Вопрос 3810:
26 т. В чём выражалось предчувствие бед, грядущих на Россию? И как власти
относились к этим предсказаниям?
Ответ:
Что и кто говорил в народе, какие были явления и кому – умолчано. А вот поэты
по-малу высказывались. Властям никогда такое не нравилось и за это не хвалили. Иер.28:9
– «Если какой пророк предсказывал мир, то тогда только он признаваем был
за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка».
3Цар.22:13 – «Посланный, который пошёл позвать Михея, говорил ему:
вот, речи пророков единогласно [предвещают] царю доброе; пусть бы и твоё слово
было согласно с словом каждого из них; изреки и ты доброе».
Глядим, глядим всё
в ту же сторону,
За мшистый дол, за топкий
лес.
Вослед прокаркавшему
ворону, На край темнеющих небес.
Давно ли ты, громада косная, В освобождающей войне,
Как Божья туча громоносная, Вставала в буре и в огне?
О, Русь! И вот опять закована, И безглагольна, и пуста,
Какой ты чарой зачарована, Каким проклятьем проклята?
И всё ж тоска неодолимая К
тебе влечёт: прими, прости.
Не ты ль одна у нас
родимая? Нам больше некуда идти,
Так, во грехе тобой
зачатые, Должны с тобою погибать
Мы, дети, матерью проклятые
И проклинающие мать.
Д.С. Мережковский
Иер.5:9 – «Неужели Я
не накажу за это? говорит Господь; и не отмстит ли душа Моя такому народу, как
этот?»
Настанет год,
России чёрный год,
Когда царей корона упадёт;
Забудет чернь к ним прежнюю
любовь,
И пища многих будет смерть
и кровь;
Когда детей, когда невинных жён
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мёртвых тел
Начнёт бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин
вызывать,
И станет глад сей бедный
край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный
человек,
И ты его узнаешь – и поймёшь,
Зачем в руке его булатный нож;
И горе для тебя! – твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет всё ужасно, мрачно
в нём,
Как плащ его с возвышенным
челом. 1830. М.Ю.Лермонтов
Иер.28:8 – «пророки,
которые издавна были прежде меня и прежде тебя, предсказывали многим землям и
великим царствам войну и бедствие и мор». Лук.24:25 – «Тогда Он сказал
им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что
предсказывали пророки!»
Среди лесов,
унылых и заброшенных,
Пусть остаётся хлеб в полях
нескошенным!
Мы ждём гостей незваных и
непрошенных,
Мы ждём гостей!
Пускай гниют колосья
перезрелые!
Они придут на нивы
пожелтелые,
И не сносить вам, честные и
смелые,
Своих голов!
Они растопчут нивы
золотистые,
Они разроют кладбище
тенистое,
Потом развяжет их уста
нечистые
Кровавый хмель!
Они ворвутся в избы
почернелые,
Зажгут пожар — хмельные,
озверелые...
Не остановят их седины
старца белые,
Ни детский плач!
Среди лесов, унылых и
заброшенных,
Мы оставляем хлеб в полях
нескошенным.
Мы ждём гостей незваных и
непрошенных,
Своих детей!
1906. Осип Мандельштам
Ам.6:10 – «и возьмёт
их родственник их или сожигатель, чтобы вынести кости их из дома, и скажет
находящемуся при доме: есть ли ещё у тебя кто? Тот ответит: нет никого. И
скажет сей: молчи! ибо нельзя упоминать имени Господня».
Сталин взял бокал
вина (может быть, стаканчик
коньяка),
поднял тост, и мысль его
должна сохраниться на века:
за терпенье!
Это был не просто тост
(здравицам уже пришёл конец).
Выпрямившись во весь рост,
великанам воздавал малец
за терпенье.
Трус хвалил героев не за
честь, а за то, что в них терпенье есть.
- Вытерпели вы меня, -
сказал вождь народу. И благодарил.
Это молча слушал пьяных
зал. Ничего не говорил.
Вот каковская была пора.
Страстотерпцы выпили за страсть,
выпили и закусили всласть. Борис Слуцкий
4Цар.21:16 – «Ещё же
пролил Манассия и весьма много невинной крови, так что наполнил [ею] Иерусалим
от края до края, сверх своего греха, что он завлёк Иуду в грех - делать
неугодное в очах Господних».
Вы слышите:
грохочут сапоги, и птицы
ошалелые летят,
и женщины глядят из-под
руки? Вы поняли, куда они глядят?
Вы слышите: грохочет барабан?
Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней...
Уходит взвод в туман-туман-туман...
А прошлое ясней-ясней-ясней.
А где же наше мужество,
солдат, когда мы возвращаемся назад?
Его, наверно, женщины
крадут и, как птенца, за пазуху кладут.
А где же наши женщины, дружок,
когда вступаем мы на свой порог?
Они встречают нас и вводят в дом,
но в нашем доме пахнет воровством.
А мы рукой на прошлое:
враньё!
А мы с надеждой в будущее:
свет!
А по полям жиреет вороньё,
а по пятам война грохочет
вслед.
И снова переулком – сапоги,
и птицы ошалелые летят,
и женщины глядят из-под руки...
В затылки наши круглые глядят. Булат Окуджава
Ам.4:10 – «Посылал Я
на вас моровую язву, подобную Египетской, убивал мечом юношей ваших, отводя
коней в плен, так что смрад от станов ваших поднимался в ноздри ваши; и при
всем том вы не обратились ко Мне, говорит Господь».
Когда владыка
ассирийский Народы казнию
казнил,
И Олоферн весь край
азийский Его деснице покорил, –
Высок смиреньем терпеливым
И крепок верой в бога сил,
Перед сатрапом горделивым
Израиль выи не склонил;
Во все пределы Иудеи Проникнул
трепет. Иереи
Одели вретищем алтарь.
Народ завыл, объятый страхом,
Главу покрыв золой и
прахом, И внял ему всевышний Царь.
Притёк сатрап к ущельям горным И зрит: их
узкие врата
Замком замкнуты непокорным; Стеной, как
поясом узорным,
Препоясалась высота. И над тесниной
торжествуя,
Как муж на страже, в тишине Стоит, белеясь,
Ветилуя
В недостижимой вышине.
Сатрап смутился изумлённый –
И гнев в нём душу помрачил...
И свой совет разноплемённый
Он – любопытный – вопросил:
«Кто сей народ? и что их сила,
И кто им вождь, и отчего
Сердца их дерзость воспалила,
И их надежда на кого?...»
И встал тогда сынов Аммона
Военачальник Ахиор
И рек – и Олоферн со трона
Склонил к нему и слух и взор.
1835. А.С.Пушкин
Дан.3:28 – «Ты совершил истинные суды во всём, что навёл на нас и на святой град отцов наших Иерусалим, потому что по истине и по суду навёл Ты всё это на нас за грехи наши». Иудиф.13:16 – «Жив Господь, сохранивший меня в пути, которым я шла! ибо лицо моё прельстило Олоферна на погибель его, но он не сделал со мною скверного и постыдного греха».