Вопрос 3928:
27 т. Когда мы отдаём деньги, заказывая молебны за умерших, то не есть ли
это католическая индульгенция?
Ответ:
Католикам обещано что-то и они, успокоенные, могут далее не переживать. У
православных же дело обстоит намного хуже. Никакой гарантии священник не даёт,
когда принимает заказ на молебен. У него всё в дыму и во мраке.
“Девятого августа сего года
СМИ распространили папский декрет, которым предлагается для сотен тысяч
молодых людей Европы, посетивших “XX Всемирный день молодёжи”, папская
индульгенция. Каждый, кто осуществит исповедь, примет участие в Евхаристии и
помолится о дне молодежи – обладатель католической индульгенции. В двадцать
первом веке, как и в средние века, индульгенция дарует прощение грехов, а не
Иисус Христос, не нуждающийся в посредниках, чтобы принимать всякого грешника,
нуждающегося в спасении. Предлагаем вашему вниманию выдержку из исторической
книги «И камни возопиют» об индульгенции: »Но одной инквизиции дьяволу
было мало. Нужен был сложный механизм, который бы позволил лишить людей надежды
на прощение и спасение. Но поскольку Библия утверждала, что для прощения, а
значит, и спасения, достаточно покаяться и попросить в личной молитве Христа
простить грехи и дать силу больше их не совершить, нужно было включить между
человеком и Христом посредника в лице священника, без которого доступ к Богу,
якобы, невозможен. Отныне было объявлено, что без участия посредника человек
лишен непосредственной связи со своим Спасителем. Свою функцию этот посредник
осуществлял с помощью двух рычагов — индульгенций и исповеди перед священником.
Рассмотрим их подробнее.
Слово «индульгенция» происходит от латинского — indulgentia (милость). Индульгенция
представляла собой папскую грамоту, свидетельство об отпущении грехов как
прошлых, так настоящих и будущих (!), выдаваемую за деньги или за особые
заслуги перед католической церковью. Богословие обосновывает индульгенцию тем,
что католическая церковь обладает, якобы, неким запасом добрых дел, совершенных
Христом, Девой Марией и святыми, которыми можно покрывать грехи людей.
Индульгенции давались первоначально при наличности
раскаяния, проявляющегося в добрых делах (пост, милостыня, паломничество)…
право раздавать индульгенции давали епископам в аренду
за ежегодный взнос. Итак, индульгенция выполняла следующие функции: 1.
Освобождала человека от грехов как прошлых, так настоящих и будущих. 2. Эти
грехи покрывались из сокровищницы добрых дел, совершённых когда-то Христом,
Девой Марией, апостолами, мучениками, и которые находились, якобы, в распоряжении
церкви. 3. Отпущение грехов продавалось человеку за деньги. Представьте себе
картину, так часто встречающуюся в Средние века: человек приходит к священнику
и покупает у него индульгенцию, прощающую ему воровство или убийство, которое
он замыслил. Прокомментируем теперь эти три основных положения текстами из
Библии: “Ной, Даниил и Иов… не спасли бы ни сыновей, ни дочерей;
праведностью своею они спасли бы только свои души”
– Иез.14:20. Итак, праведник своей праведностью может спасти только
самого себя. “Жаждущие! Идите все к водам; даже и вы, у которых нет
серебра, идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко” – Ис.55:1.
“Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром”
– Откр.22:17. “получая оправдание даром, по благодати Его,
искуплением во Христе Иисусе” – Рим.3:24.
“И сказал мне: Совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец;
жаждущему дам даром от источника воды живой; побеждающий наследует все, и буду
ему Богом, и он будет Мне сыном” – Откр.21:6-7. Вот и ответ
насчёт спасения и прощения за деньги. Впервые индульгенции появились в 11 веке,
первоначально освобождая человека от наложенного церковью какого-либо
наказания. В 13 веке, купив индульгенцию, разумеется, за особую и немалую цену,
человек мог вызволить из чистилища страдающую там душу своих близких, земная
жизнь которых подчас вряд ли давала им право на рай. При этом богатые
находились по сравнению с бедными в более выгодном положении, ибо их денег
хватало, чтобы себе и близким обеспечить спасение и вечную жизнь, неимущим же
не было никакой надежды на прощение и спасение. Монахи, продавцы индульгенций,
говорили: “Sobald das Geld im Kasten Klingt, die Seele aus dem Fegfener
springt” (“Как только деньги в ящике звякнут, душа из чистилища выскочит”)». 3Ездр.15:27
– “Бог не избавит вас, потому что вы согрешили против Него”. Втор.32:39
– “Видите ныне, что это Я, Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и
оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей”. 2Кор.5:10
– “ибо всем нам должно явиться пред судилище
Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в
теле, доброе или худое”. «ОГЛАШЕНИИ, ИЗЫДИТЕ!»
В пустыне мыкаясь,
скиталец бесприютный
Однажды вечером увидел
светлый храм.
Огни горели там, курился
фимиам,
И пенье слышалось...
Надеждою минутной
В нём оживился дух. – Давно уж он блуждал,
Иссохло сердце в нём, изныла грудь с дороги;
Колючим тернием истерзанные ноги
И
дождь давно не освежал.
Что в долгих странствиях на
сердце накипело,
О чём он мыслил, что любил
–
Всё странник в жаркую
молитву перелил
И в храм вступил походкою
несмелой.
Но
тут кругом раздался крик:
«Кто
этот новый гость? Зачем в обитель Бога
Пришлец
незнаемый проник?
Здесь места нет ему, долой его с порога!» -
И был из храма изгнан он,
Проклятьями, как громом, поражён.
И вот пред ним опять
безрадостно и ровно
Дорога стелется... Уж
поздно. День погас.
А он? Он всё стоит у
паперти церковной,
Чтобы на Божий храм
взглянуть в последний раз.
Не ждёт он от него пощады,
ни прощенья,
К земле бессильная склонилась голова,
И, весь дрожа под гнётом оскорбленья,
Он
слушает, исполненный смущенья,
Его клянущие слова. 1883. Апухтин