Вопрос 3641:
24 т. Наши дедушка и бабушка строго блюли посуду и из своей чашки никогда нам
не давали, если мы за время отсутствия пили из «мирской» посуды. Что-то
подобное есть ли у евреев? Не про это ли мытьё посуды говорил Иисус Христос?
Ответ:
Как две капли воды сие могло быть взято из Талмуда.
(Авода Зара).
«Рассказывали, что Рав (великий Учитель Талмуда первого поколения, 3‑й
век) не пил в домах неевреев даже воду — из соображений, что воду накрывать у
них не принято (а в открытую воду мог попасть змеиный яд). Такую воду, —
рекомендуют Учителя, — нельзя выливать в общественном месте, нельзя мыть ею
пол, нельзя замешивать на ней глину, мыть ею руки, ноги и всё тело, особенно,
если на теле есть раны, нельзя поить ею животных — ни своих, ни чужих. Кроме — кошки.
Кошке разрешается дать такую воду, ибо ей змеиный яд не вредит. Это решение
было принято на основе такого правила: если еврей отправляет вино, рыбий жир и
солёную рыбу с самаритянином, пользоваться этими продуктами можно, если они
запечатаны и печать не нарушена. Если евреи будут пить их пиво, — поясняет Рами
бар Хама (Учитель Талмуда в Вавилоне, 4‑й век), — это может привести к
сближению, в результате которого не исключена ситуация, что юноша из еврейской
семьи захочет жениться на дочери идолопоклонника.
И ещё рассказывают, раву Ахаю приносили пиво
домой, и он пил это пиво, не спрашивая, где его взяли. Это свидетельствует о
том, — подчеркивает Талмуд, что рав Папа и рав Ахай, вслед за Рами бар Хамой,
объясняли запрет на пиво идолопоклонников социологическими причинами. И
поскольку они пили пиво у себя дома, то и опасений “сблизиться с семьей” того
или иного идолопоклонника у них не было… Но почему евреям нельзя использовать
эти сосуды? Потому что, — поясняет Талмуд, — в них разливали вино, предназначенное
для ритуалов служения идолам. Можно ли использовать в бытовых целях черепки от
этих сосудов? — спрашивает Талмуд. Скажем, подкладывать их под ножки кровати...
Можно, — говорит раби Элиэзер (один из крупнейших Учителей Мишны, 1‑й
век). Нельзя, — говорит раби Йоханан (величайший Учитель Талмуда в Эрец
Исраэль, 3‑й век).
Но ведь в случае, когда вино еврея налито в
бурдюк идолопоклонника, пить его нельзя, но использовать в иных целях и вино и
бурдюк — разрешается, — дают возражение на точку зрения раби Йоханана другие
Учителя. Речь идёт о запрете делать из них попону для осла, — объясняет Рабан
Шимон бен Гамлиэль (великий Учитель, глава Санѓедрина — Высшего Суда, 2‑й
век). — То есть в данном случае говорится об использовании бурдюка не по
назначению, но и это запрещается. По аналогии нельзя подкладывать под ножки
кровати и черепки от сосудов, принадлежащих идолопоклонникам. Когда еврей
приносит в дом бурдюк идолопоклонника, — уточняет Рава (величайший Учитель
Талмуда четвертого поколения; 4‑й век), — есть вероятность, что в
какой-то момент он использует его на заплатку для собственного, когда тот
порвется. Здесь же Талмуд обсуждает и другое положение Мишны (см. обзор
листа 29), которое запрещает пользоваться шкурой животного, если в ней
есть прореха в области сердца (что указывает на то, что животное, о шкуре
которого мы говорим, принесли в жертву идолу). Если дырка — круглая, шкуру
использовать нельзя, — вносит свою лепту в обсуждение этой проблемы Рабан Шимон
бен Гамлиэль, — если продолговатая — можно... Приводит Талмуд и такой случай.
Один знатный вавилонский вельможа отобрал у евреев города Пумбедита глиняные
сосуды. Держал в них вино, а потом — вернул.
Спросили евреи у рава
Иегуды (амора второго поколения, великий Учитель Талмуда; 3‑й
век): «Что нам теперь делать с этими сосудами». Ответил им рав Иегуда:
«Поскольку такие сосуды для длительного хранения жидкости не предназначены,
достаточно промыть их водой и ими можно будет пользоваться».
Можно ли пить из глиняных
чаш, из которых пили идолопоклонники? — спрашивает Талмуд. «Можно», — отвечает
рав Аши.
