Вопрос 3659:
24 т. Вы говорите, что, подавая милостыню, не следует тратиться на пьяниц, а
нужно смотреть, кто перед тобой. А как насчёт милостыни у евреев?
Ответ:
Говорю по книгам, сам в Израиле не был. И, может быть, всё, что здесь сказано,
это отношение к нищим из евреев?
(Бава Батра). «Обсуждая на предыдущем листе тему цдаки
(пожертвование на доброе дело), Талмуд исследует вопрос: какие критерии
определяют — надо ли давать человеку деньги из кассы общественной
помощи? Ясно, что из своих денег человек может давать цдаку,
руководствуясь не слишком строгими правилами. Здесь же — иное дело, ибо речь
идёт о деньгах общественных. Рав Гуна (амора, учитель Талмуда
второго поколения; конец 3-го века) считает, что проверять надо только в том
случае, когда бедняк просит еду — действительно ли он остался без пропитания.
Когда проситель нуждается в одежде и пришёл к распорядителю материальной
помощи, скажем, в рваном пальто, он и так стыдится своего внешнего вида, и это
служит доказательством того, что ему действительно необходима одежда. Рав
Иегуда (современник рава Гуны) говорит, что проверять, действительно ли
нищий нуждается в еде, не следует. Ведь проверка займёт какое-то время, а
человек, возможно, страдает от голода. А вот потребность в одежде, по его
словам, как раз необходимо проверять. Галаха (Закон) следует определению
рава Иегуды. Далее Талмуд рассматривает обязанности общины по отношению к
бедняку, который пришёл в город. И устанавливает, что община должна снабдить
его едой на две трапезы (буханка хлеба весом не менее полкилограмма). На ночь
обеспечить ему ночлег, дать кровать и подушку (как минимум). Если бедный
человек проводит в городе субботу, община обязана — или пригласить его на все
три трапезы, или дать еду, необходимую для трёх трапез. Уточняет Талмуд и то,
каков минимум, который каждый еврей должен отдать на цдаку. В принципе,
полагается жертвовать одну десятую часть дохода. Если доход — невелик, это от цдаки
не освобождает. Но в данном случае устанавливается абсолютная минимальная
сумма, которую в те временя (3‑й век) в Вавилоне и Эрец Исраэль
определяли как треть шекеля в год. Сегодня это выходит по нескольку долларов в
месяц. Рав Аси сказал: заповедь цдаки
“весит” как все заповеди, вместе взятые. Многие комментаторы пытались
разъяснить эту, казалось бы, довольно странную фразу. Да, давать деньги на
благотворительные цели, в первую очередь — на помощь бедным и на изучение Торы,
чрезвычайно важно. Однако не так уж и очевидно, что одна эта заповедь равна
всем остальным. Великий раввин прошлого века — рав Йосеф Хаим (из
Багдада), известный под именем Рабейну бен Иш-Хай, объясняет, что,
жертвуя деньги бедному, ты спасаешь его от физической смерти (продлеваешь его
дни). Если даёшь на изучение Торы — спасаешь от духовной смерти. Поэтому всё,
что спасённый тобой человек будет делать впоследствии, все исполненные им
заповеди будут записаны и на “твой счёт”. Талмуд приводит диалог раби
Акивы с римским военным губернатором
Иудеи, которого звали, как написано в Талмуде, Турнус Руфус. Спросил Турнус
Руфус раби Акиву: — Если Всевышний любит бедных, почему Он их не кормит? «Чтобы
мы, давая цдаку, имели возможность спастись от преисподней, (очищая
через цдаку свои проступки», — ответил раби Акива. «Наоборот, именно
из-за неё (цдаки) вы попадёте в преисподнюю», — возразил Турнус Руфус. И
пояснил свои слова притчей:
«Представь, царь наказал
слугу, посадил его в тюрьму и велел морить его голодом. И вот появляется некто,
кормит и поит этого узника. Какова будет реакция царя, когда он узнает о
проявленной “инициативе”?.. Ведь ваша Тора называет вас, евреев, слугами
Всевышнего. Как сказано: “Ибо у Меня вы — слуги” (Ваикра, гл. 25,
ст. 55). Ответил на это раби Акива:
«Расскажу тебе другую притчу. Однажды царь рассердился на своего сына,
заточил его в тюрьму и не велел давать ему еду и питьё. Но нашёлся человек,
который кормил и поил царского сына. Разве не пошлёт царь подарки тому, кто
снабжал его сына пищей и водой?.. А мы — сыны Всевышнего, как написано:
“Сыновья вы у Всевышнего” (Дварим, гл.14, ст.1). Этот диалог
показывает глухоту римлянина к тонким духовным проявлениям. Слова, что евреи —
“слуги Всевышнего” определяют обязательства, которые евреи взяли на себя,
приняв Тору. Слова “сыновья у Всевышнего” определяют отношение Творца к своему
народу. Римлянин не в состоянии постичь понятие рахамим (терпеливая
доброта), что являет собой один из принципов Управления миром.
