Вопрос 1112: 3 т. Можно ли прощать предателям личным и общественным, и как к ним относиться?
Ответ: Участь предателей – это
участь Иуды. По заповеди Христа мы должны молиться и о них. Любовь Христа
сильна их простить. Но на страницах Писания я не могу
найти предателей, которые снова вошли бы в доверие к тем, кого они предали. В
житиях святых встречаются такие вероотступники, как папа Маркеллин
и другие, которые пришли в разум, раскаялись в своем предательстве и
отступничестве и были приняты церковью, и даже канонизированы. В канонах
соборов, и, особенно, у Григория Неокесарийского
говорится, сколь тяжек их грех, если эти предатели помогали врагам находить
скрывшихся христиан и расхищали их имущество. «8. «Аще
которые сопричислились к варварам, и с ними, во время
своего ленения, забыв, яко были Понтийцы
и Христиане, и ожесточясь до того, что убивали
единоплеменных своих, или древом, или удавлением, такожде
указывали не ведущим варварам пути или домы: таковым
должно преградити вход даже в чин слушающих, доколе что либо изволят о них, купно сошедшеся,
святые отцы, и прежде их Дух Святый. 9.
Дерзнувшие учинити нападение на чужые домы, аще по обвинении уличены
будут, да не удостоятся ниже чина слушающих Писания.
Но аще сами о себе объявят и возвратят похищенное: то
в чине обращающихся да припадают».
Все предатели являются открывателями тайн, хотя бы они себя и успокаивали тем, что говорили они правду. Открытие правды тем более усугубляет грех, ибо если бы сказал неправду, то увел бы их в сторону. Прит.11:13 – «Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело». Прит.20:19 – «Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся». Прит.25:9 – «Веди тяжбу с соперником твоим, но тайны другого не открывай». Сир.27:16-27 – «Открывающий тайны потерял доверие и не найдет друга по душе своей. Люби друга и будь верен ему; а если откроешь тайны его, не гонись больше за ним: ибо как человек убивает своего врага, так ты убил дружбу ближнего; и как ты выпустил бы из рук своих птицу, так ты упустил друга и не поймаешь его; не гонись за ним, ибо он далеко ушел и убежал, как серна из сети. Рану можно перевязать, и после ссоры возможно примирение; но кто открыл тайны, тот потерял надежду на примирение. Кто мигает глазом, тот строит козни, и никто не удержит его от того; пред глазами твоими он будет говорить сладко и будет удивляться словам твоим, а после извратит уста свои и в словах твоих откроет соблазн; многое я ненавижу, но не столько, как его; и Господь возненавидит его».