«Нельзя», — говорит раби
Аси (Учитель Талмуда в Эрец Исраэль; 4‑й век). Если еврею
достались от идолопоклонника чаши, стенки которых покрыты белой или черной
эмалью, пить из них разрешается, — вносит свои уточнения рав Звид. — Если —
зеленой, пить из них запрещено. Ибо состав зеленого красителя делает внутреннюю
поверхность чаш более пористой, и вино впитывается в их стенки... И еще: если
на стенках чаш есть трещины, использовать их после идолопоклонников, независимо
от цвета эмали, запрещается... На нашем
листе сказано, что многие Учителя в этом вопросе открывали иную грань Истины и
разрешали извлекать выгоду из рыбьего жира, приготовленного профессиональным
поваром-неевреем, ибо специалист не станет подмешивать в него вино. При
условии, что его извлекают из той же рыбы не более двух раз, — подчеркивает
Авими бар раби Абагу. — Если больше, такой рыбий жир использовать евреям
запрещается. Ибо уже на третий раз в рыбе остается не так много жира и даже
специалисту приходится разбавлять его вином. По этому поводу Талмуд
рассказывает такую историю. В порт Акко прибыл корабль, гружёный рыбьим жиром.
И раби Аба тут же отправил на этот корабль специальных наблюдателей —
проследить, чтобы никто не подмешал в жир вино. «Разве до сих пор его
кто-нибудь охранял? - спросил Рава (величайший Учитель Талмуда четвертого
поколения; 4‑й век). — Быть может, еще в пункте отплытия в него успели
добавить вино. «За это я не беспокоюсь», — ответил ему раби Аба. «В том месте,
откуда прибыл корабль, вино стоит в четыре раза дороже рыбьего жира. Это только
у нас вино дешевле, чем рыбий жир. Поэтому у нас есть опасения» «Но они могли
сделать остановку в порте Цор (Ливан), — заметил раби Ирмиягу, - а там рыбий
жир продают по такой же цене, что и вино». «Вряд ли они избрали такой маршрут,
он слишком тяжел для мореплавателей», — сказал раби Аба. На примере этого
рассказа мы можем убедиться, настолько детально обсуждали наши Учителя все
обстоятельства, прежде чем дать разрешение на использование того или иного
продукта... В частности, выдвигают на обсуждение такой вопрос: может ли еврей
использовать в бытовых нуждах навоз (скажем, в качестве удобрения),
образовавшийся во дворе идолопоклонника. И дают ответ: можно использовать навоз
из стойла быка, который совершил преступление и приговорен к казни (к примеру,
бык убил человека и его должны забить камнями); но из стойла теленка — нельзя,
ибо теленок, вполне вероятно, готовится в жертву идолам. Это правило, —
отмечает Талмуд, — вытекает из положения Мишны, в котором содержится запрет на
всё, что может иметь отношение к ритуалу служения идолам.
Но почему же тогда нет
запрета на извлечение какой-либо выгоды из рыбьего жира, изготовленного
идолопоклонниками с примесью вина (как мы знаем, принимать такой рыбий жир
еврею запрещено — подробнее см. обзор листа 34)? Ведь вино — это точно
известно — в таких ритуалах используется. Потому, — отвечают наши Учителя, —
что в нём примесь вина незначительна. “...Мне твоя близость приятней вина...”
(Танах, Шир а‑Ширим — “Песнь песней”, гл. 1, ст. 2), —
цитирует раби Иегошуа (великий Учитель Мишны второго поколения, 1‑й век).
И дает этим словам разъяснение. Здесь речь идет о еврейском народе, который
сказал пред Всевышним — “приятней вина Торы мне слова мудрецов Твоих”.
Лев.10:10 – «чтобы вы могли отличать
священное от несвященного и нечистое от чистого». Иез.44:23 – «Они
должны учить народ Мой отличать священное от несвященного и объяснять им, что
нечисто и что чисто».
Специалисты в
каждом деле нужны,
Их ценят, больше платят и
прощают;
Гид настоящий не вслепую
кружит,
Глядишь, и во главе, уже
начальник.
И спорить нечего о том общеизвестном,
Как ищем лучшего врача и друга;
С таким, как принято, пойдём в разведку вместе,
В беде не бросит раненным с испугу.
Жизнь переводит стрелки к
небесам,
Когда решимся устремиться к
небу;
Здесь для души специалист
ты сам,
Не ошибиться за Христом по
следу.
К чему-то у ребёнка ранний интерес,
Авторитетом станет много позже;
Прославится он мастером окрест,
Хотя по этой области, быть может, сложно.
Один в одном, а кто-то и в
другом
Достигнет, может статься, и
вершины.
Без знания Писанья не
взойдём,
Слепцы духовные там путь не
завершили.
Главнее главного — познать спасенья путь,
А он, тот путь, по Библии доступен;
Не покусись, беспечный, куда-то отвернуть,
Такой погиб, лишь на начало вступит.
Из тьмы, из леса вывести
других
Дано не каждому, но ищущим
свободу.
Из выведенных есть и
злейшие враги,
Нас в перекрестье
снайперски наводят.
Быть затоком открытых мыслей Бога
Есть величайшее искусство, суперценность.
Всем сбившимся с пути укажут на дорогу,
Снабдят инструкцией, чтоб оказаться целым.
Разряд воителя умейте
повышать
По блёсткам приоткрывшихся
пророчеств.
Кто по Христу примеривает
шаг,
Тем самый дальний путь окажется короче. 02.04.07. ИгЛа