Вопрос 3290: 19 т. Как нужно работать среди евреев, что им
говорить, чтобы они пришли ко крещению?
Ответ:
Не ко крещению надо вести, а ко Христу. Прочту выдержки из книги матери
о.Александра Меня – Елены Семёновны, как она долго и трудно шла именно ко крещению,
а не ко Христу. Вот её встреча с очень добрым лютеранином, учителем, который
ведёт беседу со своими воспитанниками. А потом со знающим путь, но не спешащим
поделиться о нём с другими.
«Неизгладимо запечатлелась в памяти наша
беседа о смысле жизни, которому было посвящено одно из наших вечерних собраний.
Каждый спешил высказать всё, что было у него на душе. Чего только не наговорили
мы в этот вечер! С.Н. внимательно и терпеливо выслушивал всех и не возражал
никому. И лишь послетого, как все высказались и попросили его изложить свои
мысли, он спокойно ответил: «Вы можете считать меня глупым или отсталым, как
вам угодно, но для меня весь смысл жизни заключен в словах Евангелия: «Будьте
совершенны, как Отец ваш Небесный совершен». «Единственное, что поддерживает
меня, - писал он, - это религия. Дай Бог каждому из вас такую же твёрдость и
твёрдую опору в жизни». Однажды В. Г. рассказал нам следующий случай из своего
детства. В школьные годы он любил часто и подолгу молиться. В то же время ему
приходилось усиленно заниматься математикой в реальном училище. И вот часто
случалось, что во время молитвы у него в сознании всплывало решение той или
другой задачи, которую он перед этим никак не мог решить. Мальчик считал эти
решения внушением «врага», который старается отвлечь его от молитвы, и никогда
ими не пользовался. В результате он приходил в класс с нерешенными задачами и
получал плохие отметки. Родители тяжело переживали неуспеваемость своего
сына,причины которой они не могли понять, зная его хорошие способности и
старательность в приготовлении уроков, а он сам страдал и от школьных неудач, и
от того, что ему приходилось огорчать родителей, и от сознания своей
«греховности». Лишь несколько лет спустя он встретил одного пожилого верующего
человека, которому он рассказал всё и который объяснил ему его ошибку. После
этого он, к удивлению всех, сразу стал хорошо учиться и успешно окончил
реальное училище.
С юных лет В.Г. стремился, общаясь с людьми, приводить
их к Богу. Это была центральная идея его жизни. В то же время в его беседах
не было и тени «учительства», которое часто бывает свойственно в особенности
протестантским проповедникам. Он мыслил, искал и страдал вместе с тем, кто
оказывался его слушателем, не только не выставляя напоказ своей учёности или
убежденности, но как бы забывая о себе, и был искренним и правдивым до конца.
По окончании реального училища В.Г. хотел стать пастором, но отец его
потребовал, чтобы он поступил в технологический институт и стал инженером. В.Г.
рассказывал нам об этом моменте своей жизни: «У меня началась как бы двойная
жизнь, - говорил он. - Я усердно готовился к экзаменам в институт и не менее
усердно молился о том, чтобы не выдержать экзамены и стать пастором». Экзамены
он всё же сдал и в институт поступил. Впоследствии В.Г. не жалел о том, что так
случилось, и был даже рад этому. «Если бы я говорил людям о Боге, будучи
пастором, многие не стали бы меня слушать, считая, чтоя делаю это по
обязанности. Но когда говорю с ними, будучи инженером-химиком, они
прислушиваются с интересом», - говорил он.
В студенческие годы В.Г. часто уединялся от товарищей, и никто не знал,
как он проводит своё свободное время. Между прочим, товарищи случайно узнали о
том, что он часто по вечерам отыскивает на улицах и бульварах женщин, которые в
силу условий своей жизни вынуждены были пойти по пути порока, и старается
вернуть их к честной жизни, оказывая им поддержку и нравственную, и
материальную. Беседуя с людьми неверующими или сомневающимися, В.Г. всегда
внимательно прислушивался к их суждениям, для того, чтобы помочь им разобраться
в смущавших их вопросах»…
«Когда мы перешли к Канту,
В. Г. процитировал его слова, которые он особенно любил: «Две вещи способны
вызвать чувство возвышенного: звёздное небо над нами и нравственный закон
внутри нас». Будучи довольно хорошо знаком с философией,
В.Г. ценил в ней не столько разрешение теоретических вопросов, сколько
стремление облегчить для ума человеческого путь к Богу, стремление, которое
можно обнаружить у каждого добросовестного философа. Почти все книги, о которых
говорил В.Г., были мне знакомы, кроме одной - Евангелия, которое никогда еще не
было у меня в руках. Между тем, В.Г. чаще всего обращался к нему в своих
беседах и рассуждениях. Евангелие было центром всех его исканий, всех
многообразных знаний и интересов, какие у него были. Оно было его стихией, его
жизнью, живой конкретной связью Бога и человека. В.Г. говорил часто и о Ветхом
Завете, о пророках. Я была несколько знакома с пророками и даже знала на память
отдельные отрывки в оригинале, но я знала их лишь как плод поэтического
вдохновения человека. И когда В.Г.заговорил о боговдохновенности Священного
Писания - это было для меня чем-то совершенно новым и неожиданным.
