Вопрос 2112:
8 т. В мире часто пользуются двойным стандартом – своих приверженцев судить не
будут, а вот противников, сделавших такое же – будут проклинать. В
церкви это есть?
Ответ: Читая в «Житиях святых» и встречая этот двойной стандарт, только
мог плакать, что вот такие мы и есть. Беда в том, что писатели «Житий» всё это на
полном серьёзе выдают за святость, даже если и убили кого-то, но только бы ради
веры – вроде бы ревность наша всё спишет. 2Цар.14:13 – «И сказала
женщина: почему ты так мыслишь против народа Божия? Царь, произнеся это слово,
обвинил себя самого». Прит.20:23 – «Мерзость пред
Господом — неодинаковые гири, и неверные весы — не добро». Рим.14:4
– «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он,
или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его».
И если после всех безумств человек примет
иночество, от него тут же вся пустыня благоухает и такие льстивые дифирамбы волнуются до горизонта: «наш – это
здорово!!!». Неизбывающего полку монашествующих прибыло! Сами-то неженатые, прибыли ждать не приходится, а потому надо всё время иметь внешнюю
подпитку: «спасение только у нас;
переходите к нам!». На этом сегодня вся старообрядческо-монашеская
проповедь и засохла.
Афанасий Ал. – 18
янв. «Но царь, по внушению
Евсевия, отвечал им еще более резким посланием, угрожая им, если они не умолкнут,
извержением от сана. Поступил же так благочестивый и добрый царь не для
удовлетворения своего гнева, и не потому, что бы был расположен к арианству, но
имея ревность, хотя и не по разуму, о том, чтобы между церквами
не было раздора. Кротким сердцем своим любя мир, царь искал мира там, где его
совершенно быть не может: ибо как еретичество может жить в мире с
православием?»
Стефан
Нов. - 28 нояб. «Исполняя
патриаршее повеление, один воин подставил лестницу и стал подниматься по ней к
образу с намерением сбросить его. Но случившиеся там благочестивые жены, распалившись
ревностью по благочестию, выдернули из под него лестницу и низвергли ее на
землю; воин упал, разбился и умер. А жены поспешно скрылись в церковь, где в то
время находился патриарх, который стоял на святом месте, как мерзость
запустения, заместившая святейшего
Германа. Увидев патриарха, жены стали громко называть его разорителем святых
догматов, наёмником и волком, расхитившим овец, а не истинным пастырем стада
Христова; затем начали кидать в него камнями. Патриарх, испугавшись, немедленно
направился к царю и возвестил ему, какое бесчестие нанесли ему (патриарху)
жены. Разгневанный царь послал воинов с обнаженными мечами, чтобы наказать
женщин, нанесших патриарху бесчестие,— и те святые жены все были иссечены
мечами за проявленную ими ревность по благочестии. Наступила тогда великая
печаль для православных. Многие из них были заключены в темницу и содержались в
узах; другие подверглись беспощадным мучениям и были убиваемы, а некоторые оставляли
свои дома, сёла и имения и, скрываясь от рук мучителей, убегали в пустыню».
Ефрем Сирин – 28 янв. «В те
годы жил еретик Аполлинарий, ложно мудрствовавший о воплощении Господнем. Он
находчив был в словах и искусен в эллинской премудрости, вследствие чего сильно
смущал Церковь Божию и многих увлёк в свою ересь. Этот еретик весь труд свой и
всё старание, от самой юности своей и до старости, прилагал к тому, чтобы
развращать православных и привлекать их в свое заблуждение. Он написал много
книг против православных, из коих особенно замечательны две, так как в них
наиболее полно выражено всё его душевредное учение. Их он и употреблял, как
оружие, ведя борьбу с православными путём словесных состязаний.
Эти его книги были положены на сохранение у
одной женщины, сожительницы его. Преподобный Ефрем, узнав об этих книгах,
изобрел против еретической хитрости свою, еще более изумительную: он
пришёл к той женщине тайно и весьма хвалил Аполлинария, называл себя при этом
учеником последнего. Как бы желал научиться неизвестной ему мудрости, он просил
женщину дать ему на малое время аполлинариевы книги, которые она хранила, чтобы
из них списать вкратце наиболее замечательные места. Женщина, будучи уверена,
что это действительно ученик ее друга, дала ему обе книги с условием, чтобы он
поскорее возвратил их и никому о них не говорил. Святой Ефрем, взяв книги,
отнёс в свою обитель и, приготовив клей, все листы в них, отгибая по одному,
склеивал, пока наконец не склеил все их так, что книги стали как бы одним
куском дерева или камнем, причем ни одного листа нельзя было отделить от
другого. Затем он отнёс книги женщине. Она же, взяв их и не посмотрев внутрь,
положила на своем месте. Случился потом спор православных с еретиком
Аполлинарием, состарившимся уже. Не обладая уже прежнею находчивостью в спорах
и имея слабую память по причине старости он хотел достигнуть победы над
православными при помощи тех своих книг; но, взяв их, он не мог их раскрыть,
так как листы были крепко склеены и окаменели. Он исполнился великого стыда и
вышел с собора побежденным и посрамленным, а затем скоро от скорби и великого
стыда он лишился жизни, с позором извергнув свою окаянную душу».
