Вопрос 3291:
19 т. Православие упирает на богослужение, а протестанты на живую проповедь
Евангелия. Где и у кого проще обратиться к Богу иноверцам?
Ответ:
Неужели вы сами не понимаете, что где жизнь явлена через слово Христово, а не
там, где через иконы привычка? Вот из книги матери о.Александра Меня несколько
выдержек и вы поймёте, что православие было и есть неизменное – иконы,
монашество, послушание человеку. Александр Мень никогда бы не был православным,
быть может, если бы там не пустила корешки его любознательная и ищущая не
Христа, а крещения и покоя его мать.
«Павлик обратил внимание
своего спутника на облака, окрашенные восходящим солнцем. Но молодой инок даже
не поднял глаз: «Я не для того в монастырь пришёл, чтобы красотой любоваться, а
для того, чтобы о грехах плакать», - сказал он...
Каждый поминаемый становился для о.Петра
своим, и он хранил молитвенную память о нём на всю жизнь. Если была малейшая
возможность, он считал своим долгом сам отпеть и проводить в последний путь
того, о ком он постоянно молился. Уже совсем больной, лежа в постели, он
огорчался, когда узнавал, что его заменил в этом деле другой… Православие не
старообрядчество, в нём есть широта всеобъемлющая». У о. Петра не было и тени
того, почти сектантского, понимания Православия, с которым мы и сейчас нередко
встречаемся. Есть ещё до сих пор люди, которые отшатываются от западного
христианства, как от чего-то чуждого и даже враждебного. Есть и такие, которые
считают, что православный священник не должен заниматься «светскими» науками
или интересоваться искусством. О. Петр был чужд этих предрассудков. «Церковь
едина, - говорил он. - О соединении всех мы молимся за каждой литургией. И у
католиков благодать есть. У них было много тяжёлых ошибок, но и у нас они были.
Каждая душа, - говорит о. Пётр, - может возрастать соответственно своим
особенностям. Будущая жизнь - продолжение земной жизни, и возрастание каждой
души будет там продолжаться»… В последний год своей жизни о. Пётр начал и
закончил огромный труд: внешний и внутренний ремонт собора. Делу этому он
посвящал дни и ночи. «В монастырь строгий, со скитским уставом я пошёл бы с
радостью, ибо вижу в монашестве самое желательное завершение своей жизни. Между
тем, принять постриг и оставаться в миру, оставаться погруженным в ту суету мирскую,
от которой монах должен бежать, я боюсь еще больше и, вероятно, не решусь
никогда. Монашество как идеал, как цель самая высокая всей моей жизни пусть
будет стоять передо мной, хотя бы я не был облечён в мантию вещественную, а
делом стремился осуществить хоть сколько-нибудь в жизни своей самые обеты
инока…».
Мария Витальевна Тепнина (1904-1992), зубной
врач, на её квартире в Рублёве постоянно трудилась до конца жизни в Сретенском
храме Новой деревни. И она во мне создала на долгое время какой-то протест
против монастыря. Я такой вот ещё девчонкой думала: почему? Почему христианство
- я хотела быть христианкой - это достояние монахов? Почему я не могу, не
будучи монахиней, в монастыре, быть христианкой?! Я помню, как уже в
«Катакомбной церкви» наш духовник, отец Иеракс, мне один раз говорит: «Давай я
тебя постригу?» Я говорю: «Нет!!! Не хочу». Он страшно удивился, потому
что настроения у меня были совершенно соответствующие. «Не хочу!» Так он мне
должен был рассказать всю историю становления монашества, для того, чтобы меня
примирить с монастырём»...
«Маленький домик, низкие
комнаты, крашеные полы, какой-то особенный запах меда и воска и горящих лампад.
И вообще всё это было удивительно: и манера разговаривать, и здороваться.
