Вопрос 3659: 24 т. Вы говорите, что, подавая милостыню, не следует тратиться на пьяниц, а нужно смотреть, кто перед тобой. А как насчёт милостыни у евреев?

Ответ: Говорю по книгам, сам в Израиле не был. И, может быть, всё, что здесь сказано, это отношение к нищим из евреев?

(Бава Батра). «Обсуждая на предыдущем листе тему цдаки (пожертвование на доброе дело), Талмуд исследует вопрос: какие критерии определяют — надо ли давать человеку деньги из кассы общественной помощи? Ясно, что из своих денег человек может давать цдаку, руководствуясь не слишком строгими правилами. Здесь же — иное дело, ибо речь идёт о деньгах общественных. Рав Гуна (амора, учитель Талмуда второго поколения; конец 3-го века) считает, что проверять надо только в том случае, когда бедняк просит еду — действительно ли он остался без пропитания. Когда проситель нуждается в одежде и пришёл к распорядителю материальной помощи, скажем, в рваном пальто, он и так стыдится своего внешнего вида, и это служит доказательством того, что ему действительно необходима одежда. Рав Иегуда (современник рава Гуны) говорит, что проверять, действительно ли нищий нуждается в еде, не следует. Ведь проверка займёт какое-то время, а человек, возможно, страдает от голода. А вот потребность в одежде, по его словам, как раз необходимо проверять. Галаха (Закон) следует определению рава Иегуды. Далее Талмуд рассматривает обязанности общины по отношению к бедняку, который пришёл в город. И устанавливает, что община должна снабдить его едой на две трапезы (буханка хлеба весом не менее полкилограмма). На ночь обеспечить ему ночлег, дать кровать и подушку (как минимум). Если бедный человек проводит в городе субботу, община обязана — или пригласить его на все три трапезы, или дать еду, необходимую для трёх трапез. Уточняет Талмуд и то, каков минимум, который каждый еврей должен отдать на цдаку. В принципе, полагается жертвовать одну десятую часть дохода. Если доход — невелик, это от цдаки не освобождает. Но в данном случае устанавливается абсолютная минимальная сумма, которую в те временя (3‑й век) в Вавилоне и Эрец Исраэль определяли как треть шекеля в год. Сегодня это выходит по нескольку долларов в месяц. Рав Аси  сказал: заповедь цдаки “весит” как все заповеди, вместе взятые. Многие комментаторы пытались разъяснить эту, казалось бы, довольно странную фразу. Да, давать деньги на благотворительные цели, в первую очередь — на помощь бедным и на изучение Торы, чрезвычайно важно. Однако не так уж и очевидно, что одна эта заповедь равна всем остальным. Великий раввин прошлого века — рав Йосеф Хаим (из Багдада), известный под именем Рабейну бен Иш-Хай, объясняет, что, жертвуя деньги бедному, ты спасаешь его от физической смерти (продлеваешь его дни). Если даёшь на изучение Торы — спасаешь от духовной смерти. Поэтому всё, что спасённый тобой человек будет делать впоследствии, все исполненные им заповеди будут записаны и на “твой счёт”. Талмуд приводит диалог раби Акивы  с римским военным губернатором Иудеи, которого звали, как написано в Талмуде, Турнус Руфус. Спросил Турнус Руфус раби Акиву: — Если Всевышний любит бедных, почему Он их не кормит? «Чтобы мы, давая цдаку, имели возможность спастись от преисподней, (очищая через цдаку свои проступки», — ответил раби Акива. «Наоборот, именно из-за неё (цдаки) вы попадёте в преисподнюю», — возразил Турнус Руфус. И пояснил свои слова притчей:

