Вопрос 3655:
24 т. Из самого малого отрывка Библии советуют святые отцы научиться извлекать
духовную пользу. А как у евреев, учат ли их духовно как-то «подмазывать» свои
торговые успехи, чтобы душу не тревожило неправедно нажитое?
Ответ:
Как раз напротив того, Талмуд учит их жить безобманно и очень много места уделяет этой сфере,
призывая помнить суд Божий и быть честным, предельно справедливым.
(Бава Батра). «При приобретении мяса животного каждая из частей
рассматривается отдельно, сама по себе, и не может включать в себя какую-либо
другую. Однако при продаже частей мелкого рогатого скота ситуация меняется.
Здесь уже действует другое правило: если покупается какая-либо важная часть
мелкого животного, приобретаются и второстепенные его части. В обратной ситуации
правило теряет силу. Например, если человек покупает голову, к ней
прилагаются и ноги животного. Но, покупая ноги, голову он не приобретает.
При этом Талмуд подчёркивает, что подобные правила действительны лишь в той
местности, где других правил не существует. Если, скажем, в каком-либо городе
заведён свой порядок, надо следовать ему, а не Мишне.
Тему, как обычно, задаёт
Мишна: При продаже существует четыре случая:
1. Покупал хорошую пшеницу, но она оказалась
плохой — у покупателя есть право расторгнуть договорённость.
2. Покупатель приобретал плохую пшеницу, а она
оказалась хорошей. В данном случае продавец может аннулировать сделку.
3. Если достигнута договоренность о продаже пшеницы
определённого сорта и качества, и приобретён именно этот сорт, ни одна из
сторон не имеет права отменить сделку.
4.
Приобреталась “солнечная” пшеница, но оказалась — “белой” или — наоборот;
договаривались о покупке дров из одного вида дерева, а они оказались — из
другого; договаривались о продаже вина, а в ёмкостях оказался уксус или —
наоборот. (Во всех перечисленных в
этом пункте случаях) любая из сторон имеет право расторгнуть договорённость.
Рассмотрим последовательно
каждый из пунктов. В первом речь идёт, по сути, об обмане. В момент продажи продавец,
скорее всего, подменил пшеницу. На следующий день пшеница, допустим, поднялась
в цене, и продавец тоже оказался пострадавшей стороной. Но и тогда у него нет
права аннулировать сделку. Это право сохраняется лишь за обманутым покупателем.
Во втором случае обсуждается ситуация, когда покупателю удалось убедить
продавца, что пшеница, которую он ему предлагает, недостаточно хороша. И вот
сделка совершена, а продавец наводит справки и выясняет, что продал пшеницу
отличного качества. Тем временем пшеница на рынке дешевеет, и покупатель
понимает, что “потерял” деньги. Но аннулировать сделку он не может. Это право —
за обманутым продавцом. Пункт третий. Допустим, покупатель говорит продавцу,
что хочет купить “плохую” пшеницу и, соответственно, получает зерно не лучшего
качества. Но вот сделка совершена, а он не удовлетворен. И предъявляет продавцу
претензию: я, мол, собирался купить хорошую пшеницу и называл ее “плохой” лишь
для того, чтобы сбить цену. Так поступает любой покупатель... Или обратная
ситуация: продавец, отдав покупателю хорошую пшеницу (как договаривались),
спохватывается и идёт на попятную: собирался, мол, продать “плохую”, но называл
её “хорошей” лишь с одной целью — поднять на неё цену, что вполне естественно
для любого продавца... Однако каждый из них, будь то продавец или — покупатель,
сказал то, что сказал, и сделка обратной силы не имеет.
И, наконец, ситуации (пункт четвёртый), когда
обе стороны получают право отказаться от сделки, ибо для каждой из них её
результат может оказаться неожиданностью. Гемара, обсуждая Мишну, приводит
высказывание рава Хисды (амора, один из крупнейших Учителей
Вавилона, осуществлявший свою деятельность на рубеже 3-4 веков): “Продавец
продал товар за пять (денежных единиц), а пока покупатель выяснял у
специалистов его реальную рыночную цену, стоимость товара поднялась до восьми
(единиц), и, несмотря на то что в проигрыше оказался продавец, только
покупатель может аннулировать сделку, потому что изначально он был обманут”.
Эти слова совпадают с Мишной, с тем её пунктом, где идёт речь о ситуации, когда
покупатель приобрёл пшеницу худшего качества, нежели предполагал, и хотя цена
на пшеницу поднялась и продавец, таким образом, потерял в деньгах, право на
отказ от сделки есть только у покупателя. Какую же новую мысль в таком случае
внёс рав Хисда в Мишну? Гемара даёт разъяснение. Пользуясь терминологией
Талмуда, скажем, что “рука обманутого — сверху”, то есть мы должны верить его
трактовке событий, если не будет доказано обратное. Но тогда мы могли бы
совершить ошибку, подумав, что он вправе отменить сделку даже в том случае,
если сказал, что покупает “плохую” пшеницу лишь для того, чтобы снизить цену,
подразумевая при этом, что хочет купить зерно высокого качества. И тут
уточнение рава Хисды приобретает принципиальное значение. Ведь никто не станет
утверждать, что хотел купить товар, который стоит пять денежных единиц, за
шесть.
