Вопрос 3676:
24 т. Как сегодня католическая церковь относится к евреям и что говорит о
гонениях на них в прошлые века?
Ответ:
Папы неоднократно приносили слова покаяния евреям и осуждают гонения. Было бы
это от души и сердца!
«Только отход от подлинно
христианского разумения новозаветных текстов, от вероучительных концепций,
содержащихся в посланиях Апостола Павла, мог привести к антииудаистской
интерпретации Нового Завета. Следует отметить, что уже в I веке после Рождества
Христова, одновременно возникает и враждебное отношение евреев к христианам,
особенно среди их религиозной и политической элиты. Из Иерусалима изгоняют
обращённых в христианство евреев, в том числе святого Апостола Петра; казнят
как еретиков: первомученика Стефана, обоих Иаковов и Варнаву. Апостол Павел
обязан своим соплеменникам бичеванием. Аресты христиан, угрозы смертью, доносы
на них римским властям - свидетельство этой вражды. Даже нероновское гонение на христиан
было инспирировано евреями. С другой стороны, известна симпатия к ученикам Христа
фарисея Гамалиила и равви Елиезера. Евреи укрывали спасающихся от преследований
христиан в синагогах, хоронили тела христианских мучеников на своих кладбищах…
Поэтому евреи, как народ, проклятый и наказанный Богом, свидетели, помимо своей
воли, истины христианства - должны быть обречены на «унижающий их образ жизни» (бл. Августин), на «суровое милосердие» (Мартин
Лютер). Начиная от враждебного по отношению к евреям эдикта императора
Константина (313 г.) влияние Церкви в мире всё более возрастало. Всё более
возрастало и «обучение презрению» к евреям. В свою очередь это приводило к их
социальной дискриминации, к кровавым преследованиям, к еврейским погромам,
совершавшимся христианами с благословения Церкви, в том числе погромам,
инспирировавшимся непосредственно Церковью. В 1096 г. начался Первый крестовый
поход. Целью его было освобождение от «неверных» Святой земли, Гроба Господня.
Начался же он с уничтожения крестоносцами ряда еврейских общин Европы. Немалую
роль в предыстории этой резни сыграла антиеврейская пропаганда
погромщиков-крестоносцев. IV Латеранский собор (1215 г.) потребовал от евреев
носить на одежде специальные опознавательные знаки или ходить в особых головных
уборах. Собор не был в своём решении оригинальным. В странах ислама власти предписывали
и христианам и евреям исполнять точно такие же унизительные установления. В XVI
веке сперва в Италии (папа Павел IV), затем и во всех странах Европы были
созданы обязательные для поселения евреев резервации – гетто. Гетто, в котором
жили исключительно евреи, отделяло их от остального населения. Свирепствовал в
эту эпоху и клерикальный антииудаизм. Отражался он прежде всего в церковных
проповедях. Большая вина за это лежит на доминиканском и францисканском
монашеских орденах. Ещё более мрачной страницей в истории католической церкви
была инквизиция.
Она преследовала не только «еретиков»
христиан. Репрессиям подвергались и обращённые (насильно) в христианство евреи,
христиане, возвращающиеся (нелегально) к иудаизму, и еврейские миссионеры.
Весьма далёкими от духа проходящих ныне были тогдашние так называемые
христианско-еврейские «диспуты». Участие в них было принудительным.
