Вопрос 1803: 7 т. Можно ли полностью доверять тому, что написано в житиях у Димитрия Ростовского, у Филарета и у других?

Ответ: Полностью можно доверять только Священному Писанию, то есть Библии, а жития писались через столетия после жизни тех, кого хотели сделать более известными. Все эти их разговоры, прямая речь, видения их, всё это часто плод писательской благочестивой фантазии, воображение патриота-монаха, ратующего за распложение монашествующих. Подлинны только те жития, что есть в Библии. А таких очень мало. Почти везде добавки, выдумки, видения и сновидения, как сами жизнеописатели пишут.

Иак.3:17 – «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна». В житиях очень много написано пристрастно; и как всякий полемист, лишь бы добиться победы, пишет, выдавая желаемое за как бы бывшее. И стилизация под существующий строй допускалась, как пишут исследователи.

Были бы эти писатели такие же верные Иегове, как Михей, тогда и житий этих не было, а все они вместились бы не в 12 книг, а в одном стихе, который отсеял бы всё это подыгрывание. 2Пар.18:13 – «И сказал Михей: жив Господь, — что скажет мне Бог мой, то изреку я». Евр.13:7 – «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». Кто прятался от людей – все эти пещерники уже не были бы в житиях, если бы следовал Димитрий Ростовский совету Апостола Павла. И тех, кто не проповедывал слово Божие, их тоже нам и знать не следовало бы, быть может, согласно этого же совета Апостола Павла.

Димитрий Рост. – 21 сент. «Промыслом Божиим святой Димитрий призван был к великому делу составления Миней-Четьих, которыми он принёс величайшую пользу всему народу Русскому. … принять на себя труд исправления и составления Житий святых. … Душа его, наполненная образами святых, жизнеописанием коих он занимался, сподоблялась духовных видений во сне.

«Августа десятого 1685 г.,— повествует сам святой Димитрий, — в понедельник, услышал я благовест к заутрене, но, по обыкновенному своему ленивству, разоспавшись, не поспел к началу, и проспал даже до чтения Псалтири. В сие время видел следующее видение. «Казалось, будто поручена была мне в смотрение некоторая пещера, в коей почивали святые мощи. Осматривая со свечою гробы святых, увидел там же, якобы почивающую, святую великомученицу Варвару. Приступив к ее гробу, узрел ее лежащую боком, и гроб ее являющий некоторую гнилость. Желая оную очистить, вынул мощи ее из раки, и положил на другом месте. Очистив раку, приступил к мощам ее, и взял оные руками для вложения в раку; но вдруг узрел в живых Варвару святую. «Святая дева Варвара, благодетельница моя! умоли Бога о грехах моих»,— воскликнул я.

Святая ответствовала, будто бы имея сомнение некое: «Не ведаю, умолю ли, ибо молишься по-римски». «Думаю, что сие мне сказано для того, что я весьма ленив к молитве, и уподоблялся в сем случае Римлянам, у коих весьма краткое молитвословие, так как и у меня краткая и редкая молитва». … Димитрий смиренно замечает: «Бог ведает, что сей сон знаменует, и каково оного событие воспоследует! О когда бы молитвами святой Варвары, покровительницы моей, дал мне Бог исправление злого и окаянного жития моего»!

Другое сновидение, случившееся через три или четыре месяца после первого, было следующее: «В 1685 г. в Филиппов пост,—пишет святой Димитрий,— в одну ночь окончив письмом страдания святого мученика Ореста, которого память 10 ноября почитается, за час или меньше до заутрени, лёг отдохнуть не раздеваясь, и в сонном видении узрел святого мученика Ореста, с лицом весёлым ко мне вещающего сими словами: — «Я больше претерпел за Христа мук, нежели ты написал». … В то самое время учиненный к заутрени благовест пробудил меня, и я жалел, что сие весьма приятное видение скоро окончилось.

… я, недостойный и грешный, истинно видел, как написал, а не иначе, сие под клятвою моею священническою исповедую».

Иоанн Богосл. – 26 сент. «Когда же они вошли вместе в город, их встретила жена по имени Романа (Ромена), прославившаяся даже до Рима злобою дел своих, которая держала в том городе общие бани. И вот она, нанявши Иоанна и Прохора, приставила их работать в бане и мучила. Хитростью своею она привлекла их обоих в услужение себе: Иоанна приставила поддерживать огонь, а Прохора наливать воду, того и другого на всю их жизнь, и немало оставались они в толикой беде

... В то время как Иоанн спрашивал Прохора о случившемся, Романа увидев их беседующими, схватила Иоанна и начала наносить ему побои, укоряя и возлагая вину смерти Домна на Иоанна. Наконец сказала: «Если ты не воскресишь Домна, я убью тебя».

 

Бог пользуется в деле самым малым,              2Кор.10:10

Заброшенным, ненужным, завалящим.                1Кор.1:28

Не важно из чего, из дерева, из стали,                  2Кор.4:7

Одна копейка в банке, или целый ящик.             Мрк.12:43

       Но это малое, попав в пастушью сумку,         1Цар.17:40

       Пристроившись в пращу мальчонки псалмопевца, Суд.15:15

       Уже во лбу врагов готовит лунку,                 Суд.3:31

       Пшеничинка течёт из плена тестом.              Исх.12:34

Малюсенькие капельки дождя,                           1Кор.3:6

Такие глыбы размягчает в поле.                         Пс.64:11

Слезинки сиротинки до неба долетят,                   Иов.24:3

В руке отважной женщины ракеты – чудо колья. Суд.4:21

       Напрасно христианами враги пренебрегают:     1Цар.17:42

       Их мало, за себя не постоят.                        Деян.5:29

       Но вот уж их дивизии, бригады.                   Деян.2:41

       Позорный крест – над скалами маяк.            Еф.3:18

Такие незначительные люди,                             1Кор.1:28

Незнатны, неизвестны и в оковах.                      2Кор.6:9

Растёт и ширится из Галилеи Чудо –                 Лук.23:5

Победное, Божественное Слово.                         Лук.21:15

       Что значит проповедь о Плотнике распятом,   1Кор.2:2

       И понесли ее с десяток рыбаков?                   Иоан.6:70

       Для иностранцев вдруг заговорили внятно,      Деян.2:6

       И слушатели бросили в огонь своих богов.     Деян.19:19

Христианин, с Иисусом ты повсюду не один,         Евр.13:5

В великой немощи всегда Христова сила.            2Кор.12:9

Из уст у Агнца меч, огонь и дым,                      3Ездр.13:27

Сгорают ленины, нероны и аттилы.                   3Ездр.15:23

       Перебирая чётки по утрам,                            1Фесс.5:17

       Высказываем тайные желанья.                      Лук.18:7

       От сырости слезы с грибной головкой храм,       Деян.12:5

       Мой враг на водопой пришел не львом, а ланью. Пс.41:2

Каким бы ты себя несчастным ни считал,        Иов.3:24

До праха малосильным, убогим, бесталанным – 3Цар.17:12

Пастушья палка-жезл, пробьет утробу скал,      Чис.20:11;11:9

Пустой сосуд с рассветом наполнишь чудной манной.ИгЛа.8.6.03.

Hosted by uCoz