Вопрос 3051:
16 Т. У последних святых перед революцией было ли ощущение, что нет никакой
святой Руси, а грядёт беда за языческую жизнь?
Ответ:
Совсем близко к революции был Иоанн Кронштадтский. Но у него о том только
проблески, а он плыл в своей славе, в богопочитании от народа и был чрезвычайно
двойственным. Один на молитве и когда вставал, он как бы и не он, а его двойник
выходил к народу. И удивительнее всего, что этого не видели окружающие и не
видят сегодня его почитатели.
Иеромонах Михаил, доцент
С-Петербургской духовной академии. «Святой праведный Иоанн Кронштадтский».
Полная биография с иллюстрациями. (77 фото). Москва 1999. От
издательства. Архиепископ Лавр, председатель фонда св.прав. Иоанна Кроншт. 398
стр. 5.000 экз.
Стр.16. «В семинарии о.
Иоанн был старшим над архиерейскими
певчими. Эта должность – над самой некультурной, пьяной и распущенной в
прежнее время частью бурсы – едва не сгубила даже Ивана Ильича. Его спасла
огромная любовь к матери и помощь Божия.
Стр.26. Одно время твёрдо
сложилось у Сергиева решение идти в глубь северной Сибири и Америки к неведущим Христа, постричься в
монашество и поступить в миссионеры. Но мало по малу с этим решением вступили в
борьбу новые мысли. Сергиев не мог не заметить, что рядом с ним не менее
язычества, чем в Африке; он видел, что «дикари» Петербурга знают Христа не
больше, чем дикари какой-нибудь
Патагонии.
Стр.40. Он стал читать
Писание и как читать: не всякий читает эту книгу книг одинаково; и о.Иоанн
читал не так, как мы. Св.Писание книга не обычная: его нужно читать, проникая в
глубины его до конца, до дна. И о.Иоанн, по собственным словам, годами «учился»
читать Священное Писание, перечитывал
страницу за страницей, стараясь вникнуть во все оттенки смысла… он десятки
раз перечитывал святые страницы, и конечно, каждый раз, находил
действительно новое золото в богатых рудниках Евангелия, хотя оно ему уже давно
и знакомо до слова наизусть… Когда будешь надлежащим образом смотреть на Слово
Божие и читать его, то увидишь, как закипит в душе твоей святое стремление ко
всему истинному, прекрасному и доброму, или, говоря языком богословским, – к богоподражанию, так
как Бог есть высочайшая истина, красота и добро.
Стр.44. Он чувствовал с большой глубокой болью падение внимания к
службе церковной, усиливающееся равнодушие ко Христу и не склонен был обвинять
в том одних слушателей. Нет, тут были виновны и совершители.
49. Жили посадские в
землянках. Здесь семилетний развратен и вор.
68-9. Обвиняли о.Иоанна и в
основании какой-то небывалой секты, упрекали в небрежном будто бы отношении к
своим обязанностям, в извращении
Св.Писания. Мало того, стремились доказать, что почтенный пастырь
разрушает семейные узы и кичится своими благодеяниями. В 1892-93 году по поводу одной типографской обмолвки
(напечатано о св. Троице, вместо «единство существа», «единство существ») и
одного неточно понятого богословского термина, о.Иоанна стали упрекать даже в
неправославии, и он смутился. Боялся, что этот вызвавший недоразумение повод
вызовет смуту, подорвёт доверие к его пастырству: «Меня хотят лишить доверия
России». Рим.3:12 – «все совратились с пути, до одного негодны;
нет делающего добро, нет ни одного». Пр.14:34 – «Праведность
возвышает народ, а беззаконие - бесчестие народов». Ос.11:7 – «Народ
Мой закоснел в отпадении от Меня, и хотя призывают его к горнему, он не
возвышается единодушно».
«Никто не выживет
в проклятой кутерьме», –
То реформисты лезут, то
фашисты.
Казалось, переморят всех в тюрьме,
Уж столько туч с утра на нас нависло.
Но милостью Творца к презренной твари
Откуда-то цунами с сочной рыбой.
Хлебы умножатся и вскиснут на опаре,
Сама акрида будет в рот к нам прыгать.
Из безнадёжности вдруг
выплывут псалмы,
Глухонемые арфы оживают;
В небесный град, в святой
Иерусалим
Мы ставим вехи, часто без
названья.
Свой опыт оглашенным отдаём,
Бог Иегова ждёт – нас пусть дождётся.
Авансом многое дарует и взаём,
Не залежится дар и пусть не станет чёрствым.
Гимн слышится, как тает по
весне,
Уносит мусор, праздников
останки.
Ей за безделье некогда
краснеть,
Оправдываться, как попы,
по-хамски.
Евангелие строки воплотить,
Распахивать и сеять повсеместно,
При изобилье сохранить посты,
При голоде в чужое не залезть бы.
Не выживали – жили
нарасхват,
Востребованы были ежечасно,
Вещали о Христе: «За нас Он
был распят!»
Распространяли Библию – не
басни.
Вы видите сады, пруды, строенья –
Заложено всё было в перестройку;
Маяк на камне, в штормы не накренит,
Не опровергнет враг единой строчки.
Живой, уже к умершим вопию,
К хулителям, к зверью из коммунистов:
«Ваш презираемый, готовлю
вам приют,
Раскаявшихся покажите списки!» 22.03.06. ИгЛа