Вопрос 3653:
24 т. Как понимают духовность евреи по Талмуду?
Ответ:
Как можно дать ответ, не имея Нового Завета? Вот в таком они положении и
опираются на мнения своих сионских мудрецов: как молиться, с какой стороны
должен быть храм, и пророчества местного масштаба. Всё, как у нас.
«Во время молитвенной
медитации в сторону юга следует сосредоточиться мысленно. Но в какую сторону
всё-таки надо повернуться, читая молитву? Ответ однозначен: не в сторону запада
или юга, а — в сторону Эрец Исраэль (Земли Израиля). А если человек
находится в Израиле — в сторону Иерусалима, то есть — в сторону Храма (сегодня
— Храмовой горы). Запад — место, куда склоняется материальный свет солнца,
место, где сосредоточена особая Духовность. Поэтому предприятия,
производственный процесс которых предполагает возникновение дурных запахов, а
также — кладбища, нельзя размещать на западной стороне. Из уважения к
Духовности особого порядка (Шехине). Всевышний, естественно — повсюду, и
Его Присутствие, естественно, можно ощущать, повернувшись в любую сторону
света. Но вспомним о планировке Иерусалимского Храма со строго обусловленным,
по «соображениям» Высшего духовного порядка, расположением составляющих его
частей. Вход в него был — с восточной стороны. От входа — к западу уровень
святости постепенно нарастал, так, что Кодеш Кодашим (Святая Святых)
находилась на западной окраине Храма. В Устной Торе сказано, что часть стены,
окружавшей Храм, никогда не будет разрушена, Шехина находится с ней. И
нас уже не удивит, что эта часть — Западная, та, которая сохранилась до наших
времён. На иврите она называется Котель, по-русски её часто (и, кстати,
неправильно) именуют Стеной Плача. Всевышний, разумеется — всюду, но Он
сотворил мир таким образом, что каждая сторона света «заряжена» своим смыслом, а
западная сторона содержит в себе особый потенциал для Шехины.
…Сказал раби Йоханан:
С дня разрушения (Первого) Храма передан пророческий дар людям с ущербной
психикой и детям. Талмуд приводит несколько примеров. Перескажем один из них. К
раву Хисде пришли ученики, будущие великие Учителя — Рами бар Хама и
Рава. Рав Хисда спросил сидящую в тот момент у него на коленях маленькую
дочь, за кого из них она хотела бы выйти замуж. “За обоих”, — ответила дочка
отцу. Когда она выросла она вышла замуж за Рами бар Хаму. Прошли годы, дочь
рава Хисды овдовела и на ней женился Рава...
Ослепительный блеск (всё время) вращающегося меча. Такой блеск
содержит в себе всю цветовую палитру, намекая на единство мира. Он ослепляет —
показывает, что “туда просто так” нельзя смотреть. Меч вращается, демонстрируя
переменчивость судьбы, что зависит от нашего свободного выбора. На иврите меч —
херев. Это слово, как и слово хурбан, говорит о разрушении,
катастрофе. В Устной Торе (Мидраш) мы находим такое объяснение: “Изгнал —
показал Адаму разрушение Храма (от слова херев, а также от нашего слова ваегареш,
аналогичного слову ваегарес, то есть — раскрошить)” (Берешит Раба,
глава 21, п. 8). Вот почему мы переводили комментарий Зоѓара к
нашей фразе — “потерять ощущение Единства мира”. Это и есть “раскрошенный”
мир». Ис.8:20 – «[Обращайтесь] к закону и откровению. Если они не
говорят, как это слово, то нет в них света». Мф.6:33 – «Ищите
же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам».
Талант сокрытый
некто сохранил,
И на Суде представил без
потери,
С хозяином предерзко
говорил,
Но тот ему ни капли не
поверил.
Что за талант из слитков золотых,
И вес его нам точно не известен,
Но он не преумноженный застыл, –
Не благовествовал и просидел на месте.
Таланты обнаружить и
умножить –
Первостепенной важности
задача.
Но если меч не выхватил из
ножен,
Такой боец кого не
озадачит?
На разных поприщах испытывай себя,
В любое время суток и повсюду,
Насколько силы, делай всё любя.
И во врагах геройство
многим любо.
Улучшенное стоит умножать,
Служа нередко и на
бездорожье.
И не отчаяться на спусках,
виражах,
Добытое нам явится, но
позже.
Доверенное тратить по уму,
Искать нуждающихся в Божьем совершенстве;
Сегодня вас осудят, не поймут –
Обычно обличают против шерсти.
Евангельское семя разделяй,
Хлеб отправляя по воде
текущей.
Порадует нас зелень на
полях,
Плод обращённых станет
райской кущей.
Пока же торжище ещё не завершилось,
Ждут праздные, никто их не нанял,
Сумей же проповедью
грозной устрашить их,
На пне бездарности кто
беспробудно вял.
Таланты все раскупорить со
страхом,
Что невозможно в норках и по кельям;
Для благовестников был
целый мир распахнут,
Дабы служить для ближнего всецело. 07.10.07. ИгЛа