Вопрос 1425: 5 т. По какой причине вещи, которые имели чисто практическое значение, например, фелонь-плащ, епитрахиль- полотенце, воздух-платок для отгнания мух и т.п. превратились в символы Богослужения? Где доказательства того, что эти вещи действительно были бытовыми? Когда (век) это произошло и почему?
Ответ: Иер.17:9 – «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» Русская церковь никогда не брала за основу первоапостольское служение христиан. В реформу Никона схватка шла на уровне наших патриотов церковно-славянского языка. О Библии даже ни одного заседания не было. Ни слова не было о том, чтобы хотя бы разочек попытаться восстановить в уме-разуме, а как же служили Богу Апостолы? За основу, за оригинал бралось то, что приняли в 988 году от Рождества Христова из издыхающей Греции. И за тысячу лет ни разу, ни минуты не посвятили этой теме. И сегодня в этих заумных, опошляюще-бездуховных семинариях и академиях тоже ни словечка не замолвили о первоапостольском служении; и ни вздоха, ни тоски по нему, чтобы хотя бы раз прослужить так, как наши первоверховные Апостолы вели тогда Богослужение. Открываем словари, в которых подробно дается описание назначения, происхождение этих вещей и предметов, которыми уже так связали себя ныне, что без них и богослужение якобы не приемлется Господом Богом. Взамен внутреннего, духовного, пошло овеществление, в заумности потонула суть, назначение жизни человека и его общения с Богом. Языческое, плотяное, видимое взяло окончательно и бесповоротно верх над духовным и горизонт вечности был зятянут толкованиями, растолкованиями, комментариями на эти толкования. Брокгауз и Ефрон, Нюстрем и Дьяченко, Лопухин, и Мартенсен, и Фарар. Из всего этого многое брал о. Александр Мень, показывая истинное назначение указанных и иных вещей.
Точное число – когда это произошло, так возвысилось значение данных вещей – не известно, но уже в четвертом веке всё это было в ходу. Да и пусть, раз уж так понравилось. Но пошли дальше: без этих святынь и Бог тебя не услышит, – вот где беда. Исходя из того, к какому обоготворению всё подошло, то меньшим было бы упущением, если бы сразу же всего этого не допустили, а служили бы в простоте, как у лютеран, – как пишет Тютчев Ф.И.