Вопрос 3278: 19т. В книге «Толкование Евангелия», изданной по благословению патриарха Алексия II, Москва, 2002 г., говорится, что убивать на войне не грех; что убийство на войне называют грехом скудоумные и неразумеющие Писания. Священники и патриархи, которые считают, что убивать на войне не грех, кто они? Можно ли их назвать еретиками?
Ответ:
В нашей книге «К истинному православию» в главе «А Я говорю вам: любите врагов ваших» всё это
разобрано подробнейшим образом и к тому добавить нечего. За убийство на войне
отлучают от причастия по канону церковному. А вот считать не проповедующих
физическое убийство скудоумными – тут поправку вносит Сам Господь. Они надеются
на оружие, но оно не всегда помогает. И
если бы не белая армия, то и царя, возможно, не расстреляли бы. Если бы не было
гражданской войны, то и красного террора могло не быть. Откр.13:10– «Кто
ведёт в плен, тот сам пойдёт в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит
быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых». Ис.2:4; Мих.4:3
– «И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи
свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не
будут более учиться воевать».
(Васил. Вел. 8).
«...Находящиеся на войне идут на поражение супротивных с явным намерением не
устрашить, не вразумить, но истребить их.. и есть вольный убийца... бросил так
(острое железо), что удар и от тяжести железа, и от остроты его, и от
стремления через большое пространство (выстрел), по необходимости
надлежало быть смертельным.. есть вольное убийство это, и никакому сомнению не
подлежит». «Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как
думается мне, поборников целомудрия и благочестия. Но, может быть, добро было
бы советовать, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержалися от
приобщения только святых Тайн». Василий Великий, правило 13. Вальсомон и
Зонара согласно замечают, что предлагаемый Василием совет вообще не был
употребляем в действие, как по неудобству, так и по уважениям вначале сего же
правила изложенным» (сноска под правилом). От кого неудобство? От того, что
действия воинов несовместимы со званием христианина, а царю христолюбивому никак
не обойтись без христолюбивого воинства. Неудобство от сравнения с учением
Евангелия? А значит и неуважительно будет ко всем, кто блюдет интересы отчизны,
царя – как же на три года отлучить от причастия их? А значит и тех священников,
которые были на войне, и тех, кто их послал, а значит и царя? И по неуважению
ко Христу, к Новому Завету и к Евангелию, пусть уж воюют. Согласно 13
правилу Василия Великого у воинов руки нечисты, и они отлучаются на три
года от Причастия. За сколько убийств? За убитое во чреве дитя женщина на 10
лет отлучается. (Вас.2). Святой Николай (Касаткин) Японский во
время японской войны в 1905 г. сказал своей японской пастве: «Молитесь за
победу японского оружия...», - а сам закрылся в своей комнате и, очевидно,
молился за победу царя русского. Чья молитва тогда победила? Кого Бог услышал?
Или чья молитва была в грех? Иер.32:35 – «чего Я не повелевал им,
и Мне на ум не приходило, чтобы они делали эту мерзость, вводя в грех Иуду».
Скудоумен воюющий, не надеющийся на Господа. А кто следует Писанию, то
выделяется своим доверием Богу Иегове. Назвать воюющего еретиком нельзя, но то,
что он заблудший - это однозначно.
О, как я дорожу
твоей весною,
Твоей прекрасной юностью в
цвету.
А время на тебя идёт войною
И день твой ясный гонит в
темноту.
Но пусть мой стих, как острый нож садовый,
Твой век возобновит прививкой новой.
Отдав себя, ты сохранишь навеки
Себя в созданье новом - в человеке. (Шекспир)