Феодосия – 29 мая. «В Константинополе были ворота, называвшиеся
«медными»; они были построены еще во времена великого Константина и вели к
царским палатам. Над этими воротами находился медный образ Спасителев, висевший
здесь в продолжении четырех сот и даже более лет. Тот злочестивый патриарх
вознамерился снять и предать огню сей честной образ, для чего и послал воинов с
топорами на нечестивое дело. Когда начальник воинов тех, саном спафарий,
приставив к воротам лестницу, начал подниматься по ней с топором в руках и уже
готовился приступить к своему богопротивному делу,— его увидели некоторые
благочестивые женщины, случайно проходившие там; увидали его также и инокини, в
числе которых была и преподобная Феодосия; разжегшись ревностью по иконе
Христовой и побуждаемые сею блаженною Феодосиею, более всех их ревновавшей об
честных иконах и преисполненною божественного мужества и дерзновения,— инокини
те побежали к лестнице и опрокинули ее на землю; вместе с тем они низвергли и
воина того, который, упав с высоты, весьма расшибся. Они же, влача его по
земле, били до тех пор, пока он не умер;
затем с поспешностью пошли к патриарху Анастасию и начали поносить нечестие
его; они укоряли его, как волка, хищника, еретика и врага Церкви Христовой;
потом начали метать в него камнями. Анастасий же, преисполнившись стыда и
опасаясь как бы не поднялся против него общенародный мятеж, поспешил к царю и
возвестил ему о нанесенном ему женщинами теми бесчестии, возвестил также и об
убиении спафария при вратах медных. Царь, преисполнившись гнева и ярости,
тотчас же, послав воинов своих с обнаженными мечами, приказал им отомстить за
бесчестие патриарха и смерть спафария. И посечены были те святые жены за
ревность, явленную ими по благочестью; блаженную же инокиню Феодосию, как более
благородную по происхождению своему и с большим дерзновением исповедывавшую
благочестие и как виновницу всего происшедшего, царь приказал взять и заключить
в темницу, нанося ей ежедневно по сто ударов. Так мучима была святая в
продолжении семи дней…. святая преподобномученица девица Феодосия, священная
невеста Христова предала свою честную душу в руки бессмертного Жениха своего и
отошла в небесной чертог Его, будучи увенчана двойным венцом и девства, и
мученичества».
Кирилл Алекс. – 9 июня.
«Когда, вопреки планам Феофила, был избран в епископы столицы св. Иоанн
Златоуст, бывший до этого пресвитером в Антиохии, Феофил затаил против него
злобу и сделался опорою противной Златоусту партии. Он принял деятельное
участие в сложной интриге против константинопольского святителя, результатом
которой было низложение последнего и двукратное изгнание из столицы. На соборе
в Дубне, составленном врагами Златоуста с целью низложения его, Феофил
присутствовал в качестве председателя. Вообще отношение его к Златоусту были
такого свойства, что ложатся тёмным пятном на его имени. Но в остальном
Феофил был довольно мудрым иерархом и сделал много полезного для
александрийской церкви».
Авда – 31 марта. «Святой священномученик Авда жил в
царствование императора Феодосия Младшего и был епископом в Персии. Он разрушил
храм огнепоклонников и за это был схвачен и приведён к царю. Царь сперва кротко
велел ему восстановить разрушенной храм, но когда он ответил, что
сделать этого не может, то послал воинов разрушить все христианские храмы.
После сего гонители стали преследовать христиан и, не разбирая возраста,
различными способами стали предавать их смерти. Первым из них после
разнообразных мучений был усечён мечом священномученик Авда, а спустя тридцать
дней после сего были казнёны смертью и другие святые мученики и между ними святой
диакон Вениамин. Ему мучители воткнули сперва под ногти пальцев на руках и на
ногах заострённые спицы, и потом посадили его на кол, от чего он и предал дух
свой в руки Господа».
Повесть
о том, как обрели ризу Богородицы.
3 июля.
«Сказание о положении честной ризы Пречистой Девы Богородицы во Влахернской
церкви».
«Услыхав о ризе Пречистой
Богоматери, Галвин и Кандид преисполнились ужасом и несказанною радостью; они со
слезами обещались хранить доверенную им относительно ризы тайну. После сего
они упрашивали ту женщину дозволить им пробыть при святой ризе в той комнате в
молитве всю ночь, и женщина не запретила им сего.