Далее Талмуд приводит
случай с раби Йохананом. Он увидел во сне, что его племянники
потеряют в течение года 700 динаров (в переводе на современные денежные единицы
— несколько десятков тысяч долларов). Все 12 месяцев раби Йоханан побуждал
племянников давать цдаку. И постепенно их пожертвования составили 683
динара. В конце года сборщик податей (римлянин) конфисковал у них 17 динаров.
Племянники боялись, что римлянин вернётся и опять потребует деньги. Но раби
Йоханан успокоил их, сказав, что они уже потеряли столько, сколько должны были
потерять в этом году. И поведал о своём сне. «Почему же ты не говорил о своём
сне раньше? — обиделись племянники. — Уж лучше бы мы отдали все 700 динаров на цдаку!»
«Я хотел, чтобы вы выполняли мицву (заповедь) цдаки из чистых
побуждений, — ответил раби Йоханан. Из этой истории мы извлекаем урок: всё, что человек не отдаст на цдаку (из положенных 10 процентов),
заберёт “римлянин”. Обратим внимание
на некоторые детали этой истории. Число “700” символизирует высшую задачу,
высшую цель в духовном мире. “7”, как мы неоднократно писали, означает —
“цель”. “Сотни” указывают на то, что речь идёт о духовных мирах. Числовое
значение (гематрия) ивритского слова тов (в переводе на русский —
добро) — 17. Так Талмуд объясняет племянникам раби Йоханана, а вместе с ними —
и нам, что заповедь “делай добро” — высшая цель человеческой жизни». Втор.15:7
– «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ
твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, даёт тебе, то не ожесточи
сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим». Деян.10:4
– «Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? [Ангел]
отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом».
Деян.24:17 – «После многих лет я пришёл, чтобы доставить милостыню
народу моему и приношения».
Ударил гром и
вздрогнула земля –
Землёю при потопе стали
люди,
Веселье кончилось, теперь
волнам гулять,
Закашляли, как при лихой
простуде.
Сначала тучи долго громоздились,
Ворочались, чернея к горизонту.
Сверканье молнии глухонемых достигло,
И до слепых — по перепонкам звонко.
Вначале капли первые так
редко,
Застукотил затем сплошной
поток,
Увязли вмиг шикарные
кареты,
По руслу новому шальной
напор потёк.
Вот так предупреждает Бог, грозя, –
Армагеддона давние приметы.
И ничего нам изменить нельзя,
Конфликты вспыхивают, поражая метко.
Тот близок час, сорвётся тишина,
Такая нежная, натянутою
стрункой.
Как говорят, и крышка, и
хана,
Поймём, что молотили в то,
что хрупко.
Великой блуднице придётся расплатиться
За прошлые обиды и соблазны,
Серп неземной в крови обрежет кисти,
В точило бросит, словно в банный тазик.
И даже всем отверженным и
падшим
Бог не желает смерти и
мученья.
Раскается ли терние на
пашне –
Предлог к помилованью
показать хоть в чём-то.
Ожесточение спалили все пределы,
А самоправедность все всходы заглушила
И тело блудницы-Москвы сожгут за дело —
Грех не сокрыть, не утаить, как шило.
Заслышав гром, историю
вершу,
На благовестие успеть бы за громами.
По Библии сверяю свой маршрут,
Бегущим за Христом не захромать бы. 09.08.07. ИгЛа