Вопрос 3592: 24 т. Нельзя ли хотя вкратце ознакомиться с проповедями Иоанна Златоуста, где он говорит против евреев? О чём там сказано? Большие ли по объёму эти его проповеди? Не противоречат ли проповеди Библии? Все тома Златоуста не могу достать.

Ответ: Восемь слов «Против иудеев» произнесены были св. Иоанном Златоустом в Антиохии в два приёма: первые три – осенью 386г., а последние пять - осенью же 387 года. Поводом к их произнесению послужило то печальное обстоятельство, что многие христиане – или по старой привычке, или по неразумию и увлечению – принимали участие в совершавшихся местными иудеями праздниках и постах и посещали синагоги. Против этого неразумия и направлены слова Златоуста, который выясняет в них, что иудейство уже потеряло своё значение и потому соблюдение его обрядов противно воле Божией. Первое слово было произнесено вскоре после первого же слова «Против аномеев». На него именно и делается указание в начальных строках первого слова. Эти восемь слов «Против иудеев» не равны по объёму. Вот как это выглядит: 1-е слово –33.293 знака без пробелов. В эти знаки входят и цифры, указывающие на места Священного Писания. 2-е - 11.459 знаков; 3-е – 24.127; 4-е – 25.390; 5-е – 51.059; 6-е – 27.921; 7-е – 27.564; 8-е – 36.549. Итого знаков в 8 словах против иудеев – 237.362. Для сравнения: в Псалтири – 145.771 знак-буква, в Евангелии от Матфея – 79.138; в Новом Завете – 612.909. Если звучание Нового Завета занимает – 18 часов, 21 мин и 19 сек, то соответственно все восемь слов против иудеев у Златоуста заняли 7 часов и 6 минут – если читать их на русском, т.е каждая проповедь по 54 мин. в среднем. В записи эти 8 слов занимают 291 МБ. В 8 проповедях сих Златоуст делает ссылки на Библию 306 раз. В каждой проповеди в среднем по 38 ссылок на Библию. Златоуст не от себя говорит, а доводит ту мысль Божию до нас, что Сам Бог говорит о некогда избранном Своём народе, который распял Его Сына Иисуса Христа. Вот предисловия к каждому слову:

1-е слово. Прерывая свои беседы против аномеев о непостижимости существа Божия, проповедник переходит к обличению иудействующих. – Христианам не должно принимать участия в праздниках иудейских, потому что 1) иудеи люди жалкие, делающие всё несвоевременно. – Они не постились, когда следовало им поститься, и постятся теперь, когда не следует поститься: потому-то они и отвергнуты и на их место явились христиане. – 2) Их синагога не лучше театра, место распутства и вертеп разбойников; она есть обиталище демонов, между тем, как церковь есть дом Божий. – Обладание св. Писанием не делает синагогу досточтимой и не может служить оправданием для тех, кто посещает её, ибо: 1) иудеи оскорбляют св. Писание, утверждая, что оно не говорит ничего об Иисусе Христе; 2) они пользуются им лишь для того, чтобы обольщать немощных; 3) не только синагога, но и самая душа иудеев есть обиталище демонов. – Бог отверг их жертвы, их праздники и самый храм, предавая его в руки язычников. – Не может служить оправданием посещения синагоги и желание получить исцеление от какой-нибудь болезни, потому что: 1) обитающие в ней демоны не могут исцелять; 2) даже если бы они и могли, не следует губить душу ради исцеления тела. – Нужно употреблять все средства к тому, чтобы отвращать своих братьев от иудействования, ибо, не делая этого, мы участвуем в их преступлении и подвергнемся одинаковому с ними наказанию.