«Если я до сих пор не убил человека, то только
по милости Божией», - сказал он однажды. Я не поняла тогда значения этих слов,
но сколько раз вспоминались онимне впоследствии! Не всё непонятное проходит
мимо, как часто думают, но многое оставляет глубокий след в душе и становится
понятным хотя бы много лет спустя. Ещё больше поразило меня, когда В.Г., с
такой неподдельной любовью относившийся к каждому человеку, сказал: «Любить
человека можно только ради Христа». На этот раз В.Г. не стал ждать вопросов с
моей стороны, но сам обратился ко мне с вопросом: «Верите ли Вы, что Господь ведёт
каждого человека?» Этот вопрос был для меня неожиданным и заставил заглянуть в
самую глубину своей души. Верю ли я? Я не знала. Я не могла ответить. У меня не
было тогда ещё того ясного сознания водительства Божьего, которое появилось
позднее,особенно после крещения. Но как могла я этому не верить! «Надеюсь, что
так», - ответила я. С В.Г. легко было говорить, благодаря его необычайной
искренности. Он не поучал, он жил, и самое дорогое, что было в его жизни, он
охотно передавал всем, кто имел уши, чтобы слышать. Ни тени мудрствования или
увлечения не было в том, что он говорил, он всегда ставил свое «я» на последнее
место, помня слова Апостола Павла: «и насаждающий и поливающий есть
ничто, а всё Бог возращающий» (IКор.3:7)…
Мы вышли в поле. Кругом было тихо. Тёмное
южное небо было усеяно бесчисленными звёздами. Мне захотелось задать В.Г.
вопрос, который меня волновал и который я ни за что не решилась бы задать
кому-нибудь, кроме него: « Как надо понимать Таинство Причащения? - спросила я.
- Буквально или символически?» «Христос сказал, - начал В.Г. и, помолчав,
продолжил: - Вы меня извините, что я приведу эти слова по-немецки, потому что я
привык читать Евангелие на этом языке. Христос сказал: «Das ist Mein Leib!»»
Сие есть Тело Моё! Он произнёс эту
фразу с особенной силой, сделав ударение на словах «Das ist (сие есть)»...
Казалось, что украинская ночь с мириадами звёзд вторит его словам! Больше
никогда не возникал у меня подобный вопрос. На следующий день, придя к папе в
больницу, я застала там В.Г. О чём они говорили, не знаю, но, по-видимому, речь
шла о религии. «Ты не сумеешь убедить меня, Витя, - говорил папа. - За всю
жизнь никто не мог убедить меня в этом, как никто не мог убедить и в
противном». - «Слава Богу, что никто, по крайней мере, не мог убедить тебя в
противном», - сказал В.Г. Следующий раз мы увиделись с В.Г. через 7 лет. Это
была наша последняя встреча. В.Г. тогда был уже тяжело болен. Он страдал
приступами астмы и мог засыпать, только сидя в кресле, да и то ненадолго. В
августе 1936 года В.Г. ехал в Ленинград для того, чтобы собрать материал для
диссертации. По характеру своей работы он не мог отказаться от защиты. Это его
тяготило. «Немного уже осталось жить, - говорил он. - Хотелось бы употребить
остающееся время на то, чтобы помочь людям прийти к Богу, а не на
научные занятия»… В.Г. ехал с женой и внуком. Маленький Игорь был очень нервным
ребенком, требовал непрерывного внимания и мог оставаться спокойным только
тогда, когда ему что-нибудь читали вслух.
Для меня приезд В.Г., как всегда неожиданный,
в то время имел исключительное значение и был одним из многих видимых
доказательств помощи Божией. Я готовилась к принятию крещения и едва ли не
самым трудным в этот момент была для меня какая-то оторванность внутренней
линии жизни от жизни внешней. Я чувствовала и понимала, что те изменения,
которые мне предстоят,не могут ограничиться сферой субъективных переживаний, но
касаются всей жизни, а потому так велика была потребность проложить мост между
внешним и внутренним, сделать для себя вполне реальными те события, которые до
сих пор касались как бы только внутренней жизни. Между тем я не имела возможности поговорить
обо всём ни с кем из тех людей, которые знали меня прежде, которые знали жизнь
нашей семьи. Именно таким человеком был В.Г. Я решила во что бы то ни стало
добиться возможности поговорить с ним наедине. В поезде М.М. читала вслух Игорю
для того, чтобы удержать его на месте. Я прямо обратилась к В.Г.: «У меня к Вам
большая просьба. Мне необходимо поговорить с Вами сегодня по чрезвычайно важному для меня вопросу». Я
сама удивилась своей смелости, но поступить иначе я не могла. В.Г. казался
смущённым и взволнованным. По своей исключительной скромности он никогда не давал
советов, не брал на себя решения каких-либо затруднительных вопросов. - А что же я? Что я могу? - как бы извиняясь
говорил он. - Мне ничего не нужно, - сказала я, стараясь его успокоить, - мне
нужно только узнать Ваше отношение. В.Г. все же не мог успокоиться, и когда мы
были уже в московской квартире, спросил у меня, к какой области относится тот
вопрос, о котором яхочу с ним говорить. - К области религии, - сказала я.
