Вопрос 2130: 8 т. Какое
место Писания повелевает дерзить гонителю, чтобы добровольно быть
умерщвлённым? Разве это не разновидность
самоубийства?
Ответ: Церковь это не одобряет. Нужно скрываться, а если Бог допустит, то
переносить мужественно страдания. Мф.10:23 – «Когда же будут
гнать вас в одном городе, бегите в
другой». Мф.2:13 – «Ангел Господень
является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в
Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы
погубить Его». 2Кор.11:32
– «В Дамаске областной правитель царя Ареты
стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине
был спущен из окна по стене и избежал его рук».
Киприан Карфаг. - 31 авг. «Но так как
время подвигов святого Киприана ещё не наступило, то
он решил удалиться на время из Карфагена, дабы своими увещаниями и
наставлениями из неизвестного язычникам места поддерживать веру христиан и
побуждать их твердо исповедывать имя Христово. Решив
удалиться на время из Карфагена, Киприан написал
своим пресвитерам и диаконам, а также и предстоятелям
Церкви римской послание. В этом послании Киприан
сообщал, что он удаляется из Карфагена для того, чтобы его присутствие не
усилило еще более ярости гонения, что, хотя и отсутствуя от своей паствы
телесно, он присутствует с нею в Господе, что он написал тринадцать посланий
для утешения сильных, ободрения слабых, для устранения разного рода нестроений
в церковной внутренней жизни и для успокоения душ колеблющихся.
Киприан так объяснял свой поступок: «Первая степень победы состоит в том,
чтобы исповедывать Господа после взятия руками
язычников. Вторая степень славы
состоит в том, чтобы благоразумным удалением спасти себя для Господа. Одна есть
- всенародное исповедание, другая - частное. Одна побеждает гражданского судию,
другая - благоприятнее Богу, как Судии, ибо поддерживает чистую совесть в
непорочности сердца. В одном случае обнаруживается более живая твердость, в
другом - более уверенная осторожность. Один, когда приближается час его,
оказывается уже созревшим для смерти, для другого, быть может, она отсрочена, -
для того, например, который, оставив свое наследие, удалился по той именно
причине, чтобы ему не отпасть, но несомненно исповедывал бы себя христианином, если бы и он был также
взят (язычниками)».
Без сомнения, своим временным удалением Киприан оказал Церкви более высокую услугу, чем мог бы
оказать её сразу же принятым мученичеством. …замечает:
«Представим себе, что он (Киприан) тогда (т.е. тогда,
когда бы не скрылся из Карфагена) удостоился мученической кончины... Кто бы
научил падших покаянию, еретиков - истине, расколоучителей
- единству, чад Божиих - сохранению мира и молитве?»…
Но были и такие христиане, которые не выносили мучений и приносили жертвы, или
курили ладан идолам, или за деньги покупали у градоначальников записки, в которых означалось, что они приносили
жертвы идолам и отреклись от Христа, хотя этого не было на самом деле.
Некоторые даже добровольно без всякого требования приносили жертвы богам
языческим. Других языческие судии, с наступлением ночи, отпускали домой и не
понуждали к жертвоприношению, но они сами просили дозволения принести жертвы в
вечернее время, не отлагая их до другого дня. Много было и
таких, которые склоняли друзей своих к отречению от веры христианской, какое
совершали сами - обстоятельство, причинившее немало огорчений святому Киприану».
Всё, что другому умно говоришь,
Примеривай на свой хребёт, рубеж.
Нас окружают часто дикари,
То просто беспокойство, то
грабёж.
Как хорошо жить и не
среди зверья,
Подсиживаний подлых избежать.
Жить по-семейному, друг другу доверять,
И вместо голубя не обрести ежа.
Мне нравится порядок,
чистота
За письменным столом и за
оградой.
Язык не наворочал бы, как
кучи у крота,
Рыбачить так уж с братом, а
вовсе не с пиратом.
Но кое в чём мой узок окоём -
Не досмотрел, что рядышком, под носом;
Когда вдвоём мы песню допоём,
Окажется, сосед проткнул уже колёса.
Не доверять, что можно, под
кровать,
Загнать к крыльцу и на ночь
под окошко;
На богослужении бы носом не
клевать.
Что мнение чужое – мне от своих-то тошно.
Стараться дать совет, письмо-ответ,
Чтоб было всё в согласии со словом Иеговы.
Хочу, чтобы и мне, как брат был мой сосед,
Не в службу, в дружбу помогать готовый.
«Не пожелай другому, чего
себе не хочешь», –
Вот золотое правило святых.
Лукавость истреби, живи как
можно проще,
И Бог поможет нам
достигнуть высоты.
А как ему, будь на моём он месте?
Мы целое одно, в одной ячейке.
Не начинать войну, не будет и арестов,
Христовы мы, не скажешь, что ничей ты.
Со мною поступать, как с
ними я?
Ого! Да сразу же протянешь
ноги.
Не этим мудра хитрая змея.
Не погуби себя, показываясь строгим. ИгЛа
27.9.03