2-е слово. Против тех, которые содержат иудейский пост, и против самих иудеев. – Не должно соблюдать иудейского поста, потому что: 1) лишаются благодати Христовой те, кто служат ветхому закону, хотя бы в одном каком-нибудь отношении; 2) соблюдающие закон в одном отношении, тем самым обязываются соблюдать его весь под страхом проклятия. – Закон есть добрая вещь, но под условием, если он приводит к Иисусу Христу. – Он есть зло для тех, которых не приводит к Нему, следовательно, для иудействующих. – Бог более ревнует о чести верующих, чем о собственной славе; взаимно и верующие должны ревновать о чести Божией и не допускать своих жён посещать синагоги.

3-е слово. К тем, которые по-прежнему постятся в Пасху. - Не должно участвовать в соблюдении поста, который иудеи соблюдают перед своей пасхой, потому что это может служить причиной раскола и разномыслия, а разномыслие есть худшее из зол: таково учение Павла и отцов Никейского собора. - Бог, разрушая город, в котором только и можно было законно совершать иудейскую пасху, с достаточностью показал, что Он отверг все праздники иудейские и освободил нас от обязанности соблюдать дни, установленные законом. - У самих иудеев соблюдение места должно бы стоять выше и иметь больше важности, чем соблюдение времён, потому что соблюдение времен часто бывает совершенно невозможным.

4-е слово. Против иудеев, на трубы их пасхи. Сказано в Антиохии, в великой церкви. - Чтобы судить, хорошо или худо известное действие, нужно не столько соображаться с его сущностью, сколько с волей Божией. - Между тем, пост иудейский идёт против воли Божией. - Все священнодействия должны в действительности совершаться в Иерусалиме, а не в другом каком-либо месте, как это доказывает сам закон и пример святых праведников. - Разрушая Иерусалим, Бог ясно показал, что Ему не благоугодно было более богослужение иудеев.

5-е слово. Похвала усердию слушателей. - Храм иудейский не будет восстановлен. - Это доказывается: 1) предсказанием Иисуса Христа, которое несомненно возымеет силу, так как другие предсказания Сына Божия уже исполнились; 2) на основании пророков: те же пророки, которые предсказывали начало и конец трех первых пленений, не только не указали конца для четвертого, теперешнего их пленения, но прямо предсказывали, что оно не окончится; 3) тщетностью усилий, которые иудеи употребляли для восстановления их храма; 4) на основании пророчеств, которыми предвозвещено, что новозаветное богослужение распространится по всей земле. - Увещание христианам удалиться от праздников иудейских.

6-е слово. Предшествующая длинная беседа, как причина горловой болезни проповедника. - Жажда к обличению иудеев. - Краткое обобщение предшествующей беседы. - Чему иудеи могут приписать теперешнее своё бедствие. - Нельзя приписывать его ни тяжести грехов, ни могуществу людей. - Несмотря на старание соблюдать закон, они теперь более несчастны, чем когда-либо, и это потому, что они распяли Господа Иисуса. - Подтверждение этого на основании пророков. - Из их бедствий обнаруживается божество Иисуса Христа, потому что если бы Он был обманщик, то несмотря на все их грехи, Бог пощадил бы их ради Имени Своего, чтобы не дать основания для прославления врага Своего. - Кроме своего города и своего храма, иудеи потеряли и все свои преимущества, они не имеют более и священства. - Что же такое их теперешние священники в сравнении с древними священниками? - Изложение обрядов посвящения и других обстоятельств, придававших досточтимый характер священству в древности. - Обличение христиан, посещающих синагоги. - Поведение их подлежит осуждению и неизвинительно ни в каком отношении. - Увещание к более благоразумным отвращать своих собратьев от этих нелепых, как и преступных суеверий.

7- е слово. Если храм иудейский, как доказано выше, разрушен окончательно, то вследствие этого у иудеев не может уже быть ни жертвоприношений, ни священства. - Эти учреждения, как доказывает св. Писание и особенно Ап. Павел, отменены вследствие их несовершенства, жертвоприношением воплотившегося Бога, и они не будут восстановлены. - На место священства по чину Ааронову явилось священство по чину Мелхиседека и древний закон заменён новым, соответственно новому священству.

