Вопрос 3521:
23 т. В последнее время батюшка Вас задвигает вовсе уж на послеслужебное время
с проповедью. Ему, что не хочется, чтобы проповедь звучала в храме?
Ответ:
Не совсем так. Но создаётся у людей именно вот такое нездоровое мнение. Он
надвинулся на меня, что я каждую по полчаса говорю, а за службу две проповеди,
ну и народ вроде бы уж вовсе расслабел, им в туалет надо, домой пора, скотинку
загонять приспело. И это действительно почти так. Почти, но, даже может
статься, и совсем не так. Дело в том, что брата Сергея, набирающего текст
записанных на магнитофон в храме проповедей, я тут же попросил посмотреть,
сколько какая проповедь звучала. Он взял 20 проповедей кряду и оказалось, что в
среднем в храме моя проповедь продолжается 21 мин. и 30 сек. (от 13 до 28,5
минут). Сентябрь богат праздниками, потому произнесено было в этом месяце 28
проповедей - полновесных 10 часов звучания. А это уже не полчаса! По полчаса
нет ни одной из 20 взятых подряд проповедей. (Для сравнения с проповедями
Иоанна Златоуста, взятыми из нескольких его томов, получается, что проповедь
Иоанна длилась в среднем - 31мин. У него в 16 проповедях - 365.000 знаков без
пробелов. У меня же в 16 проповедях, помещённых в разных томах, 254.000 знаков
без пробелов. Если патриарх Константинопольский говорил в таком же темпе, как
я, не растягивал слова, а он был моложе меня на 10 лет, то получается вот такая
примерно арифметика, которую тоже, пожалуй, никто ещё не проводил. Тут ещё
нужно сделать поправку, что у меня ведут запись на магнитофон и потому
сохранены все буковки, вздохи, и междометия. У Златоуста не было такой
возможности и записывали от руки скорописцы-нотарии, так что ещё мнуты три-пять
нужно добавить к 31 минуте. Нужно ещё учесть, что на греческом языке для
выражения одного и того же текста требуется букв больше в 1.16 раза. Для
наглядного сравнения даю количество букв
на греческом языке и рядом - на русском языке: Евангелие от Матфея - 92.096 и
79.138; Марка - 58.136 и 49.398; Луки - 97.793 и 84.406; к Римлянам - 35.220 и
32.919 букв. К слову сказать, вот ещё Евангелие от Луки на немецком, английском
и латинском языках, и через тире коэффициент по отношению к русскому переводу,
на что нужно умножать: нем. — 108.290 - 1,282; английск. — 105.112 - 1,245;
латин. — 93.511 - 1.107. Да хотя бы и полчаса была проповедь – это разве
утомительно? Тут другой синдром. Не будь проповеди, а будь одна служба, всё так
и будет идти. А вот при наличии проповеди всё время идёт очищение. А тут ещё
книги одна за другой. А в них есть
проповеди и они расходятся далеко.
Не знаю, почему, но батюшка уже не раз
попрекнул меня, что вроде бы проповеди я говорю для книг. Тут он, конечно,
хватил по ревности и, конечно же, не по зависти. В этом грехе я его боюсь
подозревать. Я проповедую 45 лет. А в книги вошла первая моя проповедь,
сказанная в июне 2004 г. – три года назад, на Пс.103, в 7 том “…открытым оком”.