Отсюда мы понимаем, что духовный мир,
несомненно, связан с географическими понятиями. Но это, естественно, не
означает, что он находится в определённой географической точке. Когда мы
говорим, что какое-то место — город, например, наполнено духовностью, следует
понимать, что в этом городе материальные объекты и, в первую очередь — люди
обладают повышенной способностью воспринимать Небесную духовность. В Торе,
например, есть упоминание о том, что “глаза” Всевышнего от начала до конца года
устремлены на Землю Израиля, точнее — на Иерусалимский Храм — место Шхины
(Присутствия Творца). В наше время, когда Третий Храм ещё не отстроен, через
то место, где он будет стоять (здесь же стояли Первый и Второй Храмы),
поднимаются в Небо все наши молитвы. Известно также, что души усопших
уходят из этого мира через пещеру Махпела (город Хеврон), место захоронения
наших праотцев. Интересно отметить, что с момента прихода евреев в Эрец
Исраэль сюда сразу же переместился центр изучения Торы. То же самое
произошло и потом, когда отстроили Второй Храм, несмотря даже на то, что из
Вавилона вернулась лишь небольшая часть еврейского народа. Это произошло и
теперь, в наши времена. Самые выдающиеся учителя Торы живут сейчас в Эрец
Исраэль, хотя по численности евреев Израиль пока и уступает Америке. Эти факты свидетельствуют о существовании
понятия — миграция духовного мира. Если продавец продаёт продукцию
(фрукты, овощи), и (покупатель) взял её в руки (точнее, сдвинул с
места), то, хотя он даже не взвесил, он её приобрёл. (Если продавец) взвесил
продукцию (для покупателя) но (покупатель) не сдвинул её с места,
он её не приобрёл. Действие, когда продукт сдвигается с места, называется мешиха.
Мешиха — один из способов завершения сделки — приобретения товара.
Существуют и другие способы завершения сделки. К примеру, если продавец привёз
товар на двор покупателя, точнее, в любое его частное владение, сделка
завершена, даже если покупатель не дотронулся до товара. Недвижимость
(земельный участок) «тесно связан» с владельцем, поэтому акт доставки товара в
пределы частной собственности покупателя приравнивается к действию — «взял
товар в руки». Раскрывая эту идею, Талмуд проводит весьма тонкий анализ
сущностного статуса земельного участка, который лишь временно (условно)
принадлежит покупателю.
Речь здесь идёт вот о чём. Человек стоит на
улице и объявляет: на ближайшие десять минут земля в радиусе 2 метра вокруг
меня принадлежит мне. Насколько абсурдно подобное заявление? Выясняется,
что в нём есть определённый смысл. Представим, что некто стоит на улице. Другой
человек подходит к нему и сознательно останавливается рядом. Он до него не
дотрагивается, но расстояние между ними — в волос. Первый, допустим,
отодвинулся, а второй — снова приблизился, точно приклеенный... В этой ситуации
первый человек имеет полное право объявить, что второй «посягает на его
территорию, угрожает его спокойствию и чуть ли — не жизни». Хотя, повторим,
этот второй человек ни разу не дотронулся до первого и не мешал ему
передвигаться с места на место. Теперь мы понимаем, что объявление части
территории улицы, площади и т.п. — своей имеет некое, вполне резонное
обоснование. Детально анализируя проблему, Талмуд проводит классификацию видов
подобных территорий, подразделяя их на улицы, по которым ходит много людей,
переулки-тупики, общие, но не проходные дворы, и т.д. И в каждой отдельной
ситуации права человека (в нашем случае - покупателя) — различны. А это
означает, что и сделка (купля-продажа), совершаемая методом, назовём его —
«участок приобретает», будет расцениваться по-разному. То, что на первый взгляд
казалось «абстракцией» или даже — абсурдом, теперь обретает очертания
интересной практической и небесно-космической задачи.
Если в процессе продажи вина или оливкового
масла цена (на эти продукты) поднялась
или упала, (прибыль получает или терпит убытки) продавец, если (в
момент изменения цен) сосуд (емкость) ещё не был заполнен. Если (цены
изменились), когда сосуд уже был заполнен, (в выигрыше или проигрыше
оказывается) продавец... Если продавец (разносит масло или вино
отдельным клиентам, торгует им вне своей лавки, скажем, на улице, наполняя
сосуд покупателя), он должен наклонять черпак над ёмкостью, чтобы (кроме
основного содержимого) из него вылились ещё три капли (масла или вина). Всё,
что осталось на стенках черпака (сверх трёх капель) принадлежит продавцу.
(Но если) продавец (торгует вином или маслом) в магазине, он не
обязан наклонять черпак, чтобы вылились (дополнительные) три капли,
(ибо в противном случае он будет задерживать всю очередь, и покупатель
правильно поймёт его и не будет в обиде). Эта Мишна разбирает, по сути, две
проблемы, связанные с реализацией принципа установления полной Справедливости.