«Благословите» «простите», - раздавалось всё время. И когда к матушке
подходили, то кланялись ей в ноги, и она давала целовать свою руку». У матушки
были насельницы - типичные монахини, и каждая из них, оставаясь у нее жить
подольше, конечно, старалась как можно больше ей угодить. Поэтому между ними
было соревнование, с моей точки зрения - не совсем доброкачественное. В первые
дни я ничего не знала о тайниках, и когда мне приходилось поставить самовар, я
бросалась - и не могла найти ничего. Например, с трудом нахожу трубу для самовара,
прижимаю её к себе, чтобы кто-то не выхватил, а в это время пропали спички или
кусочек коры. В общем, я была в ужасном положении, и если бы не Раечка, мне
пришлось бы очень плохо. Но, к счастью, Раечка взяла меня под своё
покровительство: показала мне свой «тайник», где лежало все необходимое, и я
кое-как справлялась. Я думаю, что слепое послушание нужно как тренировка для
отказа от себя - отказа от своего ума и своей воли. За две недели я получила у
матушки очень много. И все эти наивные и невинные хитрости и такие смешные
несогласия, когда они старались «подсидеть» друг друга, чтобы занять первое
место около матушки, были очень несерьезными, детскими и порой смешными. У
Раечки было большое чувство юмора, и, бывало, мы сядем где-нибудь в уголке и
смеёмся. И действительно смешно: вот две старые монахини ссорятся. Матушка
выходит и говорит: «Кланяйтесь сейчас же друг другу и просите прощения! Чтобы
этого не было!» И вот они начинают кланяться и говорить: «Прости меня Христа
ради», «Прости меня Христа ради»», а сами одна другой показывают кулак и
говорят: «Озорница» «Озорница»» Потом опять: «Прости меня Христа ради». Ну как
тут не посмеяться? Иногда матушка бывала вспыльчива и горяча. И тогда она
говорила нам: «Никуда вы не годитесь! А всё-таки в ад вы не попадёте. Бесы-то
готовы вас тащить в ад, таких негодниц. А Божия Матерь скажет: «Не трог! Они
точно - свиньи, но они - Мои свиньи. Не трог!» В ад вы не попадёте - Божия
Матерь не допустит». Существовал ещё один метод «воспитания» у нашей матушки, в
котором я принимала участие. Бывало, приедет к нам какая-нибудь гостья из
«благородных». Матушка зовёт меня и говорит: «Вот, я сейчас тебя позову и буду
ругать. А ты знай - это я не тебя ругаю, а ее - пусть слушает. А то она тоже
деликатная, ей прямо сказать нельзя - не понесёт. А ты кланяйся и говори:
«Простите, матушка», а сама будь спокойна - это я не тебя, а её ругаю»…
Население там было
преимущественно - мордва. Через день или два в деревне случилось печальное
происшествие. Вдруг с громким плачем в домик прибежали несколько женщин и со
слезами рассказали, что в их семье за что-то арестовали молодого хозяина, за
какие-то неполадки в их колхозе. В то время попасть под арест означало полную
неизвестность: вернёшься ли ты когда-нибудь или не вернёшься. И, конечно, это
было ужасное горе и ужасный страх. И женщины бросились за молитвенной помощью к
матери Марии. Перебивая друг друга, они рассказывали подробности этого
неожиданного и несправедливого ареста и требовали, чтобы тут же, моментально,
все встали и молились, чтобы его выпустили. Они кричали: «Акахвист! Акахвист!»,
то есть «акафист». Больше ничего они, собственно, и не знали и требовали, чтобы
мы все время читали вслух акафисты. Мы по очереди читали весь день и всю ночь,
совершенно обалдели от усталости и охрипли. Но как только мы замолкали,
кто-нибудь из женщин, которые истово молились, но временами задремывали при
этом, очнувшись, опять кричали: «Акахвист! Акахвист!» Каково же было наше
изумление, когда утром прибежали и сказали: «Можно больше не молиться - он уже
дома! Его выпустили!» Радость, конечно, была необыкновенной, а наше удивление,
моё в особенности, тоже. Подумать только -выпустили! Но не от того, что мы
читали, совершенно даже не понимая, что читаем, а может - и от того. Кто знает.
Вероятней всего, от того, что они верили вполне, по-настоящему, что молитва в
этом доме может все, что она даже сильнее всякой власти».
«За два года, проведённые в Москве, в церковь
я ходила лишь изредка. Многое было мне непонятно, и сам церковно-славянский
язык был неизвестен. А я хотела все понимать, каждое слово. По молодости своей
и по неразумению я не понимала, что всё это приходит не сразу. С годами
человек, постоянно посещающий церковь, вслушивающийся в богослужение, начинает
привыкать и к языку, и к непонятным церковно-славянским оборотам, а главное -
входить в самый дух богослужения.
Однажды, незадолго до окончания школы, я увидела у Петровских ворот
вывеску с надписью: «Община христиан-баптистов». На дверях на листочке было
написано: «Община устроена по образцу христианских общин первых веков
христианства». Так как первые века были особенно близки мне, я зашла туда на
собрание. Самое отрадное, что меня привлекло, было то, что они всё время
говорили на русском языке, ясно и доступно. Я стала регулярно посещать их
собрания. Один раз пригласила пойти со мной Верочку, но ей там не понравилось,
показалось бездарным и на низком уровне. А мне хотелось слышать о
Христе, всегда думать о Нём и молиться Ему. Когда я вернулась в Харьков, прежде
всего нашла там общину баптистов и стала посещать ее, к великому ужасу моих
родителей.
