Вопрос 2105
8 т. Как нужно вести себя на допросе? Какую тактику нужно избирать - «не
дразнить собак» или так прямо всё и говорить, что думаешь о безбожниках?
Ответ: Это уж смотри сам, на что способен, потому что можно избрать молчание, как Господь наш Христос молчал перед Пилатом, или отвечать
кротко, или же со всею силой обличения. Мрк.15:5 – «Но Иисус и на
это ничего не отвечал, так что Пилат
дивился». Так
первомученик Стефан бросил в лицо жидам: Деян.7:51 и далее прочитайте –
«Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда
противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы».
И по «Житиям» это прослеживается:
Викентий – 11 нояб. «Допрос епископа и диакона гонителем
христиан. «Датиан прежде всего спросил епископа: — «Почему ты противишься
царскому повелению и не покланяешься нашим богам, а прославляешь какого-то
Христа»?
Епископ давал ответы
Датиану тихим голосом и с кротостью, как бы показывая некую боязнь. Тогда
диакон Викентий, исполнившись Святого Духа, возгорелся ревностью о Боге и
сказал своему епископу: «Зачем ты, отче, говоришь так тихо, как бы боясь, и отчего на лаяние этого пса не
отвечаешь с дерзновением. Исповедуй громким голосом силу Христову и свободно
обличай и побеждай безумие сего лукавого человека, который хочет идти
против Бога, своего
Творца, даровавшего ему такую власть, и хочет подобающее Богу
почитание воздавать бесам. Ныне надлежит совершенно победить того диавола,
коего многие люди, как немощного и трусливого, изгнали именем Христовым, и сокрушить главу сего змия». Датиан, услыхав
сии слова, и видя, что святой диакон Викентий ни во что считает всю его силу,
власть и угрозы, сказал предстоящим: «Уведите отсюда епископа, я побеседую с
сим юным диаконом».
Если бы не выступил диакон, то ситуация была
еще вполне сходная – мог бы правитель и
отпустить их. Но Викентий повёл дело, и
быстро притом, только к мученическому венцу, что и исполнилось.
Артемон – 13 апр.
«Шестнадцать лет, - отвечал святой, – я был чтецом в церкви моего Бога,
двадцать восемь лет был диаконом, читая святое Евангелие; тридцать три года я
носил пресвитерский сан, уча и наставляя с помощью Христовою людей на путь
спасения, и теперь ты требуешь, чтобы я, подражая тебе, принёс жертву бесу,
находящемуся в бесчувственном идоле, но всё-таки я хочу посмотреть твоего бога
и испытать силу его»…
«Может ли Распятый жидами иметь такую силу?» — усомнился Патрикий. Тогда святой
воскликнул: «Обезумевший от злобы, наследник ада и древний змей, ты уже слышал,
так услышь и ещё, что силою моего Бога умерли ваши змеи».
Георгий Исповедник. -
23 апр. «Диоклитиан: «И хотел бы
я иметь тебя соправителем, вторым по чести в царстве моем, если бы ты только
пожелал обратиться к богам. Скажи же нам, что ты об этом думаешь?»
Святой Георгий сказал: «О
царь, тебе сначала бы следовало проявить ко мне такую милость, а не мучить меня
такими лютыми муками».
Максим – 28 апр. «Святые отвечали: — «Мы стоим за то же, что сказал
брат наш Максим. Он чтец в нашей католической церкви, хорошо понимает
Священное Писание и знает, что нам полезно. А ты, пораженный бесовским
безумием, не знаешь, что для тебя необходимо. Если бы ты пожелал послушать нас,
то узрел бы свет».
Климент – 25 нояб. «Святой Климент ответил: «Молю твое благоразумие,
послушай меня, а не безумных слов грубой черни, напрасно восстающей на меня,
ибо хотя и многие собаки лают на нас, но они не могут отнять от нас того, что
принадлежит нам; ибо мы люди здравые и разумные, они же —собаки без разума,
лающие бессмысленно на доброе».
Александр муч. - 13 мая.
«Мученик отвечал на это:
«Нечестивый, ослеплённый умом, сын диавола,
служащий отцу своему—сатане. Как ты можешь сожалеть меня и быть милосердым для
меня? ведь сатана, отец твой, ни к кому не милосерд, наоборот, он хочет всех
вовлечь в геенну огненную и погубить вместе с собою». «Ослепленный умом, сын
сатаны! Что еще желаешь ты слышать от меня? Ведь я сказал тебе, что бесам я не
принесу жертвы». «Безумный! Неужели ты не понимаешь того, что твой Дий и
Асклипий суть бесы?»
