Вопрос 3583:
24 т. Я слово «аллилуия» раньше слышала только в храме и на молитве дома. Но
от Вас и от ваших людей постоянно слышу это слово, и как мне кажется, часто
вовсе не к месту. Это же святое, сакральное слово, и как им можно пользоваться
так запросто? И вообще, что об употреблении этого слова
говорит Библия, когда и где его можно употреблять?
Ответ:: О.Григорий Дьяченко объясняет, что это слово
происходит от греческого «хвалите Господа», «слава Тебе, Боже!» Словарь же
Эрика Нюстрема поясняет, что слово это имеет
происхождение из еврейского языка «восхвалите Иегову». У архимандрита же
Никифора находим более подробную информацию. АЛЛИЛУИЯ (Отк.19:1)
- Еврейское слово Гиллел, означающее «хвалите
Бога.» Это
слово было общим восклицанием радости и хвалы в Еврейском богослужении; оно
начинает и заключает собою некоторые из псалмов, как, например 112-117. Св.
Иоанн Богослов в торжественном небесном гимне, воспетом от Ангела, сошедшего с
неба, после пророческого изображения праведного суда Божия над Вавилоном,
слышал «как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! Ибо воцарился
Господь Бог Вседержитель» (19:6). Гимн, воспетый Господом,
вместе с Апостолами после Тайной вечери (Мф.26:30), был, по-видимому,
также из числа хвалебных псалмов. Эта песнь и доселе употребляется в
богослужении Христианской церкви». Словарь Гиллеля
даёт пояснение одним словом «слава». Про славословие Богу Писание чётко
говорит: Пс.116:1 – «Хвалите Господа, все народы, прославляйте
Его, все племена». 1Кор.6:20 – «Ибо вы куплены [дорогою]
ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть
Божии». Прославление Бога может быть разными песнопениями, хвалебными
гимнами или просто благодарственными словами за что-то: «Слава Тебе, Боже, что
услышал и исполнил, защитил и возвратил» Пс.150:6 – «Всё дышащее
да хвалит Господа! Аллилуия».
Великий город-блудница
ниспровергнут и сразу же с неба даётся повеление воспеть «аллилуия» за казнь
этой тирании. Откр.19:1 – «После сего я услышал на небе громкий голос как
бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь
и сила Господу нашему!» Языческий царь располагается в пользу народа
Божия, и они тут же воспевают «аллилуия» Иегове. 3Макк.7:10-11 – «Царь
нашёл, что они говорят правду, одобрил их и дал им полномочие на всё, чтобы они
преступивших закон Божий истребили во всяком месте царства его
беспрепятственно, без особого позволения или надзора царя. Тогда, возблагодарив
его, как надлежало, священники и всё народное множество воспели «аллилуия» и
радостно отправились». И таких позиций, за что нужно воспевать этим
славословием «аллилуия», Библия указывает 25. Да мы-то никогда столь часто и
столь много не употребляем это слово. Нам ещё дотянуться до той планки нужно.
Да и есть за что! За всё, за всё слава Богу! Откр.19:4
– «Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились
Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия!»
Весной в своих грядах так рылся
Огородник,
Как будто бы хотел он вырыть клад:
Мужик ретивый был работник, И дюж и свеж на
взгляд;
Под огурцы одни он взрыл с полсотни гряд.
Двор
обо двор с ним жил охотник До огородов и садов,
Великий
краснобай, названный друг природы,
Недоученный
Философ,
Который лишь из книг болтал про огороды.
Однако
ж за своим он вздумал сам ходить
И
тоже огурцы садить, А между тем смеялся так соседу:
«Сосед, как хочешь ты потей, А я с работою
моей
Далеко от тебя уеду, И огород твой при моём
Казаться будет пустырём.
Да, правду говорить, я и тому дивился,
Что огородишко твой
кое-как идёт. Как ты еще не разорился?
Ты чай, ведь никаким наукам не учился?»
«И
некогда, – соседа был ответ! – Прилежность, навык, руки:
Вот
все мои тут и науки; Мне Бог и с ними
хлеб даёт».
«Невежа!
восставать против наук ты смеешь?»
«Нет,
барин, не толкуй моих так криво слов:
Коль
ты что путное затеешь,
Я перенять всегда готов». –
«А вот увидишь ты, лишь лета б нам
дождаться...»
«Но, барин, не пора ль за дело приниматься?
Уж я кой-что
посеял, посадил; А ты и гряд ещё не взрыл».
«Да, я не взрыл, за недосугом; Я всё читал И вычитал,
Чем лучше: заступом их взрыть, сохой иль
плугом.
Но время ещё не уйдёт». «Как вас, а нас оно не
очень ждёт», -
Последний отвечал и тут же с ним расстался,
Взяв
заступ свой; А Философ пошёл домой.
Читал, выписывал, справлялся
И в книгах рылся и в грядах, -
С утра до вечера в трудах. Едва с одной
работой сладит,
Чуть на грядах лишь что взойдёт,
В журналах новость он найдёт – Всё перероет,
пересадит
На
новый лад и образец. Какой же вылился конец?
У
Огородника взошло всё и поспело:
Он с прибылью, и в шляпе дело; А Философ –
Без огурцов. Крылов. 1811