Вопрос
3089: 16 т. Какие
попрёки в свой адрес более всего слышите от священнослужителей?
Ответ:
Когда делаем сравнения с тем, как было в Апостольские времена и как сегодня
есть. Мы ссылаемся на книги, какие есть
почти у каждого священника, на словари. И становится видно, что то, без
чего сегодня им нельзя уже и богослужение провести, что кажется незыблемым,
установленным Самим
Господом Богом, на деле обстоит иначе. Совершенно никакого отношения не имеющее к делу спасения сегодня выдвинулось на первый план.
С какой же лёгкостью невозрождённая природа человечков согласилась на изменения
в общении с Богом, на изменения, явно против Писания идущие. А вот чтобы
сегодня вернуться к прежнему – это немыслимо даже в
виде вопроса задать. Попы буйствуют, они заражены атмосферой кайфа
дымного, они без целования рук жить не могут, и столько раз целуют и целуют
руки им, а они архиерею. А заповеди, прямые указания Божьи в пренебрежении,
заплёваны. И как только укажешь им на несходство того, что есть у нас, с Библией, они тебе тут же «пророчат», что мы
уже почти ушли в сектанты. Нас ещё, вроде, только Причастие удерживает, или
что-то подобное из области ахинеи несут. Мы, зная доподлинно, что в православии
тотальное отступление от Апостольских установлений, сносим сие варварство
поповское и хотя медленно, но движемся вперёд, работаем с ними. А вот они тут
же наводят панику и клеймят нас отступниками. Согласны и на это, но вопрос
остался открытым: от чего мы отступили? Мы ведь только спросили и хотим, чтобы
душа была привязана всем умом, всем сердцем и всею душою и всею крепостью к
Богу, к Его Слову, а не к тому, что не первоапостольское и, конечно же, не
первостепенной важности в деле спасения. Мы желаем, чтобы верующие знали хотя
бы по курсу сокращённого православного словаря, что означают
слова и когда возникло то, что рядом с нами.
Празднование Пасхи оказывается в пределах от 22 марта до 25 апреля
старого стиля или от 4 апреля до 8 мая нового стиля.
Происхождение ПАЛИЦЫ неизвестно, вероятно, первоначально это был плат для
отирания рук.
АНТИМИНС берёт начало от возникшего в раннехристианские
времена обычая совершать литургию на гробницах мучеников. Впоследствии, при
увеличении количества храмов в престолы стали вкладывать только частицы мощей.
На рубеже VIII-IХ вв. частицы мощей стали вшивать в
материю и полагать поверх престола.
АМВОН (греч. восходить)
– часть солеи, выдающаяся полукружием в центр храма напротив царских врат.
Служит для произнесения проповедей, ектений, чтения Евангелия и т.п.
Изначально АЛТАРЁМ
назывался собственно престол, впоследствии, когда восточная часть храма стала
обособляться и отделяться иконостасом, название «алтарь» распространилось на
всю отделённую иконостасом часть храма…
С произнесением особых
молитв священник вырезает копием часть просфоры в форме куба. Оставшиеся части
просфоры называются АНТИДОРОМ. Такой способ приготовления литургического
хлеба возник, по-видимому, в IX-Х вв.: с этого времени он начинает упоминаться
в богослужебной литературе.
АРТОС (греч. хлеб)
– квасной (дрожжевой) хлеб, освящаемый в день Пасхи. Артос раздаётся мирянам в
субботу пасхальной недели. Символически изображает ягнёнка, который закалывался
иудеями в пасхальную ночь.
Чин АРХИМАНДРИТА
появился в Восточной Церкви в V в. – так именовались избранные архиереем из
игуменов лица для надзора над монастырями епархии. Впоследствии наименование
«архимандрит» перешло к начальникам важнейших монастырей и затем к
монашествующим лицам, занимающим церковно-административные должности.
НАВЕРШИЕ богослужебного посоха епископа увенчивается крестом,
сама форма навершия бывает двух видов: 1) древняя форма, восходящая к VI в., в
виде перевернутого якоря; 2) форма, распространившаяся в ХVI-ХVII
вв. - в виде двух змей, извивающихся кверху. Отличительной особенностью русских
посохов является сулок – двойной платок у навершия, предохраняющий руку от
мороза.
ПРОСФОРА (греч. приношение)
- богослужебный литургический хлеб, употребляемый для таинства евхаристии и для
поминовения во время проскомидии живых и мёртвых. Готовится из квасного (т.е.
дрожжевого) теста, состоящего из пшеничной муки, воды и соли. На просфоре
помещаются изображения (для этого тесто отливается в специальные формы) креста
с надписью ИС ХС НИКА (Иисус Христос - победа) или образ к.л. святого. Просфоры
делаются двухсоставными (т.е. из двух половинок,) – в
ознаменование двух естеств Иисуса Христа - божественного и человеческого.
РИПИДА (греч. опахало)
- опахало с изображением серафима, принадлежность архиерейского богослужения.
Рипиды возникли на Ближнем Востоке, где ими отгоняли во время литургии летающих
насекомых. Символически изображают ангельские силы.
В богослужебную практику САККОС
стал входить в ХI-ХII вв. как облачение
константинопольского патриарха, затем перешёл к другим восточным патриархам и московскому
митрополиту, а с XVI в. на востоке и с нач. XVIII в. в России стал облачением всех архиереев, заменив
фелонь.
Слово «СКИТ»
происходит от названия одного из пустынных мест в Египте, в котором в IV - V
вв. были уединенные поселения монахов.
СТИХАРЬ одевается дьяконом поверх подрясника. Стихарь
символизирует одежду спасения (Ис.61:10) и шьётся из материи светлого
цвета. Происхождением восходит к античной тунике.
Пустынники, принявшие ЗАТВОР
в замену отшельничества, стали именоваться монахами великой схимы. Впоследствии
затвор перестал быть обязательным для схимонахов.
ХЕРУВИМСКАЯ песнь является приготовительной к достойному
присутствию и участию в Евхаристии. Составлена и
введена в употребление в VI в. в Византии. Называется по начальным словам «Иже херувимы».
Мф.19:8 – «а сначала не было так». Ис.28:13 – «И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, - так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены». Иоан.5:44 – «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?»