Вопрос 1803: 7 т. Можно ли полностью доверять тому, что написано в житиях у Димитрия Ростовского, у Филарета и у других?
Ответ: Полностью можно доверять только Священному Писанию, то есть
Библии, а жития писались через столетия после жизни тех, кого хотели сделать
более известными. Все эти их разговоры, прямая речь, видения их, всё это часто
плод писательской благочестивой фантазии, воображение патриота-монаха,
ратующего за распложение монашествующих. Подлинны только те жития, что есть в
Библии. А таких очень мало. Почти везде добавки, выдумки, видения и сновидения,
как сами жизнеописатели пишут.
Иак.3:17 – «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых,
чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна
и нелицемерна». В житиях очень много написано пристрастно; и как всякий
полемист, лишь бы добиться победы, пишет, выдавая желаемое за как бы бывшее. И
стилизация под существующий строй допускалась, как пишут исследователи.
Были бы эти писатели такие
же верные Иегове, как Михей, тогда и житий этих не было, а все они вместились
бы не в 12 книг, а в одном стихе, который отсеял бы всё это подыгрывание. 2Пар.18:13
– «И сказал Михей: жив Господь, — что скажет мне Бог мой, то изреку я».
Евр.13:7 – «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали
вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их».
Кто прятался от людей – все эти пещерники уже не были бы в житиях, если бы
следовал Димитрий Ростовский совету Апостола Павла. И тех, кто не проповедывал
слово Божие, их тоже нам и знать не следовало бы, быть может, согласно этого же
совета Апостола Павла.
Димитрий Рост. – 21
сент. «Промыслом Божиим святой
Димитрий призван был к великому делу составления Миней-Четьих, которыми он
принёс величайшую пользу всему народу Русскому. … принять на себя труд исправления и составления
Житий святых. … Душа его, наполненная образами святых, жизнеописанием коих он
занимался, сподоблялась духовных видений во сне.
«Августа десятого 1685 г.,—
повествует сам святой Димитрий, — в понедельник, услышал я благовест к
заутрене, но, по обыкновенному своему ленивству,
разоспавшись, не поспел к началу, и проспал даже до чтения Псалтири. В сие
время видел следующее видение. «Казалось, будто поручена была мне в смотрение
некоторая пещера, в коей почивали святые мощи. Осматривая со свечою гробы
святых, увидел там же, якобы почивающую, святую великомученицу Варвару. Приступив
к ее гробу, узрел ее лежащую боком, и гроб ее являющий некоторую гнилость.
Желая оную очистить, вынул мощи ее из раки, и положил на другом месте. Очистив
раку, приступил к мощам ее, и взял оные руками для вложения в раку; но вдруг
узрел в живых Варвару святую. «Святая дева Варвара, благодетельница моя! умоли
Бога о грехах моих»,— воскликнул я.
Святая ответствовала, будто
бы имея сомнение некое: «Не ведаю, умолю ли, ибо молишься по-римски». «Думаю,
что сие мне сказано для того, что я весьма ленив к
молитве, и уподоблялся в сем случае Римлянам, у коих весьма краткое
молитвословие, так как и у меня краткая и редкая молитва». … Димитрий смиренно
замечает: «Бог ведает, что сей сон знаменует, и каково оного событие
воспоследует! О когда бы молитвами святой Варвары, покровительницы моей, дал
мне Бог исправление злого
и окаянного жития моего»!
Другое
сновидение, случившееся через три или
четыре месяца после первого, было следующее: «В 1685 г. в Филиппов пост,—пишет
святой Димитрий,— в одну ночь окончив письмом страдания святого мученика
Ореста, которого память 10 ноября почитается, за час или меньше до заутрени,
лёг отдохнуть не раздеваясь, и в сонном видении узрел святого мученика Ореста,
с лицом весёлым ко мне вещающего сими словами: — «Я больше претерпел за Христа
мук, нежели ты написал». … В то самое время учиненный к заутрени благовест
пробудил меня, и я жалел, что сие весьма приятное видение скоро окончилось.
… я, недостойный и грешный,
истинно видел, как написал, а не иначе, сие под клятвою моею
священническою исповедую».
Иоанн Богосл. – 26
сент. «Когда же они вошли вместе
в город, их встретила жена по имени Романа (Ромена), прославившаяся даже до
Рима злобою дел своих, которая держала в том городе общие бани. И вот она,
нанявши Иоанна и Прохора, приставила их работать в бане и мучила. Хитростью
своею она привлекла их обоих в услужение себе: Иоанна приставила поддерживать
огонь, а Прохора наливать воду, того и другого на всю их жизнь, и немало
оставались они в толикой беде
... В то время как Иоанн
спрашивал Прохора о случившемся, Романа увидев их беседующими, схватила Иоанна
и начала наносить ему побои, укоряя и возлагая вину смерти Домна на Иоанна.
Наконец сказала: «Если ты не воскресишь Домна, я убью тебя».
Бог пользуется в
деле самым малым, 2Кор.10:10
Заброшенным, ненужным,
завалящим. 1Кор.1:28
Не важно из чего, из
дерева, из стали, 2Кор.4:7
Одна копейка в банке, или
целый ящик. Мрк.12:43
Но это малое, попав в пастушью сумку, 1Цар.17:40
Пристроившись в пращу мальчонки псалмопевца, Суд.15:15
Уже во лбу врагов готовит лунку, Суд.3:31
Пшеничинка течёт из плена тестом. Исх.12:34
Малюсенькие капельки дождя,
1Кор.3:6
Такие глыбы размягчает в
поле. Пс.64:11
Слезинки сиротинки до неба
долетят, Иов.24:3
В руке отважной женщины
ракеты – чудо колья. Суд.4:21
Напрасно христианами враги пренебрегают: 1Цар.17:42
Их мало, за себя не постоят. Деян.5:29
Но вот уж их дивизии, бригады. Деян.2:41
Позорный крест – над скалами маяк. Еф.3:18
Такие незначительные люди, 1Кор.1:28
Незнатны, неизвестны и в
оковах. 2Кор.6:9
Растёт и ширится из Галилеи
Чудо – Лук.23:5
Победное, Божественное
Слово. Лук.21:15
Что значит проповедь о Плотнике распятом, 1Кор.2:2
И понесли ее с десяток рыбаков? Иоан.6:70
Для иностранцев вдруг заговорили внятно, Деян.2:6
И слушатели бросили в огонь своих богов. Деян.19:19
Христианин, с Иисусом ты
повсюду не один, Евр.13:5
В великой немощи всегда
Христова сила. 2Кор.12:9
Из уст у Агнца меч, огонь и
дым, 3Ездр.13:27
Сгорают ленины, нероны и
аттилы. 3Ездр.15:23
Перебирая чётки по утрам, 1Фесс.5:17
Высказываем тайные желанья. Лук.18:7
От сырости слезы с грибной головкой храм, Деян.12:5
Мой враг на водопой пришел не львом, а ланью. Пс.41:2
Каким бы ты себя несчастным
ни считал, Иов.3:24
До праха малосильным,
убогим, бесталанным – 3Цар.17:12
Пастушья палка-жезл,
пробьет утробу скал, Чис.20:11;11:9
Пустой сосуд с рассветом наполнишь чудной манной.ИгЛа.8.6.03.