41 год говорил не для книг. А если для книг сохранилось три года – разве это
позор, упрёк или ущерб какой и кому? Если с губернатором ездят корреспонденты и
освещают всю его деятельность, и с президентом едут десятки разных
представителей прессы и каждое его слово готовы опубликовать, если бы разрешили
им, то в этом нельзя усмотреть, что он ездил и говорил и брал с собой свиту для
газетной публикации. Это же не на первом месте. 2Тим.4:2 - «проповедуй
слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким
долготерпением и назиданием». С таким же успехом мог бы я попрекнуть
батюшку, что он так ревностно вычитывает все служебные слова в храме, не видя,
что уже все утомились, и снова: “придите, поклонимся”, “честнейшую херувим”,
«трисвятое» десятки раз повторяет. Это же всё есть у всех в книгах. А что в
проповеди сказано будет, того ещё нет нигде на белом свете, и если будет, то
впервые, и уже под упрёком.А если батюшка всё вычитывает, то и я иной раз
думаю: “Для чего он 40 раз “Господи, помилуй” повторяет? Это же никому не
нужно, тем более, Богу. Выходит, службу ведёт не всю, а хотя бы вот такие
запричастные молитвы, когда три младенчика причащались, и всё равно вычитывают
то, что ни один человек уже ни к уму и ни к сердцу в этот раз приложить не
может. Значит для епископа? С проглядом, что если кто донесёт, то не упрекнёт
его епископ в том, что он что-то сократил в служении – это же смертельный укор
был бы для батюшки. Я мог бы и так подумать. Но мне уже под 70 лет подпирает, и
41 год говорил не для книг. Так пусть бы
хотя и для книг были проповеди. Но ведь передо мной живые люди, для
которых я и готовил сие, не думая о награде, а помышляя больше вот о таком
упрёке. Иов.20:3 – “Упрёк, позорный для меня, выслушал я, и дух
разумения моего ответит за меня”. Если бы только для книги, то легче
всего, полнее и красивее можно было это сделать за столом, писать на
компьютере, а я говорю без заранее написанного текста. Так что тут полнейшее
алиби, что не для книг мне нужен доступ к живым людям, а для того, чтобы Слово
Божие заговорило с ними. Иез.2:5,7 – “Будут ли они слушать, или не
будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них. И
говори им слова Мои, будут ли они слушать, или не будут, ибо они упрямы”.
Я не знаю, выслушивал ли хотя один пророк или Апостол, или святые отцы, или кто
из современников такой вот упрёк, что столь ревностно бы старался донести Слово
Божие до народа, а ему бы пастырь воткнул спицу: “Это ты стараешься для книг!”
Причин тут несколько: никто в книгу не поместит; но если и поместит, то кому
это нужно будет? Боязнь перед епископом ставит сеть во рту, и эта сеть
вылавливает и не пропускает нужные слова к народу. И потому проповедь
получается мёртвая и бесталанная, не пробуждающая, ненужная. Я же ничем не
связан, у меня нет цензора и во всех книгах никто не совершил ни одной
поправки, кроме Бога и моей совести. Если завтра прекращу выпуск книг, а
проповеди-то всё равно будут, тогда будет новое обвинение – так было со всеми,
кто делал дело Божие. Иер.20:9 – “И подумал я: «не буду я
напоминать о Нём и не буду более говорить во имя Его»; но было в сердце моём,
как бы горящий огонь, заключённый в костях моих, и я истомился, удерживая его,
и не мог”.
От прибыли не
лопнет кошелёк,
Растерзанный заботой о
вдовицах,
Когда сиротский дом депешу
шлёт,
От вас желающий наесться и
напиться.
Туман забвения о смерти очень густ,
Собою обволакивает сердце,
Не может достучаться
Иисус,
Не трогают таких чужие стрессы.
Мы не чужие по крови Адама,
Мы близки нежностью
рожденья в Иисусе;
Глаза голодных шарят по
карманам,
Пусть никогда до донышка не
будет пусто.
А прибыль есть – проценты до небес,
Учтёно, сколь охотно уделяли,
Кто к нам за стол успел уже присесть,
Хотя дотациями мы и не атланты.
Хлопочут, бьются, добывая
прибыль,
Но тешить скоропреходящее
смешно;
Сквозь пальцы утекающею
рыбой,
Не в свой дырявый, а в
чужой мешок.
Кто вовремя сподобился возлечь
Со странником, бездетным Авраамом,
К тому и дети из роддома встреч,
Неважно, вечером или в потёмках рано.
Не потеряется в зловещей
кутерьме
И самая ничтожная копейка,
Наш путь до Господа
становится прямей,
Быть спонсором нужды успеть
бы.
Не только средствами – молитвою и лаской
Дано обогревать застывших в злобе,
И аленький цветок такой прекрасный
Взойдёт и недругов он в силе покоробить.
Обещана нам прибыль – так
легко
Её добыть, устроив ужин
нищим.
Христа увидит в нас совсем
слепой,
Наш чек на подпись долгожданно ищут. 03.09.07. ИгЛа