«Представь, царь наказал слугу, посадил его в тюрьму и велел морить его голодом. И вот появляется некто, кормит и поит этого узника. Какова будет реакция царя, когда он узнает о проявленной “инициативе”?.. Ведь ваша Тора называет вас, евреев, слугами Всевышнего. Как сказано: “Ибо у Меня вы — слуги” (Ваикра, гл. 25, ст. 55). Ответил на это раби Акива:  «Расскажу тебе другую притчу. Однажды царь рассердился на своего сына, заточил его в тюрьму и не велел давать ему еду и питьё. Но нашёлся человек, который кормил и поил царского сына. Разве не пошлёт царь подарки тому, кто снабжал его сына пищей и водой?.. А мы — сыны Всевышнего, как написано: “Сыновья вы у Всевышнего” (Дварим, гл.14, ст.1). Этот диалог показывает глухоту римлянина к тонким духовным проявлениям. Слова, что евреи — “слуги Всевышнего” определяют обязательства, которые евреи взяли на себя, приняв Тору. Слова “сыновья у Всевышнего” определяют отношение Творца к своему народу. Римлянин не в состоянии постичь понятие рахамим (терпеливая доброта), что являет собой один из принципов Управления миром.

Далее Талмуд приводит случай с раби Йохананом. Он увидел во сне, что его племянники потеряют в течение года 700 динаров (в переводе на современные денежные единицы — несколько десятков тысяч долларов). Все 12 месяцев раби Йоханан побуждал племянников давать цдаку. И постепенно их пожертвования составили 683 динара. В конце года сборщик податей (римлянин) конфисковал у них 17 динаров. Племянники боялись, что римлянин вернётся и опять потребует деньги. Но раби Йоханан успокоил их, сказав, что они уже потеряли столько, сколько должны были потерять в этом году. И поведал о своём сне. «Почему же ты не говорил о своём сне раньше? — обиделись племянники. — Уж лучше бы мы отдали все 700 динаров на цдаку!» «Я хотел, чтобы вы выполняли мицву (заповедь) цдаки из чистых побуждений, — ответил раби Йоханан. Из этой истории мы извлекаем урок: всё, что человек не отдаст на цдаку (из положенных 10 процентов), заберёт “римлянин”.  Обратим внимание на некоторые детали этой истории. Число “700” символизирует высшую задачу, высшую цель в духовном мире. “7”, как мы неоднократно писали, означает — “цель”. “Сотни” указывают на то, что речь идёт о духовных мирах. Числовое значение (гематрия) ивритского слова тов (в переводе на русский — добро) — 17. Так Талмуд объясняет племянникам раби Йоханана, а вместе с ними — и нам, что заповедь “делай добро” — высшая цель человеческой жизни». Втор.15:7 – «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, даёт тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим». Деян.10:4 – «Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? [Ангел] отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом». Деян.24:17 – «После многих лет я пришёл, чтобы доставить милостыню народу моему и приношения».

 

Ударил гром и вздрогнула земля

Землёю при потопе стали люди,

Веселье кончилось, теперь волнам гулять,

Закашляли, как при лихой простуде.

       Сначала тучи долго громоздились,

       Ворочались, чернея к горизонту.

       Сверканье молнии глухонемых достигло,

       И до слепых — по перепонкам звонко.

Вначале капли первые так редко,

Застукотил затем сплошной поток,

Увязли вмиг шикарные кареты,

По руслу новому шальной напор потёк.

       Вот так предупреждает Бог, грозя, –

       Армагеддона давние приметы.

       И ничего нам изменить нельзя,

       Конфликты вспыхивают, поражая метко.

Тот близок  час, сорвётся тишина,

Такая нежная, натянутою стрункой.

Как говорят, и крышка, и хана,

Поймём, что молотили в то, что хрупко.

       Великой блуднице придётся расплатиться

       За прошлые обиды и соблазны,

       Серп неземной в крови обрежет кисти,

       В точило бросит, словно в банный тазик.

И даже всем отверженным и падшим

Бог не желает смерти и мученья.

Раскается ли терние на пашне –

Предлог к помилованью показать хоть в чём-то.

       Ожесточение спалили все пределы,

       А самоправедность все всходы заглушила

       И тело блудницы-Москвы сожгут за дело —

       Грех не сокрыть, не утаить, как шило.

Заслышав гром, историю вершу,

На благовестие успеть бы за громами.
   По Библии сверяю свой маршрут,

Бегущим за Христом не захромать бы.           09.08.07. ИгЛа

Hosted by uCoz