Вопрос 3088:
16 т. Вот мы снова в этом году ходили в Покровский собор на пятой неделе
Великого поста в среду вечером и четыре часа отстояли. Говорят, что читался
канон Андрея Критского, и называют это моленье «Марьиным стояньем». Устала, а
ничего не вынесла, кроме усталости. Приятно было кланяться и так много, ночью
ноги судорогой сводило даже, и поют хорошо, а на душе пустота. Кто такой Андрей
и что это за канон, так и не сказали. Мне рассказали сёстры, что Вы на занятиях
подробно проходили в прошлые годы этот
канон по-русски, но я тогда ещё не ходила в церковь. Где же можно узнать об
этом?
Ответ:
На этот вопрос я уже отвечал в «…открытым оком», т.5, вопрос 1426.
АНДРЕЙ КРИТСКИЙ, свт. (ок. 660-ок. 740=80), визант. подвижник,
церк. поэт-гимнограф. Род. в Дамаске, подвизался в Иерусалимской обители св.
Саввы. В качестве секретаря Иерусалимской Патриархии участвовал в VI Вселенском
Соборе. Впоследствии А.К. был поставлен епископом г. Гортины на о. Крит. Самое
известное произведение А.К. - Великий канон, содержащий 250 тропарей (строф).
Весь канон посвящён теме покаяния. В
качестве сюжетной канвы использована библ. история ВЗ и НЗ. Образы и события
Свящ. Писания повсюду в каноне связываются с восхождением от греха к примирению
с Богом. Память святителя Правосл. Церковь празднует 4 июля. (Мариино стояние)
– народное название утрени, совершаемой в среду пятой седмицы Великого поста
(считается уже четверг), на которой читается Великий канон св. Андрея Критского
и житие преподобной Марии Египетской. При встрече с Зосимой Мария была поднята
в воздух, стояла на локоток от земли. «С этими словами она обратилась на
восток; возведши очи кверху и подняв руки, она начала молиться, но так тихо,
что Зосима не слышал и не понимал слов молитвы. В трепете, молча стоял он, поникнув
головой. «Призываю Бога во свидетели, — рассказывал он, — что через некоторое
время я приподнял глаза и увидал ее поднявшеюся на локоть от земли; так она
стояла на воздухе и молилась». Увидев это, Зосима затрепетал от страха, со
слезами повергнулся на землю и только произносил: «Господи, помилуй!»
Но тут его смутила мысль,
не дух ли это и не привидение ли, как-бы молящееся Богу. Но святая, подняв
старца с земли, сказала: «Зачем, Зосима, тебя смущает мысль о привидении, зачем
думаешь, что я дух, совершающий молитву?» Мария поведала о себе: «Я, святой
отец, родилась в Египте, но будучи 12-ти лет от роду, когда были живы ещё мои
родители, я отвергла их любовь и отправилась в Александрию. Как я потеряла свою
девическую чистоту и стала неудержимо, ненасытно предаваться любодеянию, — об
этом без стыда я не могу даже помыслить, не только пространно рассказывать;
скажу только кратко, чтобы ты узнал о неудержимой моей похоти. Семнадцать лет,
и даже больше, я совершала блуд со всеми, не ради подарка или платы, так как
ничего ни от кого я не хотела брать, но я так рассудила, что даром больше будут
приходить ко мне и удовлетворять мою похоть… Какой язык, какой слух вынесет
рассказ о позорных делах, совершённых мною на корабле во время пути: я увлекала
на грех даже против воли, и не было постыдных дел, каким бы я не научала.
Поверь, отец, я ужасаюсь, как море перенесло такой разврат, как не разверзлась
земля и не погрузила меня живою в ад после совращения столь многих людей!.. Я
думаю, — отвечала она, — протекло 47 лет, как я оставила святой город. Поверь
мне, отец Зосима, что 17 лет прожила я в этой пустыни, борясь с своими
безумными страстями, как с лютыми зверями. Когда я принималась за пищу, я
мечтала о мясе и вине, какие ела в Египте; мне хотелось выпить любимого мною
вина. Будучи в миру, много пила я вина, а здесь не имела и воды; я изнывала от
жажды и страшно мучилась. Иногда у меня являлось очень смущавшее меня желание
петь блудные песни, к которым я привыкла. Тогда я проливала слезы, била себя в
грудь и вспоминала обеты, данные мною при удалении в пустыню. Тогда я мысленно
становилась перед иконою поручительницы моей, Пречистой Богородицы и с плачем
умоляла отогнать от меня мысли, смущавшие мою душу. Долго я так плакала, крепко
ударяя себя в грудь, и наконец как-бы свет разливался вокруг меня, и я
успокоивалась от волнений. Как признаться мне, отец, в блудных вожделениях,
овладевавших мною? Прости, отец. Огонь страсти загорался во мне и опалял меня,
понуждая к похоти. Когда на меня находил такой соблазн, то я повергалась на
землю и обливалась слезами, представляя себе, что перед мною стоит Сама моя
поручительница, осуждает мое преступление и грозит за него тяжелыми мучениеми.
Поверженная на землю, я не вставала день и ночь, пока тот свет не озарял меня и
не отгонял смущавшие меня мысли. Тогда я возводила очи к Поручительнице своей,
горячо прося помощи моим страданиям в пустыне — и действительно, Она мне давала
помощь и руководство в покаянии. Так провела я 17 лет в постоянных мучениях… (Придя
в очередной раз, Зосима нашёл Марию умершей). Тут он увидел у головы
блаженной такую надпись, начертанную на земле: «Погреби, авва Зосима, на этом
месте тело смиренной Марии, отдай прах праху».
Рим.10:3
– «Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную
праведность, они не покорились праведности Божией». В рассуждениях о
Марии Египетской ни разу и никто не спрашивает, по повелению ли Божию она
сотворила, уйдя в пустыню, и требует ли этого Бог Всемогущий. Берётся во
внимание только свидетельство одного человека Зосимы, а он ни разу не подверг
сомнению виденное и слышанное, а только падал к ногам её, проливал слёзы,
целовал землю и восхищался разумом. Пр.28:9 – «Кто отклоняет ухо
своё от слушания закона, того и молитва – мерзость». Житие Марии от
первого её шага и до смерти не сходится со словами Христа и Апостолов – ни разу
и нигде. Ис.8:20 – «[Обращайтесь] к закону и откровению. Если они не
говорят, как это слово, то нет в них света». Иоан.11:10 – «а кто ходит
ночью, спотыкается, потому что нет света с ним». 2Пет.1:19 – «И притом
мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к
нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать
день и не взойдёт утренняя звезда в сердцах ваших».
О житии Марии невозможно говорить во свете Библии – тебя истопчут и ошельмуют попы. Житие Марии Магдалины – воистину равноапостольное, не пользуется такой популярностью – нигде не отмечается хождение Марьино, проповедь Марьина, благовестие Марьино. И хотя и первому житию никто не подражает, ибо поставлен феноменальный рекорд самоистязания на века, но и Марии Магдалине вряд ли кто поревнует в подражании. А вот она-то и достойна подражания и истинной памяти. Евр.13:7 – «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их».