Вопрос 2066:
8 т. Вы несколько раз прочитали полностью все двенадцать книг «Житий святых».
Можете ли указать такие жития, где
святые нарушали церковные каноны умышленно, как бы этих канонов и не было?
Ответ: Таких случаев тьма. Похоже, что они эти правила
вообще не знали или ставили ни во что. Все из отшельников премного и постоянно
говорят о борьбе против гордости, о смирении, о покорности церковным властям.
Но у многих проявляется столько
нечеловеческой гордыни, тщеславия и превозношения, столько жуткого неповиновения
своим предстоятелям, когда им это выгодно, столько
презрительных нарушений церковных
канонов, что уже ничему не удивляешься, что они могут прославлять и
самоубийство, и убийство, и ложь и клятвы произносить. И даже сегодня страшно опасно говорить об этом – ибо выросшие на почитании
мощей и мироточивых икон и других сверхсомнительных
чудес церковных могут прибить тебя. А сами они или и не читали «Житий», или
просто ничего не запомнили, тем более не
сравнивали прочитанного с Библией. Если каноны церковные считать за предания
церковные, то от нарушителей этих канонов, кто бы они ни были, нужно бежать, закрыв лицо. 2Фесс.3:6
– «Завещеваем же вам, братия,
именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего
бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас». За сорок с лишним
лет проповеднической деятельности я ещё ни разу не встретил среди православных,
даже среди священников ни одного человека, кто хорошо бы знал «Жития святых»,
Библию и каноны, и чтобы он сравнивал одно с другим. Вот примеры, когда ненаученные прихожане готовы в монахи отдать своё дитя с пяти
лет. А это же не с улицы пришедшие, а чьи-то же овцы.
Даниил Столп. – 1 дек. «До пяти лет отрок рос без имени, потому что
родители не хотели сами дать сыну своему имя, но желали, чтобы тот, кто родился
по дару от Бога, от Бога же получил себе и имя. Поэтому они привели его в один
монастырь, принеся сюда и дары Богу, и просили игумена наречь имя их сыну.
Игумен, вдохновленный Богом, отвечал, что его надо назвать тем именем, которое
откроет Сам Бог. Смотря на отрока, он велел подать
себе книгу из алтаря церковного и, разогнув ее, нашёл в ней некоторые
слова святого пророка Даниила. Поняв из этого, что так благоволил сделать Сам Бог, чтобы имя этого пророка дано было и отроку, он
назвал его Даниилом. Сие же было предзнаменованием того, что отрок сей будет подобен
великому пророку, как по имени, так и по благочестью. Родителям хотелось, чтобы
их сын тотчас же был посвящен на служение Богу при этом монастыре, но
игумен не согласился на это, потому что отрок был еще слишком мал».
Петр Киевск. – 21 дек.
«Святой Пётр стал быстро понимать, чему учил его наставник; в скором времени он
изучил всё Священное Писание и превзошел в учении всех сверстников.
Когда Петру исполнилось
двенадцать лет, он ушел в близкий к месту его рождения монастырь, и принят
был в число братии; там нёс он монастырские послушания, носил в поварню
воду и дрова, мыл братии власяницы, и ни зимою, ни летом нисколько не оставлял
своего правила. Прежде всех приходил он к церковной службе и уходил последним,
в церкви стоял с благоговением, прилежно слушая Божественное Писание, никогда
не прислоняясь к стене, наставнику
своему всегда оказывал послушание и с готовностью служил братии в смирении и
молчании. По воле настоятеля он был произведён во
диакона, а потом и во пресвитера. Научился он писать и святые иконы и, когда
писал, всем умом и мыслию удалялся от земного и, исполняясь богомыслия,
ревностно стремился к добродетельному житию.
После довольно продолжительного
пребывания в том монастыре по благословению настоятеля святой Пётр удалился в
одно пустынное место и устроил себе обитель при реке Рате . Здесь построил он церковь во имя Спаса нашего Иисуса
Христа, и в короткое время собралось к нему сюда много братии».
Предел земных
волнений не далёк…
Прости меня, Творец
любвеобильный,
Что долг святой – труд
жизни непосильный –
Безропотно я совершить не
мог;
Что верой в жизнь и светочем науки
Не озарил я жизни и труда,
Что скорбь души, сомнения и муки
Не принесли могучего плода;
Что твоего Божественного
дара
Я не сумел взлелеять
семена,
Что искра в сердце тлеющего
жара
Тщетой была во мне
заглушена!
Не дай скорбеть о роковой утрате
Сил юности – невозвратимых сил, -
Дай мир душе на жизненном закате,
Дай веру мне, что я не тщетно жил! А.Н. Яхонтов, 1880