Параскева – 28 окт. «Тогда
военачальник, разгневавшись, сказал: «Мне ли ты, злое христианское отродье, не
отвечаешь?» Святая в ответ на это плюнула ему в лицо».
Уар – 19 окт. «Блаженный же
Уар, желая еще более прогневать наместника, сказал ему: - «Невежда говорит глупое», –
говорит Исаия пророк Ис.32:6. Вот, тела их лежат простертыми пред тобою
– делай же с ними, что хочешь!
…Святые же отвечали: «Зверь, а не человек! Мы не побеждены, а,
напротив, сами побеждаем при помощи укрепляющего нас Иисуса; если же мы
заплакали, то не потому, что боимся мучений, но от естественной любви к нашему
брату, которого ты бесчеловечно мучаешь; в душе же мы радуемся, видя, что
доброму страстотерпцу уже уготован венец».
Наместник повелел тогда
вести их в темницу, и когда Уар, висевший на дереве и терпевший мучения,
увидел, что святых в цепях влекут в темницу, то возопил: «Учители мои! Помолитесь за меня в последний раз
Христу, ибо я уже разлучаюсь от тела; вас же благодарю за то, что вы привели
меня к вечной жизни».
Пребыв в мучениях около
пяти часов, святой Уар предал честную и святую душу свою в руки Господа.
Мучители же, считая его еще живым, били и мучили его охладевшее тело, а потом,
заметив, что он уже умер, сняли его с древа и, по повелению мучителя, вытащив
его вон из города, бросили его на съедение псам, на то место, куда бросали
трупы животных».
Герман архиеп. – 12
мая. «Не подобает тебе, царь, бесчинно возвышаться
пред Богом, Создателем твоим, давшим тебе жизнь и царствование, и не имеешь ты
права, как говорится, подвигать неподвижное; не прилично тебе преступать
пределы, установленные в древнее время святыми отцами».
Климент Анкирский –
23 янв. «Ты ли Климент?»
«Я — раб Христов», —
отвечал мученик. Воевода повелел бить его кулаками по устам, говоря: «Почему ты
не называешь себя рабом царским, а Христовым?» Святой же, подвергаемый побоям,
отвечал: «Следовало бы и вашим царям
быть рабами Христовыми; тогда было бы мирно их царствование и все народы
покорил бы их власти Христос мой».
Василиск – 22 мая. «Окаянный волшебник, — убеждал святого
правитель, — принеси жертву богам; в противном случае я предам тебя лютой
смерти».
На это святой ответил
правителю: «Зверь, живущий в лесу, пёс, лижущий кровь, Агриппа блудный, образ
диавола, мучитель беззаконный! зачем ты еще меня удерживаешь? Я тороплюсь
окончить жизнь свою». Правитель сильно разгневался на святого и приказал
усекнуть его мечом».
Феодора – 27 мая. «Судия сказал
на это: «Цари приказали нам всех девиц,
желающих сохранить свою чистоту, принуждать к поклонению богам нашим; если же
вы не захотите поклониться богам, то будете отданы в блудилище».
Отвечала девица: «Вероятно, ты понимаешь, что Бог смотрит
прежде всего на изволение сердечное. Будучи Сердцеведцем, Он знает все
помышления наши и самые намерения наши принимает как дело. Мой Бог знает
намерение мое — сохранить в чистоте девство моё; поэтому, если ты и прикажешь,
как ты хвалишься, отдать меня блудникам, то это не будет прелюбодеянием для тела моего, а будет
насилием и страданием мне; и если ты
отсечёшь мне голову, или руку, или ногу, или насильно лишишь меня девства, ты
через это сделаешь меня не блудницей, а мученицей. Но знай, что Владыка и Бог
мой силен сохранить в чистоте девство моё, если пожелает».
Архелая – 6 июня. «И тотчас святая мученица Архелая была
представлена на суд и сказала: «0, игемон, не я, а злые дела твои наносят тебе
хулу и бесчестие и готовят огонь неугасимый, в котором ты будешь мучиться вечно
вместе с богами твоими; если же ты хочешь избавиться вечных мук, то послушай
моих душеполезных слов и прими мой добрый совет: уверуй в создавшего тебя Бога
Отца, и в Единородного Сына Его Господа Иисуса Христа, и в Духа Святого, от
Отца исходящего; сей — Един Бог, в Троице прославляемый и на земле, и на небе!»
