Вопрос 2033: 8 т. В наше время мир захлёстывает поток
сквернословия, празднословия. Если
такое же было и в прежние времена, так может быть, и оправдано было
стяжание молчальничества св. мужами и жёнами?
Ответ: Молчание - вещь очень нужная.
Но ведь речь идёт не просто об умении выслушивать, умении молчать и быть руководителем своего языка, уметь его
обуздывать. Дело-то в том, что придумали вообще молчание длиною в год, в жизнь. Молчание ради молчания и
самоуглубления, ради того, чтобы не проповедывать, чтобы погубить себя, чтобы
зарыть талант. Молчальники идут против Евангелия, против здравого смысла,
против Духа Божия. Мф.10:32-33 – «Итак всякого, кто исповедает Меня
пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным. А кто отречется от
Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным». Неисповедывание, жизнь без проповеди есть полное отречение.
Иных вариантов Христос не предписал нам.
Монашество рвало Библию, слова Христа – по
частям. Мф.19:21 – «Иисус
сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай
нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною».
Проследите внимательно за речью Христа и объясните тому, кто хотел быть
совершенным, как монахи. Не просто верующим, но
по самой высшей мерке. И вот они
первую часть прекрасно усвоили. Раздать имение своих родителей - сами-то в том ещё, как правило, не принимали участия,
не сами копили это богатство. А дальше
слова Христа полностью истребили, замазали: и следуй за Мной. За Христом – значит, идти в мир со Христом. Нести слово Божие погибающему миру. Не сказал Христос вопрошавшему юноше, чтобы
он раздал имение и спрятался в монастырь, который тогда и не был ещё придуман.
Серафим Сар. – 2 янв. «Когда мы в
молчании пребываем, — говорил впоследствии преподобный Серафим, —тогда враг, диавол ничего не
успеет относительно к потаенному сердца человеку: сие же должно разуметь о
молчании в разуме. Оно рождает в душе молчальника разные плоды духа. От
уединения и молчания рождаются умиление и кротость. В соединении с другими
занятиями духа, молчальничество возводит человека к
благочестию. Молчание приближает человека к Богу и делает его как бы земным
Ангелом. Ты только сиди в келлии своей во внимании и
молчании, и всеми мерами старайся приблизить себя к Господу: а Господь готов
сделать тебя из человека ангелом: Ис. 66:2
– «А вот на кого Я призрю: на смиренного и
сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим». Плодом молчания,
кроме других духовных приобретений, бывает мир души. Молчание учит безмолвию и постоянной молитве, а воздержание
делает помысл неразвлекаемым.
Наконец, приобретшего сие ожидает мирное состояние».
Акепсим
– 3 нояб.
«Святой Акепсим жил в царствование Феодосия Великого. Затворившись в малой келлии, он прожил в ней 60 лет, перенося сильный жар и
холод, никого не видя, ни с кем не беседуя и только молясь Богу. Келлия его была выкопана в земле и была очень неудобна для
обитания; пищею же ему служила чечевица, смешанная с водою, да и то однажды в
неделю. Необходимую для питья воду он черпал из ближайшего источника ночью,
чтобы не быть кем-либо видимым. После усиленных просьб он принял сан епископа
и, сотворив многочисленные чудеса, в мире предал дух Господу».
Поликарп – 24 июля. «После его смерти возникло
большое затруднение в монастыре: братия не могли себе избрать нового игумена.
Хотя многие из блаженных старцев были достойны такого сана, но ни один не хотел
его принять по своему смирению и обету безмолвия: им казалось лучше быть
в повиновении и находиться в уединении, чтоб своего сокровища добродетели,
собранного упорным трудом, не расточить в заботах и печалях, которые
обыкновенно неразлучны с начальствованием».
Пимен Вел. –
27 авг. «Однажды пресвитеры страны той посетили монастырь, в котором
пребывал преподобный; авва Анувий,
желая хотя несколько угостить их, вошёл к преподобному Пимену и сказал ему об
этом. Однако Пимен не дал ответа, но пребывал в молчании долгое время; и отошёл
от него авва Анувий с
печалью. Потом братия, бывшие у него, спросили его (авву
Пимена): «Почему ты не дал ответа авве Анувию?» Старец же отвечал им: «Я не имел для сего орудия
(т.е. языка); ибо я мёртв; мёртвый же не говорит; посему не считайте меня
пребывающим с вами».
По-совести – вот
главный индикатор
Делам, делишкам,
делопроизводству.
При акте творчества, в
творении характер
Её шлифует, прорастая в
возраст.
Дикарь, цивилизованный невежда,
Священники, епископ, патриарх…
Чем дальше, выше – «идиотство» реже,
Всё отдалённее спасительнейший страх.
А совесть? О, мучительница
наша,
Спасающая в муках раскаянья!
Насилуют тебя, согнувши,
пашут.
Чем разбудить её у окаянных?
Сожженная – остались угольки...
Не достучишься бронебойной пулей.
Ночные бабочки, пропойцы-мотыльки,
Вас не собрать в животворящий улей.
Ослепшим и оглохшим,
полоумным
Даровано Евангельское
слово:
По изгородям ищут,
закоулкам,
Бессовестного Хама или злого?
Матф.22:10
Про совесть повесть...
От неё зависит
Откликнуться на проповедь живую;
Случались иногда о чем-то
вечном мысли,
О встречах с умершими плачем и тоскуем?
На помощь совести -
спасительное слово
О воскресении Распятого
Христа!
Мы по крупицам по эфиру
ловим,
Как буквы брошенного смятого листа.
О Нём, Единственном, простившем без укора,
Истосковалась в совести душа.
На встречу с Ним! Не заградят и горы,
У ног Его склоняюсь, не дыша:
Нашёл, нашёл!!! Всё прошлое, как небыль,
Кошмарной вереницей,
колесницей.
Твой голос через совесть –
голубь белый...
В поклоне любящем сгибаю поясницу. 30.8.03 ИгЛа