Вопрос 3663: 24 т. Что такое каббалистическое иудейство? Как это относится к традиционному иудаизму?

Ответ: КАББАЛА (др.-евр., букв.- предание), мистическое течение в иудаизме. К. соединила пантеистич. построения неоплатонизма и мифологемы гностицизма с иудейской верой в Библию как мир символов. Уже трактат «Книга творения», созданный между 3 и 8 вв. и представляющий собой первый опыт абстрактного умозрения на др.-евр. языке, учит о 32 элементах мироздания, к к-рым относятся не только 10 первочисел (как в греч. пифагореизме), но и 22 буквы евр. алфавита. К. в собств. смысле  слова возникает в нач. 13 в. среди евреев Испании и Прованса. Основополагающий памятник К.- «Книга сияния», или «Зогар», написанная на арамейском яз. в Кастилии в кон. 13 в. Она имеет характерную форму аллегорич. толкования на библейские тексты. К. понимает Бога как абсолютно бескачественную и неопределимую беспредельность («Эн-Соф»), как отрицание всего предметного. К., осн. на вере в то, что при помощи спец. ритуалов, молитв и внутр. волевых актов человек может активно вмешиваться в божественно-космич. процесс истории (напр., приближать пришествие мессии), ибо каждому «возбуждению снизу» (от человека) не может не ответить «возбуждение сверху» (от Бога)». БСЭ.

(Бава Батра). «Качества Творца в этом мире проявляются иначе, нежели качества людей, — говорит раби Леви. — Всевышний благословил народ Израиля двадцатью двумя (то есть — всеми) буквами еврейского алфавита, как мы сказали бы по-русски, от «а» до «я» — все благословения начинаются с буквы алеф и оканчиваются на последнюютав. Проклял (за измену еврейству) — восьмью. Проклятия начинаются с шестой буквы алфавита, вав, и заканчиваются восьмой буквой — мем. Чёткие требования предъявляются даже к наждачной бумаге, которой в те времена чистили мерные ёмкости. Указывается, что она должна быть не слишком толстой и не слишком тонкой... Талмуд приводит интересное высказывание. «Увы, мне, если скажу, и, увы, мне, если не скажу», — говорит рабан Йоханан бен Закай (1 век). — Если высказать свою позицию, есть опасность, что мошенники, извратив сказанное, «изобретут» новый способ жульничества; если умолчать, мошенники могут подумать, что Учителя просто не разбираются в их делах». Отец Шмуэля был поставщиком сельскохозяйственной продукции. Собрав урожай, он сразу же продавал плоды по таким низким ценам, что и самые бедные люди имели возможность их купить. Шмуэль же, наоборот, придерживал урожай в амбарах и выжидал, когда цены на его продукцию поднимутся. А потом продавал её бедным по низкой цене. Наши Учителя говорят, что поведение отца Шмуэля разумнее, чем поведение самого Шмуэля. Почему? Дело в том, что отец Шмуэля изначально, в период сбора урожая, «задавал тон» на низкие цены на весь год. Шмуэль же, конечно, тоже пытался сбить цены. Однако, когда они поднялись, их очень не просто снизить. Это явление мы наблюдаем и в современной жизни». 1Тим.1:7 – «желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чём говорят, ни того, что утверждают». Кол.2:18 – «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом».

 

Уста, конечно, есть не только рот,

Но зубы, губы, главный же – язык.

Приоритет к нему ещё в раю придёт –

К главенству в теле вскорости привык.

       Звук из гортани кущи огласил,

       И летопись трагедии коснулась  Евы;

       Адам был юноша, едва ль имел усы,

       Будь повзрослей, едва ль на то пошёл бы.

Друг с другом речью первой насладились,

И в собеседниках вдруг говорящий змей.

Многоглаголанию оправдываться нечем,

Устав дракона Божьему взамен.

       Как за неверие не поразил Владыка,

       Как в будущем Захария лечился немотой.

       Речь Евы к мужу с умыслом сокрыта,

       Но явно — то не проповедь святой.

Трость скорописца был язык Давида,

В ночи хвалы Он  Иегове пел,

Живой из битвы вышел, не убитый.

Заканчивал он гимном, что оказался цел.

       От уст своих осудится живущий,

       От них же и награда человеку.

       Язык ходатайствует перед Богом Сущим,

       Когда слова превыспренне пропеты.

Дух Божий в виде языков нисшёл

На головы Апостолов, на проповедь подвигнул,

За спину — Библий каждому  мешок,

Язык пророков с ними через книги.

       Приветствуйте друг друга целованьем,

       Делитесь  опытом распространенья Слова.

       Услышите: «И се, Я буду с вами!»,

       Вкушайте доброе — и ни словечка злого.

Уста бальзамом, миром наполняй,

Пусть каплет мёд о дивном страхе Божьем.

За Слово Божье бросят в полымя,

Но и в печи воспеть Христа возможно.        09.05.07. ИгЛа

Hosted by uCoz