Вопрос 2093: 8 т. Если возникло так много монастырей и
такие в них были замечательные уставы, все приходящие вновь легко усваивали
эти правила, то наверное, правил этих не
так много и каждая семья могла бы применять их в повседневной жизни, хотя бы
отчасти?
Ответ:
В «Древних иноческих уставах» решились
предложить на ознакомление людям только
краткие выписки из уставов, и то они весьма впечатляют. Книга большого формата – 666 страниц. В ней можно ознакомиться с некоторыми правилами
монастырей. Правил Пахомия Великого – 294, и он их
свёл в 21 правило. У Орсисия – 56 правил. И общих
правил, вероятно коллегиально принятых -
67; у Василия Великого - 419
правил и для женских монастырей еще разъяснение в 19 правилах; Иоанн Кассиан только в
трёх его книгах 61 глава; у Венедикта –
73 главы. Можно предположить, согласно некоторых пояснений в книге, что для
внутреннего пользования есть ещё более расширенные варианты; и в каждой главе
есть подпункты.
Есть много полезных правил и вполне
приемлемых всеми здравомыслящими. Когда
я законспектировал книгу сию, то понял, что для читателей не смогу и малой
толики дать прочесть. Это нужно иметь саму книгу. Главы отдельные иногда
занимают по несколько страниц.
Если надумаете применять эти правила сегодня на практике, то будете срок мотать в строгорежимном лагере,
как садист, мазохист, попирающий все
нормы нравственного поведения и раздавливающий личность человека. Десятки
правозащитных организаций сразу же устремятся против вас, как тоталитарного
волка. Абсолютное полное подавление личности. Воля человека - главный враг
в монастыре. Даже посылку с воли не
может получить рядовой – она будет выставлена на общий стол. Случалось, что расконвоированных
монахов выводили на сельхоз.работы в поле. И вот тут был самый подходящий
момент сбежать из своего ГУЛага. Правила
и это предусматривали, что
старшой, «набольший», как его
зовут, должен был хватиться этой потери и немедленно сообщить в «город солнца» своему «Джиму Джонсу, основателю «Народного
храма», и искать беглеца. Три часа, в которые он мог бы отдалиться от
любимого монастыря – были для него спасительными. Но губительными для его
надсмотрщика. Стр. 153. правило 288.
«Если убежит кто и смотритель раньше трёх часов не донесёт Авве,
то будет повинен в погибли брата, разе только опять найдёт его (п.152)».
289 пр.
«Вот наказание тому, кто погубит
какого брата из дома - три дня нести публичное покаяние. Но если он
донесёт в тот же час, как тот убежит, то виновен не будет».
290 пр. «Если смотритель увидит какой
грех в доме своём, и тотчас не обличит согрешающего, и не донесёт Авве монастыря, сам понесёт установленную за тот грех эпитимию» («домом»
называется общий барак) (в ГУЛаге оуновцы устроили таким доносчикам полную рубиловку – вырезали их на рассвете).
Исключительно страшным грехом
почиталось заступничество за наказываемого.
«Им внушалось принимать даемые им приказания
с таким благоговением, и исполнять и с
такою готовностью, как бы они исходили непосредственно от Самого
Бога. Рассуждать о повеленном не разрешалось,
и вообще заповедывалось ни в чём не верить своему уму
и рассуждению. Чтобы скорее и надёжнее утвердить их в последнем, часто даваемы
были им приказания, исполнение которых казалось ни с чем несообразным. Так
делалось в той мысли, что кто в этих случаях исполнителен без рассуждения,
конечно же будет таков и во всех других». (пр. Касиана
кн. 4.п. 8,9 стр. 106 пр. 57 Пахомия).
«Сей блаженный Иоанн от юности до совершенного
мужеского возраста служил старцу своему, пока тот жил на свете, с таким смирением исполнял его
повеления, что сам старец изумлялся его
послушанию. Желая однако же точнее узнать, откуда у него такая добродетель, от
веры ли истинной и глубокой простоты сердечной, или она притворна, принужденна
и оказывается только пред лицом того, кто даёт повеления. Старец часто назначал ему послушания то пустые и
ненужные, то неисполнимые.
Однажды старец взял из своего
дровяника хворостинку, давно срубленную, совершенно исссохшую
и даже от древности немного позагнившую и воткнул ее
в землю, велел поливать её дважды в день, принося воду на своих плечах, чтобы она, будучи таким
образом каждодневно орошаема, пустила
корни, ожила, разветвилась. Приняв это послушание с обычным благоговением, юный
инок, нисколько не рассуждая о невозможности получить то, что ожидалось будто,
исполнял это неопустительно каждый день, нося воду за
две почти мили (3, 5 км.). Так поливал он свое деревцо в продолжение целого
года, не пропуская ни одного дня. Ни за болезнью, ни по причине праздника, ни
по причине нужнейшей какой-либо работы, ни из-за зимней стужи и непогоды.
Старец молча наблюдал за этой неутомимостью его и удостоверился, что он и
принял и исполнял его приказание в простоте сердца, без всякого колебания ума,
как бы оно дано ему было свыше, чем
доказал искренность своего смиренного послушания. Почему, желая положить конец этому испытанию, подошёл он к сухой хворостинке
и сказал: «Ну что, Иоанн, пустило ли
корни дерево наше, или нет?» Тот сказал: «Не знаю». Тогда старец, как бы пробуя, крепко ли оно на корнях своих,
легким движением вырвал хворостинку перед глазами его, и бросил её, чтобы он не поливал её более». Стр.
570 гл. 24.
«В другой раз, когда пришли братия поназидаться примером послушания, старец позвав Иоанна, сказал
ему: «Беги и вон тот камень прикати сюда, как можно поскорее». Тот побежал и со
всем усердием и напряжением сил начал пхать камень огромный, который целая толпа народа могла бы
покачнуть только. Пот лил с него градом, пропитал всё его платье, намочил и
самый камень. Но ему нисколько не подумалось,
что послушание не исполнимо, ибо из благоговения к старцу и по искренней
простоте послушания он от всей души веровал, то старец ничего не прикажет даром, на что не было бы у него разумного
основания. (память св. Иоанна 27 марта стр. 572).
Над
нами те ж, как древле, небеса
И так же льют нам благ своих потоки,
И в наши дни творятся чудеса,
И в наши дни являются пророки.
Бог
не устал, - Бог шествует вперёд,
Мир
борется с враждебной силой змия,
Там
– зрит слепой, там – мёртвый восстает;
Исаия
жив, и жив Иеремия.
Не истощил Господь Своих даров,
Не оскудел верховной благодатью, -
Он всё творит – и Библия миров
Не замкнута последнею печатью.
Кто
духом жив, в ком вера не мертва,
Кто
сознает всю животворность слова,
Тот
всюду зрит наитье Божества
И
слышит всё, что скажет Иегова.
И, разогнав кудесничества
чад,
В природе он усмотрит святость чуда,
И не распнёт он Слово, как Пилат,
И не предаст он Слово, как Иуда.
И
брата он, как Каин, не сразит,
Гонимого
с радушной лаской примет,
Смирением
надменных пристыдит,
И
слабого и падшего подымет.
Не унывай, о малодушный род!
Не падайте, о племена земные!
Бог не устал, - Бог шествует вперед;
Мир борется с враждебной силой змия. 1860 Вл. Бенедиктов.
(«Слово и дух» Антология русской духовной
поэзии Х-ХХвв. Минск. 2003. 528 стр.)