Тогда, войдя внутрь комнаты, они заметили
ковчег, стоявший на почётном месте, в котором находилась святая риза, увидали
также горевшие кругом него лампадки и ощутили сильное ароматное благоухание.
Затем они начали, усердно поклоняясь, со слезами воссылать Богу и Богородице
горячие молитвы. У них обоих была одна мысль, дабы бесценное сокровище
досталось царствующему граду. После сего, сговорившись, они
вымерили ковчег в ширину, в длину и в высоту и сохранили весь вид его в своей
памяти, а равно также и то, из какого он был сделан дерева… позвали плотника и
приказали ему сделать из старого дерева ковчег в точности такого вида и
размера, какой они ему указали. После того, как ковчег был сделан, Галвин и
Кандид купили для него златотканое покрывало и
возвратились своей дорогой, держа путь к той женщине.
Когда они прибыли к дому женщины, то показали
ей златотканое покрывало, упрашивая женщину покрыть им ковчег честной ризы
Пречистой Богоматери. Затем они снова начали просить женщину дозволить им, как
и в первый раз, совершить всенощное с молитвою стояние при ковчеге. Получивши
разрешение, они пали перед ковчегом лицами на землю и омочили землю слезами,
усердно молясь Пречистой Деве Богородице, дабы Она не возбранила им
прикоснуться к Своему ковчегу с ризою, с целью взять его с собою. Когда
наступила уже полночь и все спали, они со страхом взяли ковчег, вынесли его из
дома и спрятали в своей колеснице. Вместо же него они внесли в комнату
тот ковчег, который наподобие первого сделали они из старого дерева в Иерусалиме; поставивши его на том же самом месте,
покрыли его златотканым покрывалом и до рассвета оставались на молитве.
С наступлением дня они возблагодарили ту благочестивую женщину, простились с
нею и, дав милостыню нищим, отправились в путь.
Возвращаясь к себе, они шли поспешно с
несказанною радостью. Дойдя до Константинополя, они сначала никому не
рассказали о принесенной ризе Пресвятой Богородицы, желая у себя самих скрыть
то бесценное сокровище. Устроивши затем в своем доме небольшую церковь во имя
святых Апостолов Петра и Марка, поставили в ней - не на открытом, но в
потаённом месте - тот ковчег со святою ризою. Но когда они заметили, что не
могут утаить ризы Богоматери по причине происходивших от нее чудес, тогда
отправились к императору Льву Великому и супруге его царице Верине и возвестили
ему, а равно также и святейшему константинопольскому патриарху Геннадию обо
всём происшедшем.
Сии последние, исполнившись несказанной
радости, отправились в дом Галвина и Кандида и в их церковь. Здесь,
открывши тот честный ковчег, увидали в нем святую ризу Пречистой Божией Матери,
неистлевшую в течении стольких лет, и благоговейно со страхом прикоснулись к
ней, любезно лобызая ее устами и сердцем. Затем, взяв ее оттуда, понесли со
славою при всенародном торжестве во Влахернскую церковь Пречистой Богородицы и
положили там в украшенном золотом, серебром и драгоценными каменьями ковчеге.
После этого они постановили ежегодно праздновать положение ризы во второй день
месяца июля».
«Время – деньги»,
– в детстве услыхал.
Но, читая Слово Божие,
подметил,
Чтоб ни делал, спал, сидел,
пахал, –
Всё равно летим мы, как
комета. Пс.89:10
Время невозвратное есть тайна,
Из безвременья какого
появилось?
И куда уйдёт, когда настанет
Вечность, когда небо свитком свилось? Откр.6:14
Нам отпущена такая
капля-малость, Быт.47:9
Порошинка, менее того.
Миг прошёл; поменьше, что
осталось:
На себя, на ближних, на
врагов?
Сколько суеты!.. Успеть
скорее!
Опоздал, проспал, не поспешил!
Солнце к западу и кровь уже не греет,
От сокровища остались лишь гроши.
Не спеши при чтенье слова
Божья,
Молишься когда к Творцу Вселенной.
С вечностью соприкоснуться
можно,
Жертвуя, конечно, только
тленным.
Стрелки у часов то вверх, то вниз,
Машут безучастно вправо, влево.
Чем наполнены сосуды, то есть жизнь?
Что в основе у Адама с Евой?
Деток нарожать и схоронить,
Пищи наготовить, уничтожить?
Время разрушает и гранит.
На кого мы в суете похожи?
Однодневки: мотыльки, снежинки, 3Ездр.6:56
Капельки дождя и дым, и пар… Иак.4:14
Мы родились праздновать поминки?
Невелик от суеты навар.
Только тот, кто с Богом
примирился, 2Кор.5:20
Для Христа и ближних жил в
любви, 1Кор.16:14
Временным сумел
распорядиться -
Не возропщет на часы свои. 17.9.03 ИгЛа,