Вопрос
3620: 24 т. Какими
изречениями из Талмуда и о Талмуде хотели бы поделиться?
Ответ:
Там таких описаний очень даже много. Вот только чуточку, чтобы понять, что
Талмуд – это не старообрядческий канон за единоумершего.
«В сионизме антисемитское
убеждение, что Талмуд – наследие позорного изгнания. Есть мишна,
где рабби Абей прямо
говорит, что Иисус мекурав ле малхут – царского рода.
Талмуд разбит на трактаты,
главы и листы, пугающие непосвященного. Современные толковники любят
представлять его, как непротиворечивый свод единого еврейского закона,
полученного ещё Моисеем на горе Синай вместе с
Писанием – Торой. По сути же, Талмуд состоит из двух неравных частей – самой
древней и меньшей Мишны – записи бесед первых мудрецов-танаев, считающихся боговдохновенными и не
подлежащими критике, и огромному компендиуму комментариев Гемары,
толкований и разъяснений, написанных поздней и по большей части за пределами
Земли Израиля. Талмуд, в широком понимании слова – это весь комплекс еврейской
учёности, накопленный за два тысячелетия и в принципе незаконченный до сих пор.
Они читали Тору, как газету, так же, как газету толковали её, кроили и
перекраивали, кромсали и обрезали, если не кастрировали. Мудрецы отлично
осознавали, что делают. Рабби Ишмаэль
говорит рабби Элиэзеру «Ты
[смеешь]говорить Торе: «Молчи, пока я тебя растолкую?»
Михаэль Дорфман. Тору принято называть
у евреев «святой». Считается, что нельзя вносить в Тору изменения, нельзя
делать заметки, подчеркивать в тексте, сворачивать и даже водить пальцем по строчкам.
Шкаф с Торой называется святым. Его открывают с особым благословением, и даже
профессия писца софер стам
считается священнодействием. Вместе с тем весь Талмуд – это удивительное
перекраивание Торы вдоль и поперёк, замечательный пример того, как уберечь
традицию от окостенения, а народ от фундаментализма. В Талмуде есть
замечательный ответ рабби, застигнутого за изучением Гемары во время публичного чтения Торы. «Мы занимаемся
своим делом, а они занимаются своим». Рабби Йоханан любил наблюдать, как женщины выходили из купальни.
«Когда женщины выходят, - говаривал он, - то пускай, смотря на меня, и родят
сыновей таких же умных и красивых, как я». Спросили его мудрецы, не боится ли
соблазна. «Я потомок Иосифа и соблазны меня не берут».
«Ой
человеку, столкнувшемуся с ослом. И ой ослу, столкнувшемуся с рабби Ханина бен Доса». Мудрецы задались вопросом, а почему Моисей
задержался на горе Синайской, куда отправился за
Торой? Почему провёл там так много времени, что народ отступил от Бога и решил
даже воздвигнуть себе идола – Золотого тельца? Что делал Моисей на горе? Не
находя ответа в Торе, они спокойно дописывали недостающие сюжеты. Этот жанр
называется мидраш, и существует до сего дня.
Однажды толкуя о
жертвоприношении Исаака, они добавили туда, что Бог сказал Аврааму
«Остановись». Авраам не услышал, - продолжает мидраш,
- и тогда Бог снова позвал Авраама. И оглушённый горем и долгом Авраам опять не
услышал. Лишь тогда пришлось заменить сына овном. И это урок тем, кто свято
уверен, что исполняют волю самого Господа. Даже следуя Его воле, нельзя терять
здравого рассудка и умения услышать.
Учил рабби
Достай бен Янай, что женщина не волочится за мужчиной, а мужчина
волочится за женщиной, потому, что ищет ребро, которого лишился. Имя Бога с
древности было окружено у евреев тайной, его произносил первосвященник лишь раз
в году. Хотя, с другой стороны именем Бога колдовали многие, и до сих пор
название колдуна (доброго или злого) по-еврейски баалшем,
буквально «владелец Имени».
Спрашивают мудрецы: «А почему был создан
всего один человек? А потому, - отвечают они, - чтобы поддержать мир между
людьми, чтобы не смогли сказать друг другу, что мой отец был лучше твоего». И
ещё одно, оттуда же. Задались вопросом наши мудрецы, а почему Господь сотворил
человека лишь на шестой день. И решили, что сделано это потому, что если
кто-нибудь возгордится и зазнается, то можно будет ему сказать, что: «Даже вошь
Господь создал раньше тебя». До мудрости библейской всем этим изречениям
далеко, но и здесь мы можем чему-то научиться. Иер.15:19 – «На сие
так сказал Господь: если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь
предстоять пред лицом Моим; и если извлечешь драгоценное из
ничтожного, то будешь как Мои уста. Они сами будут обращаться к тебе, а не ты
будешь обращаться к ним».
О чём молиться в
утренней истоме,
Когда и сон не выветрился
весь?
Нерв защемит, забывшееся вспомнишь,
Когда ни охнуть, ни
вздохнуть, ни сесть.
Что не доделано вчера и где споткнулся,
Проныло ночь в полукошмарных
всплесках;
Сейчас по лестовке карабкаюсь к Иисусу,
По лепесткам, истёртым мной до блеска.
Грядут заботы в
предрассветной мгле,
Привычно обложили,
наступают;
В приёмной жирные осмелились наглеть,
Без очереди прут и будят
память.
Пока недосягаемый сокрылся
В Псалтырном чтении, разбуженный
Давидом.
К небесному бряцают гусли-мысли,
Глушу все недобитые вчерашние обиды.
В Писании даны нам тысячи
инструкций,
Как не попасть в пленение к
земному.
Счастлив, что Библия,
молитвослов на русском,
Они соделают
богатырём из гнома.
Дай, Господи, готовность бой принять,
От собственной беспечности укрыться,
В достатке разложить цитат-гранат,
Чистейшие плоды, не жалкие огрызки.
В программе дня да будут
маяками,
Алмазной россыпью
библейские стихи;
И не бесследно серый день
да канет,
Вино вольётся в новые мехи.
И на молитве столько ярких лиц,
Здоровьем пышущих и дышащих на ладан;
Здесь ворох телеграмм, лишь успевай
молись, –
С земным поклоном в изнеможенье падал.
О чём молиться… Это не вопрос, –
Мой невод по всему земному
шару.
До чемпионов в кроссе явно
не дорос.
Огонь любви немилосердно жарит. 01.11.07. ИгЛа