Вопрос 651: 2 т. Некоторые говорят, что каноны сейчас необязательно исполнять, что это законничество, возврат к Ветхому Завету, отказ от свободы во Христе. Так ли это?
Ответ: Не наученный из закона всему человек, но духовно рожденный, он может не выразить своими словами точно догматику, но он тонко чувствует грех – «нельзя» и «можно», левое и правое. Но он не может защититься от еретиков, доказать правоту православного учения, и это есть зло, по слову Афанасия, патриарха Александрийского. Поэтому на пути в Царство Небесное, который назовем одним словом – Евангелие, святые отцы – богоносные мужи – поставили вешки, как путь идущему в метель, это – правила, каноны. Говорить, что они то же, что и мелочное законничество в Ветхом Завете – неправомерно. Там направлено всё было на ощущения тела, а у нас всё для души. И поэтому каноны являются не возвратом назад, а движением вперёд, чтобы человек вооружен был знанием, чтобы человек по незнанию, слепоте своей не мыкался в стороны, то вперед, то назад. Всюду и везде существует план, проект, и указаны размеры и печи, и дров. Когда мы знаем, что должно быть крещение, то сразу же возникает вопрос, как его проводить? И каноны это уточняют. Или известно, что больным, роженицам, очень престарелым очень юным разрешается нарушать пост, но если не пояснить, что это означает, тогда получится как в ответах Юрасова и Погиблова – ешь всё подряд. Для этого существуют правила Тимофея Александрийского и других святых отцов, разрешающие таковым вкушать только елей и вино, и ничего более.