Дула – 15 июня. «Повинись
правителю, — ведь разве ты не чувствуешь, как всё тело твое покрывается
ранами?» Святой на это сказал: «Послушайся лучше меня, советник диавола и слуга
его, и лучше посоветуй сам себе и игемону своему, — как бы поскорей убедить
блудницу Дафну, чтобы она согласилась жить блудно с богом вашим Аполлоном и
исполнить его желание, чтобы он, разжигаемый любовью и не получая исполнения
своего желания, не погиб бы жестокою смертью; — я же имею одного советника
— Господа нашего Иисуса Христа».
Тогда мучитель приказал
принести железную доску и сказал слугам: «Раскалите ее посильнее на огне и
положите сюда этого хулителя наших богов». Блаженный, услышав это, сказал: «Находящийся в геенне твой Аполлон благодарит
тебя за то, что ты еще более усиливаешь тот геенский огонь, в каком он теперь
страдает; он воздаст тебе за это тем, что и ты вместе с ним будешь низвержен во
тьму кромешную, — тогда и я посмеюсь над тобою, нечестивый благодетель
Аполлона». «Боги твои, а особенно
Афродита и Артемида, да помогут тебе и злобе твоей; если же хочешь, я расскажу
тебе и про других твоих богинь и про всё их бесстыдство».
После того игемон приказал
слугам: «Разбейте челюсти его, чтобы он не хулил богов и, переломив голени,
оставьте его так, дабы он не мог и слова сказать». На это святой мученик
сказал: «0, пребеззаконнейший игемон! за что ты меня бьёшь, если я говорю тебе
истину, что твоя Афродита и прочие богини проводили жизнь свою в скверных
похотях и блудодеяниях, и даже в споре своем о том, кто из них сладострастнее,
однажды поставили над собой судьёю какого-то пастуха Париса? И зачем ты
гневаешься, когда тебе говорят о мерзостнейших делах скверных богинь твоих?»
Маркел – 7 июня. «Тогда
император приказал представить к себе Сисиния, и когда последний явился к нему,
то спросил его:
«Какое имя твое?» «Я грешный, — отвечал святой, — именуюсь
Сисинием; я раб рабов Господа нашего Иисуса Христа».
Модест, Вит – 15 июня.
«Пожалей жизнь свою, Вит, и принеси жертву великим богам».
Святой отвечал: «Да не
будет тебе добра, диавол, волк хищный, соблазнитель душ: я удивляюсь безумию
твоему, ибо ты, видя силу Божию, не
познал Бога и не стыдишься отвращать меня словами твоими от Бога моего. Но я
уже не один раз сказал тебе, что не принесу жертвы богам твоим, — или лучше бесам;
однако ты снова без стыда предлагаешь мне свои нечестивые советы. Говорят
собаке: — иди вон, — и, стыдясь, она уходит; но ты не знаешь стыда. Я имею
Христа, Бога моего, Которому служил до сих пор и Которому приношу жертву хвалы
от сердца моего; для меня осталось только одно — чтобы я весь был для Него
жертвою живой». Тогда император, придя в великую ярость, вместо того, чтобы
выпустить на мучеников зверей, приказал тотчас же приготовить горящую пещь и
большой котёл и велел растопить в нем олово, серу и смолу; потом приказал
ввергнуть в тот котёл кипящий и клокочущий одного Вита… Потом, посмотрев на
царя, сказал: «Благодарю тебя,
Диоклитиан, и слуг твоих за то, что вы строили для меня весьма удобную купель;
надлежало бы здесь быть и мылу».
Весь же народ, смотревший
на всё происходившее, громогласно восклицал:
«Мы никогда не видели такого чуда! Воистину истинен и велик Бог отрока
сего!»… И сказал царь святому: «Неужели
и сего победят волшебства твои?» Мученик же отвечал: «Безумный и несмысленный! Неужели ты
не уразумел силы Христа, пребывающего со мною, Ангел Которого вскоре возьмёт
меня из твоих мучительских рук?»
Марина – 17 июля. 15 лет. «Так как в те времена было
поднято гонение на христиан, то иереи и клирики, учителя Слова Божия,
скрывались кто в пустынях, горных пещерах, из боязни мучителей, кто в селах
между простыми людьми, – скрывались под видом нищих, однако, где только
могли, поучали, хотя и тайно, святой вере и многим обращали от языческого
заблуждения ко Христу. … Случилось и Марине, двенадцатилетней девочке, услышать
от одного человека Божия слово о Христе Иисусе, истинном Боге.