Осенью я держала экзамены в Харьковский
строительный техникум, но не поступила. В то время в вузы и техникумы принимали
в основном детей рабочих и крестьян, а мой папа был инженером-химиком. Тогда я
устроилась на работу чертёжником-копировальщиком, по воскресеньям посещала
собрания баптистов. С некоторыми я познакомилась, и они даже собирались
крестить меня. Однажды я наблюдала крещение баптистов. Это был 1927 год. По улицам
Харькова к реке шла целая демонстрация. Готовящиеся ко крещению и другие члены
общины пели духовные песни. К ним присоединилась целая толпа любопытных, и
получилось огромное стечение народа. Два пресвитера стояли по пояс в воде. К
ним шли гуськом с одной стороны женщины в белых одеждах со скрещенными на груди
руками, с другой стороны мужчины. Пресвитеры погружали их три раза в воду,
крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. На всех окружающих это произвело
очень сильное впечатление. Дома мне на
этот раз от мамы крепко попало. Родители всё больше ополчались на меня. Как-то
я пришла поздно вечером, и они устроили грандиозный скандал. Папа стал срывать
все изображения, которые висели над моей кроватью («Мадонна» Каульбаха и
«Христос в пустыне» Крамского), швырять мои книги и журналы. Каким-то чудом
уцелело Евангелие, так как я его прятала под матрацем. Мама в исступлении
стала меня бить. Кончилось тем, что я убежала из дома и прожила несколько
дней у сестры-баптистки. На щеке остался шрам, и мне стыдно было ходить на
работу. Когда меня спрашивали об этом сослуживцы, я всячески отшучивалась, но
все видели моё необычное состояние. В это время мама написала Верочке письмо,
рассказав, что я убежала из дома к баптистам. Верочка сразу же приехала в
Харьков, разыскала меня и на другой день увезла в Москву. На работе я взяла
расчёт, а с родителями перед отъездом помирилась. Когда я получала новое
задание - чертеж или какую-нибудь другую работу, я мысленно испрашивала
благословение Божие на эту работу и благодарила Бога, когда кончала работу.
Никто меня этому не учил, это была у меня внутренняя потребность. Иногда мне
очень хотелось помолиться. Тогда я уходила на плоскую крышу нашего учреждения
(большой дом у Устьинского моста, который мы сами проектировали) и там находила
место, где меня никто не видел. Никто из сотрудников, кроме моих близких подруг
Ани и Лины, не догадывались о моём мировоззрении. Только однажды, на Пасху,
один из наших инженеров, как бы в шутку, обратился ко мне с праздничным
приветствием: «Христос воскрес, Елена Семёновна!» Я ему так ответила «Воистину
воскрес!», что он попятился назад с открытым ртом. В другой раз я пошла на
демонстрацию. Тогда в этом отношении было очень строго: пропускать демонстрацию
считалось антисоветским поступком. В 30-е годы антирелигиозная пропаганда была
очень сильна. Во время демонстрации постоянно пели антирелигиозные песни и
частушки. Однажды запели одну из таких безбожных песен. Я, конечно, не стала
петь. Что у меня было на лице, я не знаю, но одна девушка подошла ко мне и
шепнула на ухо: «Я тоже верю в Бога».
С детства я ходила в
церковь, но прилежанием никогда не отличалась. Если шла к обедне, то приходила
к Херувимской. Так же и на всенощной: или уйдёшь пораньше, или выйдешь на улицу
посидеть. А тут вдруг происходит чудо:
выстаиваю эти бесконечные службы добровольно, да ещё после трудного рабочего
дня». Ис.55:6 – «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте
Его, когда Он близко». 3Ездр.10:54 – «Ибо не могло дело
человеческого созидания существовать там, где начинал показываться город
Всевышнего». Прем.Сол.13:10 – «Но более жалки те, и
надежды их — на бездушных, которые называют богами дела рук человеческих,
золото и серебро, изделия художества, изображения животных, или негодный
камень, дело давней руки».
Над нами те ж, как
древле, небеса,
И так же льют нам благ
своих потоки,
И в наши дни творятся
чудеса,
И в наши дни являются
пророки.
Бог не устал – Бог шествует вперёд,
Мир борется с враждебной силой змия.
Там – зрит слепой, там – мёртвый восстаёт,
Исаия жив и жив Иеремия.
Не истощил Господь Своих
даров,
Не оскудел верховной
благодатью –
Он всё творит. И Библия
миров
Не замкнута последнею
печатью.
Кто духом жив, в ком вера не мертва,
Кто сознаёт всю животворность Слова,
Тот всюду зрит наитье Божества
И слышит всё, что скажет Иегова.
И разогнав кудесничества
чад,
В природе он усмотрит
святость чуда,
И не распнёт он Слово,
как Пилат,
И не предаст он Слово, как
Иуда.
И брата он, как Каин, не сразит,
Гонимого с радушной лаской примет.
Смирением надменных пристыдит,
И слабого, и падшего подымет.
Не унывай, о малодушный
род!
Не падайте, о племена
земные!
Бог не устал – Бог шествует
вперёд,
Мир борется с враждебной силой змия. В. Венедиктов.