Заканчивались же они или принудительным крещением, или кровавыми расправами
(убиты были тысячи евреев), конфискацией имущества, изгнанием, сожжением святых
книг, полным уничтожением целых еврейских общин. В Испании, перепуганной
тем, что многие знатные дворянские фамилии породнились с евреями, принявшими
христианство, были введены чисто расистские законы «о чистоте крови». К счастью,
нашлись христиане, со всей решительностью выступавшие против этих попирающих
христианское вероучение порядков. Среди них были святой Игнатий Лойола
(1491-1556) - основатель ордена иезуитов и святая Тереза де Авила. Святая
Тереза деАвила (1515- 1582) была подобно благословенной сестре Терезе Бенедикте
(Эдите Штейн) - (1891-1942) и еврейкой и монахиней-кармелиткой (с той разницей,
что Терезе удалось живой вырваться из рук «святой инквизиции», а Эдита погибла
в гитлеровском лагере смерти Освенциме). Церковь и светские власти в эпоху
средневековья, постоянно и активно преследуя евреев, действовали как союзники в
тесном единстве. Правда, некоторые папы и епископы защищали, чаще
безрезультатно, евреев. Христианство наконец отреклось от самой древней ереси,
какой является антисемитизм. Этим я не хочу сказать, что евреи никогда не
давали никаких поводов, способствовавших деятельности антисемитов. Можно
назвать, например, их активное участие в коммунистическом движении, в преступлениях
тоталитарной власти против польского народа. Правда, это были евреи, совершенно
оторвавшиеся от своего народа и его религии…
Можно добавить еще, что антисемитизм - это предательство
христианской веры, поражение христианской надежды, смерть христианской
любви. Он является грехом, и грехом смертным. «...Церковь, осуждающая
все гонения на каких бы то ни было людей, памятуя общее с иудеями наследие и
движимая не политическими соображениями, но духовной любовью по Евангелию,
сожалеет о ненависти, о гонениях и всех проявлениях антисемитизма, которые
когда бы то ни было и кем бы то ни было были направлены против иудеев» (Второй
Ватиканский собор 1962-1965 гг.: «Декларация об отношении церкви к
нехристианским религиям», § 4). «Духовные связи и исторические взаимоотношения,
связывающие церковь с иудаизмом, делают само собой разумеющимся полное
неприятие антисемитизма, как противоречащего духу христианства. Антисемитизм и
дискриминация в любых формах несовместимы с достоинством человеческой личности,
и этого уже достаточно, чтобы их решительно отвергнуть» «Антисемитизм и все
другие разновидности расизма суть «грех против Бога и человечества» и вместе с
ними должен быть отвергнут и осуждён» – Иоанн Павел II. Ксендз Михаил
Чайковский. Пс.43:15 – «Ты сделал нас притчею между народами,
покиванием головы между иноплеменниками». Иер.23:2 – «Посему так говорит
Господь, Бог Израилев, к пастырям, пасущим народ Мой: вы рассеяли овец Моих, и
разогнали их, и не смотрели за ними; вот, Я накажу вас за злые деяния ваши,
говорит Господь». Иез.36:19 – «И Я рассеял их по народам, и они развеяны
по землям; Я судил их по путям их и по делам их».
«Что, я сторож
брату моему?!» –
Буркнул, пряча руки, первый
Каин;
Всё равно, мол, люди не
поймут,
Зубы пожелтевшие оскалил.
Хуже безразличья лишь обман
С умыслом, что не дознаться людям;
Против ближнего виновны, и весьма,
На словах же, как артисты, любим.
Безразличие к себе, к
стране повсюдно,
Нет огня, старания гореть,
Значит, бед пришедших не
избудем —
И не избежать грядущих
скоро впредь.
До всего, что рядом и вдали
Дело есть живому человеку.
Совесть пробуждённая велит
Как-то обиходить бы калеку.
Там слепец вот-вот шагнёт к
ущелью,
Здесь ребёнок перелез
ограду;
Если в силах, помоги хоть
чем-то,
Сколько тех, кого закон
ограбил.
Безразличье с жиром на мозгах,
Лень души, нечувствие к страданьям.
Потрудись — и Бог тебе воздаст,
С сострадательностью сами лучше станем.
Смотрим ли кино, читаем
книгу,
Если видим доброту сердец;
Что кого-то горе там
постигло –
Может то случиться с нами
здесь.
То, чему там хлопали в ладоши,
Будет ли для нас с рукоплесканьем?
Бог одарит в вечности хорошим,
Рядом с добротой и падший лучше станет.
Грех ужалил тысячи
несчастных,
Помоги взглянуть им на
Христа;
Суд грядёт и с нас ему
начаться –
И от безразличья поспеши отстать. 07.02.07. ИгЛа