Вопрос 1426: 5 т. Почему в Великий пост такие длинные утренние службы? И почему не читается Евангелие. Как и когда вошел в великопостную службу канон Андрея Критского?
Ответ: Назначение Великого поста – подготовить тела и души верующих к встрече Страшного Христова Пришествия при всеобщем суде, а не только праздника Пасхи, Светлого Христова Воскресения. После провозглашения христианской религии господствующей, когда принадлежность к ней стала давать выгоду, в церковь хлынули огромные массы номинальных, невозрожденных, не переживших встречи со Христом христиан. Точно таких же, какими сегодня наполнена православная церковь. Нужно было бить тревогу, криком кричать, что церковь омертвела почти вся, сделалась прислужницей императора и господствующих классов. Но это видели только отдельные христиане, и они или бежали в пустыни, скрывались за монастырскими стенами от всепоглощающего дымного надмения мира, или начинали изыскивать разные способы хоть как-то приблизить эту массу людей к Богу, привести их к раскаянию. Вот одним из таких и был, вероятно, Андрей, архиепископ Критский (637 – 712гг.). (Был другой святой преподобномученик Андрей Критский, умученный иконоборцем царем Копронимом 17 сентября 767 года (день его памяти). В житии его говорится о том, как Андрей боролся за почитание икон). Он и составил покаянный канон на основании библейских событий. Каждое событие Библии, на которое он обратил внимание, а таких он взял 204, начинается словами “Помилуй меня, Боже, помилуй меня” (согласно смысла покаяния должно было быть наоборот: сначала припоминать какое-то событие и, взирая на него, привести себя в чувство покаяния, как бы будучи участником того события Лк.17:32 – “Вспоминайте жену Лотову”, то есть сначала нужно припомнить событие, приведшее к крушению того, о ком говорится в нем, уразуметь происшедшую трагедию, как с Адамом, Давидом, и потом применяя это услышанное к себе, мысленно сказать: вот так и я согрешил, помилуй меня, Боже, помилуй меня).
Молитва бывает трёх видов. Первая – начальная, просительная Фил.4:6 – “Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом”. Иоан.16:24 – “Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна”. Иак.4:3 – “Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений”. Это есть самая примитивная детская молитва: дай хлеба, дай здоровья, дай успеха, помоги спастись.
Вторая ступень молитвы более возвышенна: благодарственная, когда человек всё принимает, как дар: радость и скорбь, рождение и смерть. 1Фесс.5:18 – “За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе”. Иов.2:10 – “Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими”. Это молитва рожденных свыше, молитва стремящихся к совершенству, молитва, украшающая путь в царство Небесное, приготовляющая человека к уподоблению Богу.
Первые два вида молитвы возможны и на небе до Страшного Суда. Откр.6:10 – “И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?”
И третья, самая возвышенная молитва – славословие, уподобление ангельским чинам. Человек ничего не просит, он всё принимает и целует руку Дающего, и восхищается совершенством Создателя: “Свят, свят, свят Господь Саваоф”. На небе будет только этот третий вид молитвы, славословие. Откр.19:4 – “Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия!” Откр.19:6 – “И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель”. Святой Андрей Критский был порождением своего времени, нес отпечаток состояния церкви того времени. В это время, как говорят все жития, в церкви было теплохладное лаодикийское состояние. Откр.3:15 – “Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч!” Откр.3:16 – “Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих”. Святой Андрей, как и блаженный Феофилакт, мучился, взирая на своих пасомых. И эти его мучения выразились в покаянном каноне, которым он пытался пробудить души людей. В это время в церкви практически всюду господствовала первая часть молитвы – просительная. Из жизни церкви практически исчезла радость спасенного грешника. Поэтому из каждого библейского события Андрей Критский извлек только вопль кающегося грешника, не примиренного со Христом. Этот канон написан практически для оглашенных, для не знающих радости искупления. Во всём его каноне звучит одна горестная струна: я погиб, но есть надежда, что Бог может меня помиловать. Он перечисляет в каноне такие грехи, о которых в церкви не должно было бы быть и речи. Весь канон его есть реквием на первой ступени, начальной, просительной. И только иногда прорывается благодарность, то есть попытка достичь второй ступени. Когда же он устремляется к третьей ступени славословия, то совершенно никак не связывает это по смыслу со всем каноном, с библейскими событиями. По замыслу же возрожденного свыше человека, христианина, согласно духа Нового Завета, его творение должно быть разбито, как минимум, на три части, и по продолжительности растянуто не менее, как на весь Великий пост. Из каждого события, и очень часто надуманно, он буквально “выжимал” дух покаяния применительно к своим слушателям-молельщикам. Хотел ли он того, чтобы этот канон читался в первые четыре дня на первой неделе поста весь целиком, разбитый на четыре части? И тем более зараз на одном богослужении на пятой неделе поста в среду вечером (т.