Первая — изменение цен в
момент совершения акта продажи. Бывает ли такое в жизни? Тот, кто ответит на
этот вопрос отрицательно, просто не знает, что такое гиперинфляция. Так
в экономике называют явление, когда цены за месяц вырастают на десятки, а то —
и сотни процентов. Практически это выражается в том, что стоимость того или
иного товара может ощутимо подскочить каждый день, в любую минуту. В 20-м веке
такую инфляцию в 20-30-х годах переживала Европа, в 80-е — Израиль, совсем недавно
гиперинфляция поразила Аргентину. Очевидцы рассказывают, что, к примеру, в
супермаркете покупатель брал товар с полки по одной цене, а на выходе, у
кассового аппарата, обнаруживал, что ему придётся заплатить — другую.
Оптовый продавец обязан чистить мерные ёмкости
раз в месяц. Человек, торгующий чем-либо редко, (может позволить себе) чистить (их) раз в
год. Рабан Шимон бен Гамлиэль уточняет, что эти требования предъявляются только
к торговле жидкостями и жирными продуктами, но при взвешивании сухого сыпучего
товара (в столь частом очищении) нет необходимости...
В местностях, где
принято точно, на весах, определять
(количество) товара, продавец (всё равно) должен немного добавить к
взвешенному (для покупателя продукту). В местностях, где принято взвешивать
мелкими гирями, запрещено измерять (товар) вручную, и — наоборот. В
местах, где принято выравнивать поверхность сыпучих товаров в мерной ёмкости,
не насыпают с «горкой», и — наоборот. Все эти законы даны для того, чтобы
максимально исключить возможность жульничества. «Наказание за нарушение
заповеди о мерах строже наказания за запрещённые интимные связи». В Торе
сказано: «Верни награбленное». Но он не в состоянии разыскать всех, кого
когда-то обвесил... Наши Учителя советуют таким раскаявшимся в своих
деяниях торговцам давать деньги на нужды общества. Но достичь полного
исправления им, тем не менее, не дано, ибо «не вернуть им награбленное».
Впрочем, Учителя эпохи Тосафот (Франция и Германия, 12-13 вв.) уточняют, что и
тем, кто вступал в запрещённые связи, не всегда доступна полная тшува.
Например, замужняя еврейка в результате связи с посторонним мужчиной родила
ребёнка, который считается мамзером. Именно о таком случае в книге царя
Шломо Мишлей сказано: «Искривлённое невозможно исправить».
Тем не менее, авторы Тосафот подчеркивают, что
по отношению к запретным связям Тора даёт прямое указание — пытайтесь
исправиться. Здесь подразумевается внутренняя духовная работа над собой. Каждый
человек при желании может проделать такую работу. Что же касается жульничающего
продавца, Тора требует возвращения того, что присвоено обманным путем. И это
уже — работа во внешнем мире, когда меру тшувы определяют внешние, не
зависимые от личности торговца, обстоятельства». Сир.28:2 – «Посреди
скреплений камней вбивается гвоздь: так посреди продажи и купли вторгается грех».
Ис.23:18 – «Но торговля его и прибыль его будут посвящаемы
Господу; не будут заперты и уложены в кладовые, ибо к живущим пред лицом
Господа будет переходить прибыль от торговли его, чтобы они ели до сытости и
имели одежду прочную».
Трудиться
приучайте малышей,
Иллюзии не стройте на
безделье,
Садись с ребёнком, стряпай
или шей –
Такие вкусные плоды вы
вместе съели.
Кто нежил детище, поднять не торопился,
Мол, пусть понежится, оженится, успеет.
И заросли к добру в дому тропинки,
В саду том не добудешь фруктов спелых.
Давид стремился предварять рассвет,
На струнах нежных воспевая
гимны.
Псалом, и не один, до
солнышка пропет –
Бактерии греха во свете
гибнут.
Вы видели на личиках детей
Отображенье радости в молитве?
Духовные псалмы их приучайте петь,
И грех так запросто к невинным не прилипнет.
Пустите деток прямо ко
Христу.
Сломайте телевизор,
компьютерные игры.
Тогда ливанским кедром
возрастут,
Их отвратите от занятий
гиблых.
Я слышал, деток восхваляют зря
За красоту, за бойкость разговора.
Библейским светом нужно озарять
Пустые закрома – не приучайтесь спорить.
Всё-всё, что видится и
слышится, успей
Духовным светом озарить
прилюдно.
И если нужно, не жалей костей,
Наказывает чаще тот, кто любит.
Но что мы видим? Всё наоборот,
Языческое поприще упитанных тельцов;
Халвою до ноздрей набит капризный рот,
А он борзеет – в нос таким кольцо!
Пустите ко Христу, чтоб
позже не жалеть,
С Марией рядом скромно
примоститесь.
Для неслухов у Господа
всегда готова плеть,
В годину голода с Иисусом будем сыты. 22.08.07. ИгЛа