Вопрос 3096:
16 т. Почему слово «синагога» не встречается нигде в Ветхом Завете?
Ответ:
По всей вероятности, потому, что синагог ещё и не было, когда была написана
последняя книга Ветх.Завета.
А может, не было случая пророку Малахии упомянуть про
них. Всё внимание было обращено на храм. Пророки в основном были в Иерусалиме. Мал.3:10
– «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моём была пища, и
хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас
отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?»
Беру данные из различных словарей.
CИHAГОГА
(греч.), молитвенный дом в иудействе и иудаизме. Слово С. также употребляется
как синоним иудаистской религ. общины.. Согласно Иосифу Флавию, обычай собираться по субботам для
чтения Закона был введён ещё Моисеем (Против Апиона,
II,17). Однако в действительности начало его не прослеживается ранее Плена
периода. В это время ветхозав. Церковь лишилась
возможности совершать богослужение в Храме; между тем со дней царя Иосии, с 621 до н.э., Храм был единств.
местом, где позволялось приносить жертвы. В результате
в среде изгнанников сложился иной вид богослужения, состоявший из чтения Библии
и общих молитв. Такие молитвенные субботние собрания происходили, по-видимому,
в частных домах; позднее для них стали строиться спец. здания. Во Второго Храма период, несмотря на восстановление
жертвоприношений, обычай молиться и читать Писание вне Храма сохранился. Так
возникли «дома собрания», или, по-гречески, синагоги. Они сооружались не только
в Палестине, но и в диаспоре, где почти каждая иудейская община имела собств.
молитв. дом. Нек-рые из них отличались обширными размерами и роскошным
убранством (напр., в Александрии, Риме, Коринфе и др.) и служили религ.-обществ. центрами
иудейства. В 1 в. н.э. в одном Иерусалиме было ок.460 С. После разрушения
Второго Храма в 70 С. стали единств. местом молитвы для последователей иудаизма. Архитектура и
внутреннее убранство: как свидетельствуют развалины С. эллинистич.
времени, они строились по образцу римских базилик. Большие С., такие, напр.,
как в Капернауме, имели внутренние колоннады,
делившие здание на неск. частей. Иногда в них
сооружались и хоры (вероятно, для женщин, хотя вначале мужчины и женщины
молились вместе). Пол нередко украшался мозаикой, стены - фресками и лепниной
(это были орнаменты, символы, сцены из свящ.
истории). До сих пор не установлено, когда появились такие художественно
отделанные С., и не найдены причины допущения в них изобразительного искусства.
Археология свидетельствует,
что такие здания существовали уже в 4-3 вв. до н.э. У той стены, к-рая обращена в сторону
Иерусалима, находился ковчег для свитка Пятикнижия и возвышение,
предназначенное для чтеца и проповедника (род амвона). Народ сидел на скамьях
или циновках, поднимаясь лишь в особо торжественные моменты службы. Старейшины
и книжники сидели лицом к молящимся. Синагогальное
богослужение совершалось по субботам и др. праздничным дням. Его чинопоследование начиналось возгласом «Благословен Бог».
Ведущий читал нараспев молитвенные прошения и славословия, на к-рые народ отвечал: «Аминь». Далее шло чтение Слова
Божьего и молитвословия, завершавшиеся словами: «Свят, свят, свят Господь
Саваоф...», к-рые произносил весь народ. Кончалась
служба проповедью местного раввина либо любого заезжего человека, имеющего
права учителя. Это чинопоследование складывалось
веками и приняло более законченный характер в первые
столетия н.э.
Историч. значение С. для христ. Церкви. Сам Господь Иисус часто проповедовал в С. (см., напр., Мф.4:23; 9:35; Мрк.1:39; Лк.4:44). Его примеру следовали и первые благовестники Христовы. Для св. ап.Павла и его спутников С., рассеянные по городам диаспоры, были местом, где они начинали проповедовать Благую Весть (Деян.13:5,14). Как явствует из Иак.2:2, иерусалимские христиане называли дома своих молитвенных собраний «синагогами». Деян.6:9 – «Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном». Пс.25:12 – «Моя нога стоит на прямом [пути]; в собраниях благословлю Господа».