н. “Марьино стояние”) – этого мы уже никогда не узнаем. Если это был его замысел, то он был не только неверен, но и порочен. Святой Иоанн Златоуст, только изъясняя заглавие книги “Деяния Апостолов”, говорит шесть проповедей, каждая из которых продолжительностью два часа. Протестант Ярл Пейсти составил целую книгу из своих проповедей, посвященных грозному пророку Илии. Здесь же в быстром темпе мелькают двести четыре библейских события от Бытия до Откровения, от Адама до Антихриста. Даже зная Библию наизусть, невозможно настроить свой разум на несколько строк, в которых в сжатом виде говорится о Сауле. В других строчках о Давиде и т.д. Если этот канон предназначался для чтения за раз на одном богослужении, и потом этот канон не читался в течение года, считая, что слушатели-зрители-прохожане ознакомились с содержанием Библии, то этот канон выполняет роль “отмазки”, что будто бы дело сделано, все знают Библию. Учитывая то, что тогда Библий у народа вообще не было (стоимость одной Библии равнялась двадцатилетнему труду рабочего), и читая проповеди Златоуста, мы совершенно точно можем сказать, что все эти 204 события, вспоминающиеся в каноне, напирающие одно на другое, были народу неизвестны. Стоящие в храме прицеплялись к словам: “Помилуй меня, Боже, помилуй меня”, как и ныне. Таких ныне в храме 100%, считая священников, архиерея и патриарха. Почему за 1300 лет после составления канона никто из верующих архиереев, богословов не подверг этот канон такому рассмотрению? Каждое библейское событие несет в себе информацию о том, как это было и как должно было быть. Иначе сказать, из каждого события можно “выжать” просьбу (первая ступень), благодарение (вторая ступень) и славословие (третья ступень). Неужели никогда в церкви за 1300 лет не было прослойки людей, примирившихся со Христом, уверовавших в Него всем сердцем, тех, о которых Писание говорит так: Фил.1:21 – “Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение”. Фил.2:5 – “Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе”. Гал.2:20 – “И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня”. Рим.8:15 – “Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»”. Гал.4:6 – “А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»”.
Мы можем попытаться проникнуть в полноту возможного замысла святого Андрея Критского. Второй канон его мог быть благодарственным, основанным на тех же библейских событиях. И третий канон – песнь славословия, основанный точно так же, на тех же библейских событиях. Пример: он упоминает об Ионе и Ниневии, о его непослушании. Смысл этого события в том, чтобы мы не были такими непокоривыми, такими распутными, как ниневитяне. Помилуй меня, Боже, помилуй меня, чтобы я не убегал от лица Твоего, как Иона. Помилуй меня, Боже, помилуй меня, чтобы я не жил как эти грешные ниневитяне, не отличающие правого от левого, хотя их было 120 тысяч там. Второй канон, на второй благодарственной ступени должен был быть составлен (и сегодня еще не поздно это сделать) на те же самые библейские события так: Иону не поглотили волны, и буря утихла, благодарим Тебя, Господи, за милость Твою неизреченную. Ниневия обратилась от греха, перестали делать зло – Твой замысел о них, Господи, исполнился через строптивого пророка, благодарим Тебя, Господи, за милость Твою неизреченную. Эти событием, Господи, ты подвигаешь нас к благодарности Тебе, что посреди этого бушующего моря Ты хранил нас столько лет и привел нас к познанию Тебя, Иисус Христос, через проповедников Твоих, которые донесли до нас Святое Евангелие неповрежденным в истолковании святых отцов православной церкви, благодарим Тебя, Господи, за милость Твою неизреченную. И этим припевом: благодарим Тебя, Господи, за милость Твою неизреченную, наполнить все 204 библейских события, какие мы находим в нынешнем покаянном каноне Андрея Критского.
Почему за 1300 лет церковь не предприняла попытки подобием нынешнего покаянного канона возвести людей на третью степень славословия Бога, чтобы песнь искупленных чад Божиих слилась с песнью Херувимов? А он мог выглядеть примерно так: Господи, Ты позволил Ионе бежать от Тебя, войти в корабль с иностранцами, стать “зарубежником”, но потом Ты сохранил его в более надежном корабле, во чреве кита, Аллилуия. Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! Ис.6:3. Какое чудо Ты совершил, Господи, что целый столичный город так внезапно и скоро Ты поставил на колени, и они, не знающие истинного Бога, призвали Тебя, смирившись перед Тобою. О, как Ты велик, Аллилуия. Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! Долготерпеливый и многомилостивый Создатель, как любишь Ты творение Твое, наделенное Тобою свободой действий, как Ты показываешь, что человек, думающий о себе, что он избранник Божий, но не проникнутый Твоими замыслами, бунтует против Тебя, ропщет, и оказывается хуже, непокоривее блудного сына, возвратившегося в отчий дом, и теперь не хотящего разделить радость этого возвращения со своим отцом. Но Ты и его увещеваешь, чтобы он вместе со спасенными воспел Тебя. Аллилуия. Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!
Такой длинной службой, утомительной и не приводящей к сокрушению, шаблонно делается попытка ввести людей в покаянное состояние, но это абсолютно не достигается, а практически такой цели и не ставится. Эти пяти и более часовые стояния выражаются в словах: отстоял службу, и этим всё кончается. Шаблонно-трафаретный перенос канона и такое монотонно-непонятное чтение совершенно не достигает цели, как говорит о том Феофан Затворник, говоря о церковно-славянском языке. Евангелие не читается, очевидно, потому, что в самом каноне многократно напоминаются евангельские события.