- У Вас есть какие-нибудь сомнения? - спросил
он.
- Нет, - ответила я, - напротив. На этом
разговор прервался.
Вечером собрались родственники и знакомые,
всем хотелось побеседовать с В.Г. Я сказала папе, что мне необходимо поговорить
с В.Г. наедине. Папа, как всегда, ни о чём не расспрашивал. Когда все
разошлись, я прямо обратилась к В.Г., стараясь изложить всё возможно более
кратко: «В течение 20 лет, изредка встречаясь с Вами, мы вели беседы на одни и
те же темы. Много этапов пройдено за это время, и сейчас я стою перед
возможностью, а быть может, и необходимостью принять крещение. Мне очень
хотелось бы знать Ваше отношение к этому вопросу», - сказала я. В.Г. задумался.
Его густые брови сдвинулись ещё ближе. Мне казалось, что он медлит с ответом...
«Я очень рад, - сказал он наконец. - Как христианин я очень рад. Я предполагал,
особенно сегодня, когда я читал у вас эту книгу (он имел в виду «Исповедь»
блаженного Августина). Только как Яша? Ему будет это тяжело». (В.Г. очень любил
папу.) «Сейчас никто ничего не должен
знать, - сказала я, - а впоследствии папа поймёт». - В прежние времена, -
сказал В.Г., - некоторые принимали крещение для того, чтобы приобрести
житейские преимущества, а теперь... - Теперь можно всё потерять, - докончила я.
- Именно так, - согласился В.Г. В.Г.
опять задумался и затем начал говорить, как бы продолжая свои мысли. - Если Вы так верите в Христа, что хотите
присоединиться к Его Церкви...
Я была очень обрадована тем, что В.Г. подошёл
к вопросу о Церкви не как протестант, а как христианин. (Ещё раньше он как-то
говорил мне: «Я во многом не согласен с Лютером»). В.Г. ещё многое говорил мне
в тот вечер. Он говорил о том, что он считает самым главным в христианстве: о
крестной Жертве Спасителя, об Искуплении. Он говорил также о том, что никогда
нельзя откладывать покаяния. Через несколько лет мы узнали о том, что В.Г. умер
в тюрьме. Когда М.М. известили о его смерти, ей сказали также, что выдвинутые
против него обвинения не подтвердились и он ни в чём не виновен. У всех, кто
был с ним в тюрьме, как у стражников, так и у заключённых, остались о нём самые
светлые воспоминания». Рим.2:26 – «Итак, если необрезанный соблюдает
постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?»
1Кор.7:19 – «Обрезание ничто и необрезание ничто, но [всё] в соблюдении
заповедей Божиих». Гал.5:6 – «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни
обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью».
Конечно, жутко
оборотня зреть, –
Добра не жди от нечисти
болотной.
От страха дети могут
помереть,
Когда в ночи коснётся нашей
глотки.
Но оборотни есть и человеки
Под милицейским и иным мундиром.
Они живучи с той поры советской,
Но понимайте то намного шире.
Овечьей шкурой хищники
прикрылись,
Как будто охраняют, но
кого?
Везде через дефис поставить
«крысы», –
С претензией же метят на
богов.
Приличная личина приросла
К душевной чёрствости и черноте бесовской.
На каждый вход им подавай осла,
Хотя в действительности сам горластый ослик.
Мы самых подлых оборотней
зрим
Под митрой, камилавкой,
часто с жезлом;
Когда повалит дым с
накладкою на грим,
То вместе с дымом в алтари
пролезли.
Бог создавал подобие Творцу,
И из земли творилась плоть Адаму.
Почти дублёнку вскоре принесут –
В раю гулял, как ходят нынче в бане.
И к непритворному, под
образом змеи,
Ещё не ползающий оборотень
слева.
Личиной друга речи
подменил,
И бабий ум врагу поверил
слепо.
Несёт Евангелие высоко весьма
Горластый протодьякон на привычной службе.
Орёт и тянет, будто без ума,
И кажется, что с каждым разом
хуже.
Наш образ истинный лишь во
Христе Иисусе –
Быть самому собой,
родившись свыше.
«Сгинь, оборотень злой, к
таким не суйся!»
Любой мирской закон у оборотней дышло. 15.11.06. ИгЛа