Вопрос 1992: 7 т. Помощь же есть от мощей? И люди так любят поклоняться им, ища защиты у преподобных.
Ответ: Так-то так, да беда в том, что это уже настоящее
идолопоклонство светится. Это не к Богу всем умом и всем сердцем, а к святому и
к его мощам. Это обоготворение «не имамы иные помощи разве тебе» и есть самое
настоящее отвержение от Бога и от Библии. И это насадили сами эти, чьи мощи
сегодня режут и дробят и поклоняются им, противясь Божьему указанию предавать
земле тела всех без исключения.
Иларион Вел. 21 окт. «Не следует умолчать и о том, что сделала
вышеупомянутая Констанция. Будучи добродетельной и имея великое усердие к
преподобному Илариону, она, по смерти его, стала часто ходить к его гробу,
молиться по целым ночам и беседовать с ним как с живым, прося молитв за
себя. Когда она узнала, что тело святого украдено, то от горести упала и
умерла, и своей смертью показала, какую она имела веру и любовь ко святому».
Гурий митр. – 4 окт. «Открывши
гроб святого Гурия, они нашли его наполненным благовонным миром; тление
коснулось лишь немного верхней части губ, даже ризы святителя были целы и
казались крепче новых. Подобным образом открыли гроб святого Варсонофия и также
обрели мощи его целыми и нетленными, как и мощи святителя Гурия; тление
коснулось лишь только ног преподобного, но не разрушило костей, совершенно
крепких».
Евдоким – 31 июля «Мать
приказала снять камень, откопать землю и открыть раку; когда было это сделано,
то увидели тело святого, ничуть не истлевшее, лицо светлое, как живое, и уста в
своей естественной красоте; хотя святой был в земле уже 18 месяцев, однако
нисколько не изменился, был, как живой, только уснувший; великое благоухание исходило
он него, и вынесли раку с мощами из земли наверх. Когда мать пожелала облечь
сына в новые одежды, случилось тут быть одному пришельцу монаху, по имени
Иосифу, мужу добродетельному, в сане пресвитера; он поднял из раки тело
святого, как живое, – его руки и ноги свободно сгибались; инок снял с тела
святого прежние одежды, и с ног сапоги без всякого труда, ибо сами руки
поддавались раздеванию и ноги разутию; облекши тело в новую одежду, опять
благочинно положили его в раку.
Мать пожелала взять и
отнести с собой в Византию чудотворное тело своего возлюбленного сына…
Но жители той страны
собрались и не дали ей тела, говоря так:
– Хотя звезда сия взошла из
твоей утробы, но у нас совершился заход ее, и снова ясней она воссияла чудесами.
Хотя от тебя возросла сия добрая лоза, но у нас принесла сладкие плоды целебной
благодати. Если бы Бог желал чудесным мощам угодника быть в другом месте, то он
разве не мог бы живым возвратиться туда, откуда он пришел к нам?! О, добрая
мать! Не противься судьбам Божиим и не завидуй нам в нашем даре; достаточно
тебе той славы, что ты родила такого святого!
На такие словам мать
замолчала и, пробывши несколько дней при гробе сына, попрощалась со всеми и
возвратилась домой. Вышеупомянутый иеромонах Иосиф сделался блюстителем мощей
святого угодника и некоторое время пребыл при нем, но потом, нашедши удобное
время, тайно ночью взял мощи праведника и ушел с ним в Царьград».
Сергий Радон. 25 сент. «Лишь
только собравшиеся открыли гроб преподобного, тотчас же великое благоухание
распространилось кругом. Тогда увидели дивное чудо: не только честное тело
преподобного Сергия сохранилось целым и невредимым, но тление не коснулось даже
и одеяния его; по обе стороны гроба стояла вода, но она не касалась ни мощей преподобного,
ни его одежды… И солнце заходит, но слава сего чудотворца никогда не исчезнет,
– она будет сиять вечно, ибо в Св. Писании говорится: «А праведники живут
вовеки» (Прем. Сол.5:15).
Давно, в дни
юности минувшей,
Во мне горел огонь святой.
Тогда души моей покой
Был безмятежен, и живущий
В ней Дух невидимо хранил
Ее от злобы и сомненья,
От пустоты, тоски, томленья
И силой чудною живил.
Но жизнью я увлекся шумной;
Свою невинность, красоту,
И светлый мир, и чистоту
Не мог я сохранить,
безумный!
И вихрем страстных увлечений
Охваченный, я погибал…
Но снова к Богу я воззвал
С слезами горьких сожалений,
И Он приник к моим
стенаньям,
И мира Ангела послал,
И к жизни чудной вновь
призвал,
И исцелил мои страданья. Преп.
Варсонофий Оптинский.