Вопрос 2071:
8 т. Грех осуждения более всего порицается
святыми отцами. А можно ли избежать этого греха, если уйти от людей и
жить со зверями?
Ответ: Никуда люди не могут уйти от этого греха. Он и в пустынях так расцвел, что мирским это и не
снилось. Особо они подозревали друг друга в связи с женщиной или наоборот. Тут
поле деятельности бесам было безразмерное. Кто только ни страдал от их игрищ. Иоан.7:24
– «Не судите по наружности, но судите судом праведным». Иоан.8:15 – «Вы судите по плоти;
Я не сужу никого».
Рим.14:13
– «Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не
подавать брату случая к преткновению или соблазну». 1Кор.4:3,5 –
«Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие
люди; я и сам не сужу о себе… Посему не судите
никак прежде времени, пока не
придёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога». То
бес в виде женщины являлся, то другим мерещился, как у Иоанна
Новгородского. И если к ним случайно какая-то женщина забредала, то он уже
кверху не смотрел, а помогал избавиться
ей от болячек, наживая себе язву. Иногда
монахи подстраивали друг другу,
подкупали женщин и те заявляли претензии на алименты. А всего проще было
жениться и жить нормальной жизнью, а не
строить ловушки себе.
Пимен Великий – 27
авг. «И потом рассказал такой случай.
Некий брат был осмеян бесом
таковым призраком: он видел иного брата, творившего грех с женщиною;
брат смутился в мыслях и был обуреваем похотью. Подойдя, он толкнул их ногою
своею, сказав: «Оставьте; для чего вы согрешаете?»
Но оказалось, что то были снопы пшеницы, а не люди.
«Посему, – заключил Пимен,
– говорю вам: не давайте веры и тому, что видите очами своими».
…И потом прибавил: «Я
думаю, что, если человек покается от всего сердца своего и положит твердое
намерение более не возвращаться ко греху, то Бог
примет и трехдневное покаяние его».
«Пресвитер одного монастыря, услыхав о неких братиях,
ходивших часто в город, мывшихся в бане, не прилежавших к спасению своему, –
разгневался на них и, придя в монастырь, снял с них одеяние монашеское; но
потом раскаялся, пошёл к авве Пимену и рассказал ему о всём, что он сделал с теми братьями. Старец же сказал ему:
«Не имеешь ли и ты в себе чего-либо от ветхого человека; или, быть может, ты
окончательно совлёкся его?» Пресвитер, услышав от старца такие слова, умилился,
призвал тех братий, которых огорчил, раскаялся и снова облёк их в одеяние
монашеское. Однажды пришел к авве Пимену авва Исаак и, увидав,
что он возливал на ноги свои небольшое количество воды, сказал ему: «Как жестоко
иные удручают тело свое!»
Старец же сказал ему: «Мы не научены быть телоубийцами».
И потом сказал: «Бывает
иногда, что человек кажется молчащим: но если сердце его осуждает других, то он
говорит всегда. И есть такие, которые с утра до вечера говорят
языком, но в то же время соблюдают молчание (ибо не осуждающий ближнего – то
же, что молчащий)».
Вот мирная семья
смиренных поселян
На благовест любви,
сзывающей мирян,
Толпою соберётся в день
воскресный,
И молятся они, чтобы Отец
небесный,
Послал им вышний мир, чтобы за их труды
Им принесла земля обильные плоды;
Чтоб день был совершен, свят, мирен и безгрешен;
Чтоб исцелел больной, чтоб скорбный
был утешен;
Живущим верою, хранящим Божий страх,
Трудящимся в молитве и
слезах,
Всем странствующим, всем далече
в море сущим
Господь послал Свой мир, любовь и благодать;
Чтоб в покаянье им дни
прочие скончать,
Чтоб Ангел мирный, душ их и телес
хранитель,
Берег и стадо их, и поле, и обитель, -
Чтоб помянул Господь во Царствии Своем
Отцов и братию, почивших смертным сном. П.А. Вяземски