Вопрос 2402:
12 т. Сегодня почти все поголовно курят. А в начале века так ли велика была эта
беда?
Ответ:
Это лютое непотребство захватило, как сеть всепагубная миллиарды людей. В книге
«К истинному православию» целая глава посвящена табакокурению. Вот что писано был 90 лет тому назад о
табаке.
«Не лишним считаем сказать
несколько слов о табаке и надеемся, что слова наши со вниманием прочитаны будут
благочестивыми христианами и послужат им к предостережению от неестественной
гибельной страсти к этому растению. Возразят же нам, конечно, такие только
люди, которые сильно пристрастились к нему. На последних мы не будем обращать
внимания, хотя бы они назвали нас не цивилизованными, узкими, тупыми,
„раскольниками» и другими подобными сим названиями.
Что неестественное
употребление табаку есть вредная страсть в смысле физическом и нравственном и
что этою страстью заразились люди по внушению врага нашего спасения демона, это
мы и постараемся доказать. Отечество этого растения есть Америка. Сначала
американцы клали табак только на жаровню и посредством его дыма спасали себя и
свой скот от насекомых, а потом придумали сами глотать его дым и нюхать его.
Оттуда он сначала перешёл в Вест-Индию, а потом уже в страну, просвещённую
светом Евангелия Христова, Европу. Исторически известно, что первый раз табак вывезен был из Вест-Индии в Европу,
именно в Португалию, в 1558 году. Оттуда спустя несколько лет перешёл во
Францию, а потом уже распространился по всей Европе и на востоке. Прежде в
некоторых странах курение и нюхание табаку воспрещали законом, как вредное и
отравляющее человека. Английский король Иаков I написал против табаку целую
книгу с целью отвратить свой народ от пристрастия к нему. Папа Римский Урбан
VIII в 1624 г. всех нюхающих табак отлучил от церкви. В римских церквах
повсеместно гремели проповедники со своих кафедр, чтобы предостеречь народ от
возникшей страсти к табаку.
В нашем отечестве России,
при царе Иоанне Грозном и других, пристрастившихся к табаку подвергали
телесному наказанию, били кнутом, рвали ноздри. Царь Алексей Михайлович,
знаменитым своим Уложением, также строго воспрещал употреблять табак (см. Улож.
царя Ал. Михайловича глав. 25, л. 334, 335), а найденный у торговцев, по
отобрании, был сожигаем. Только при Петре I табак нашёл ceбе место на русской почве. От Петра до
настоящего времени он всё более и более умножается, потому что весьма многие
полюбили и пристрастились к этому растению, несмотря на то, что в нём
скрывается никотин (яд).
Таким образом, и наша
отчизна Россия поддалась немецкой табачной страсти и она употребляет его
немалое количество. Ещё в 1839 г. было приготовлено и распродано табаку в
России: курительного 21.000 пуд., нюхательного 57.000, а сигар 62.000.000 штук
(полн. геогр. Павловского 1841 г., ч. I, стр. 139). Что же теперь? Страсть к
табаку до того сильна, что христиане, пристрастившиеся к нему, не могут
воздержаться ни в какое время, они курят и нюхают днём и ночью, во дни Великого
поста и великих праздников, даже не могут воздержаться в то время, когда
готовятся к исповеди и принятию св. Таин. А посему отцы, матери и наставники
непременно дадут Богу ответ за то, что не предостерегали детей от гибельной
страсти к табаку. А также будут отвечать перед Богом и пастыри церкви, которые
не учили пасомых воздерживаться от этой страсти. Ещё более ответят те из
пастырей, которые и сами подвергаются этой неприличной их сану и званию
привычке. Некоторые из простолюдинов, смотря на священника курящего или
нюхающего, легко начинают подражать ему в этом, а иные напротив уклоняются от
него. Истинные христиане признают страсть к табаку за страсть и медицина давно
признала в табаке никотин. Вот что писал господствующей церкви митрополит
московский Филарет о табаке: „Не странно ли, что люди изобрели себе нового рода
голод, которого природа не знала, и нового рода пищу, о которой она не думала.
Эта страсть возникла в народе уже около трёх
веков тому назад по внушению, конечно, самого диавола. Это растение такое,
которого не употребляет никакой скот, никакой зверь, даже и свинья, словом,
никто из царства животных». Эти краткие, но ясные доказательства да убедят
тебя, читатель, если ты только истинный христианин, и да послужат
предостережением от этой страсти, причиняющей великий вред душе и телу». В. С. Вандышев. «Старообрядческая Мысль»
1915 г. стр. 460-2
Хотя и не о табаке здесь сказано, но так
похоже: Ис.1:13 – «курение отвратительно для Меня».
С стеклом увеличительным едва нашёл занозу,
Засевшую под ноготь не
вчера;
Заразу занесла и рвёт она несносно –
Нередко умирали не от ран…
Не просто рассмотреть свои ошибки –
Накуролесили и в юности, и в детстве.
Дурнину прошлую считали даже шиком,
Грешили телом с душенькою вместе.
Когда в раскаянии пал, давясь в слезах,
Вдруг высветилось прошлое,
казавшееся нужным;
Погибнуть без Христа – не
безотчётный страх,
А море удовольствий
сузилось до лужи.
Увеличительным стеклом, как от Святого Духа,
Показана малейшая засевшая заноза,
Услышал голос Божий не омертвелым слухом,
Сам Иисус омыл в крещении от грязи.
Мне каждый день вопросы,
просьбы от друзей
Молитвою помочь, до неба
достучаться.
Чем кончится, увидеть, не в
праздности глазеть,
Но показать детали, и
вычленить лишь части.
Прозрительность есть дар и труд одновременно,
Но как себя проверить,
не знающим Писанья?
Игра в монастырях под образом смиренья
Чего не напекла под
чресла с волосами.
Во свете Библии всё иначе
узришь,
Окрепнет голос, смелость не
иссякнет;
Что значит инквизиции
«святейшие» костры,
Преданий и традиций
расползшаяся слякоть?
Пронзительная ясность дух твой укрепит
В Христовой правде
Евангельских словес;
В суждениях наложишь уже не свой вердикт –
Толкнуть в ребро, под локоть едва ль посмеет бес.
Подзорная труба и мощный
микроскоп
Покажут след кометы и
скрытого ядра;
Читая слово Божие, поймём,
что ясли – гроб,
И всё, что без Христа, то прожитое зря. 29.3.05.ИгЛа