8-е слово. Недостаточно только предостерегать своих собратьев прежде, чем они согрешили; нужно ещё заботиться о них и после того, как они подпали греху. - Так Бог действовал по отношению к Адаму и Каину, Ап. Павел по отношению к блуднику, самарянин к израненному разбойниками. - Мы не должны разглашать о проступках наших братьев, а должны стараться о том, чтобы излечить согрешающих и удержать их от иудействования, внушая им особенно, как нелепо прибегать к демонам для поправления здоровья. - Христианин должен скорее страдать, чем грешить, по примеру Иова, расслабленного и Лазаря. - Эти страдания посылаются от Бога для исправления нас, и сын не должен жаловаться на отца, когда тот исправляет его. - Кроме того, терпение в страдании приносит добрые плоды; на земле оно приобретает похвалу и преклоняет Бога к исцелению переносимых болезней, а на небе оно подготовляет получение венца мученического.

 4Цар.17:18 – «И прогневался Господь сильно на Израильтян, и отверг их от лица Своего». 4Цар.17:20 – «И отвратился Господь от всех потомков Израиля, и смирил их, и отдавал их в руки грабителям, и наконец отверг их от лица Своего». Иер.7:29 – «Остриги волоса твои и брось, и подними плач на горах, ибо отверг Господь и оставил род, [навлекший] гнев Его». Не только Гитлер или Тамерлан виновны, но в первую очередь мы сами, что так живём, что нас постигли такие кары. Хотя Ветхий Завет и написан для евреев, но мы-то и в него вошли, и в эти же слова вкатились. И мы такие же отвергнутые, и даже больше того, ибо называемся христианами, а где показали евреям нашу любовь к ним? Проклинают их. А нам заповедано молиться о врагах и не проклинать ни живых, ни мёртвых. Они по своим законам могут нас клеймить и проклинать, обирать и презирать. Так зачем же нам уподобляться нехристям? Плач.2:2,6 – «Погубил Господь все жилища Иакова, не пощадил, разрушил в ярости Своей укрепления дщери Иудиной, поверг на землю, отверг царство и князей его, как нечистых… И отнял ограду Свою, как у сада; разорил Своё место собраний, заставил Господь забыть на Сионе празднества и субботы; и в негодовании гнева Своего отверг царя и священника». Евреям нечем гордиться и их балетные танцовщицы, клоуны и учёные, писатели и артисты вовсе даже нипри чём. У Бога иная шкала измерений. Он ненавидит грех и самый большой грех – богоотступничество. И если это было тогда, когда гнали они пророков, то что же будет с теми из их рода, и как их назвать, если они не только не приняли Христа, но распаяли Его и доныне поносят Его святейшее имя? Иез.16:50 – «И возгордились они, и делали мерзости пред лицом Моим, и, увидев это, Я отверг их». Обетование, данное отцам, что Израиль – Его избранник, остаётся в силе до конца дней. У евреев ещё будет праздник, когда они примут Христа, как своего Спасителя, как Сына Божия и как Бога истинного, равного Отцу Иегове. Рим.11:1-2 – «Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак... Не отверг Бог народа Своего, который Он напёред знал».

 

 Свинья под Дубом вековым

 Наелась желудей досыта, до отвала;

 Наевшись, выспалась под ним;

 Потом, глаза продравши, встала

 И рылом подрывать у Дуба корни стала.

       «Ведь это дереву вредит, –  Ей с Дубу ворон говорит, –

       Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».

       «Пусть сохнет, – говорит Свинья, –

       Ничуть меня то не тревожит;

       В нём проку мало вижу я;

 Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,

 Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».

 «Неблагодарная! – примолвил Дуб ей тут, –

 Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

 Тебе бы видно было, Что эти желуди на мне растут».

 

 Невежда так же в ослепленье Бранит науки и ученье,

 И все учёные труды,

 Не чувствуя, что он вкушает их плоды.       Крылов.  1823

Hosted by uCoz