…Благоразумная девочка
Марина уверовала во Христа, и распалилось сердце ее божественной любовью, так
что она ни о чем другом не говорила и не думала, как только о Христе Иисусе;
или где слышала она речи об истинном Боге, всё внимание ее было там. А как
уверовала она в Него сердцем, то не стыдилась и устами исповедовать Его,
хотя и не была еще крещена за неимением христианского священника, который бы
мог ее окрестить. И желала Марина пролить кровь свою за Христа и креститься ею,
как купелью крещения, как она слышала о многих святых мучениках обоего пола,
что крестились своей кровью те, которые положили свои души за Господа: она
хотела подражать им.
«…А что ты мне говоришь о
супружестве, почете, славе и богатстве, то всё это для меня противно и мерзко.
Неужели я оставлю Бессмертного Жениха моего Христа, Царя Небесного и вступлю в
брак с псом смердящим, мертвым душою? Никогда! Мученица отвечала: «Мерзкий пёс!
свинья! ты пожираешь человеческое мясо, и притворяешься милосердым, будто
жалеешь меня! Я сама себя не жалею ради Христа, не пощадившего Себя, но
отдавшегося за меня на бо?льшие муки. Если я послушаю твоего безумного совета и
пощажу свое тело, то как же увенчается моя душа в Царстве небесном?»
Услышав такие смелые слова
святой Марины, епарх раздосадовался, оскорбился, сильно разгневался и тотчас,
переменив любовь на вражду и ненависть, велел снять одежды с невесты Христовой,
приказал положить ее на земле и бить прутьями без пощады. Долго били святую без
милости; ее девическое тело разрывалось от ран, и кровь текла из ран ручьями,
обагряя землю».
Евдоксий – 6 сент. «При сем правитель начал пересчитывать заточения,
страшные темницы, раны, строгание тела, опаление огнем и прочие жестокие
мучения, наводившие ужас при одном только упоминании. Мученик отвечал: «Ты насмехаешься, правитель, говоря мне это.
Я считаю твои муки детским пугалом»…. он повелел бить мученика железными
прутьями по шее и вывернуть из суставов все его члены, каковое мучение было
тяжелее самой смерти.
…Молясь так, Евдоксий
увидал свою супругу, которая с плачем следовала за ним, и спросил ее, сделано
ли всё так, как он заповедал, и велел ей только по усекновении его взять его
тело и погребсти».
Иулиан – 12 сент. «Мученик
отвечал: «Мать моя - старица, а отец отошел ко Господу».
Антонин приказал привести
его мать и, гневно взглянув на нее, сказал ей: «Уговори своего злого сына
принести фимиам богине; если же ты не сделаешь того, я предам твое тело на
поругание». Доблестная мать св. мученика ответила на это игемону: «Если против воли моей осквернят мне тело,
то это не только не сочтётся мне в вину,
но будет для меня залогом вечной славы и блаженного воздаяния».
Адриан, Наталья – 26 авг.
«Напротив, тем, кто, узнав, где скрывается христианин, донесёт о нем или же,
найдя такового, сам представит на суд, царь обещал награды и почести. Посему
стали выдавать друг друга на смерть: сосед - соседа, ближний - ближнего своего;
кто из-за боязни грозного повеления царя, кто из-за наград.
«…Разве вы не слыхали, -
продолжал царь, - какие мучения ожидают тех, кто именует себя
христианами?» «Слышали мы, -
отвечали святые, - и смеялись над безумием твоим и над самим сатаною,
действующим в сынах, неверующих в Бога, над коими ты - начальник!».. «А
скажите, - спросил мучитель, - какие муки уготованы мне?» «То, что уготовал Бог
диаволу и ангелам его, - отвечали святые, - уготовал Он и вам, сосудам диавола:
неугасимый огонь, червь неусыпающий, непрестанное мучение, вечную казнь, адскую
погибель, тьму кромешную, где плач и скрежет зубов, и многие другие
неисчислимые муки».
Чертог Твой вижу,
Спасе мой,
Он блещет славою Твоею, -
Но я войти в него не смею,
Но я одежды не имею,
Дабы предстать мне пред
Тобой.
О Светодавче, просвети
Ты рубище души убогой,
Я нищим шёл земной дорогой,
Любовью и щедротой многой
Меня к слугам Своим притчи. П.А. Вяземский, 1858