлений, никаких условностей, сложностей. А сегодня нужно учить четыре года человека служить литургию. Зашифровали, скрыли, но вернуть назад уже ни патриарх, ни папа никогда не смогут. И даже сказать об этом нельзя – предадут анафеме. Вот это и есть противление Духу Святому, установившему определенный порядок, запечатленный на страницах Библии. Деян.7:51 – «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы». В Ветхом Завете Бог дал людям четкие установления о том, как приносить жертву Иегове: где плечо скотины, где стегно, копыта, внутренности, рога. И евреи скрупулезно это изучали, дабы в точности исполнить. Иис.Нав.1:8 – «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно».
Всякое малейшее изменение указаний книги Левит Бог истреблял Сам, не пощадив даже сыновей Аарона, пришедших с огнем, но только чуждым. Всякое нарушение каралось смертной казнью, и никто на это не посягал 16 столетий до Христа. Причастие тоже называется жертвой, но только новозаветной. Но здесь открылось поприще нововведений, постепенных усложнений (см. «Новую скрижаль» и Симеона Солунского). Уж в этих-то вопросах нам перед сектантами и рта раскрыть нельзя. Быть может, само происхождение сект, их назначение – для того, чтобы вразумить нас, православных, показать наше отступничество от Библии. Нам уже ничего не изменить, но внутри себя мы должны повторять: «Прости нас, Господи, за отступление от Святого Евангелия. Мы замудрились, тысячелетия занимались самодеятельностью, забыв про Слово Твое, которое говорит нам: Мф.19:8 – «…а сначала не было так».