Вопрос 1879: 7 т. В житиях очень часто герои-подвижники сравниваются с библейскими персонажами. Насколько правомочен был житописатель, так говоря?
Ответ: Поразительно то, что любому непредвзятому читателю
Библии с первого взгляда понятно, что такие сравнения совершенно надуманы, и
все они даже близко не подходят друг к другу. Но вот так уж хочется походить на
библейских служителей, а делать всё по-монашески надуманно. Православные
исключительно плохо знают содержание Библии – так, по верхушкам, по слухам.
Если же кто-то прочитал что-то, то давно это было. Если скитается по пустыне самовыдумщик новозаветный, инок
потупленный и безразмерно скучный, то обязательно сравнивается с теми, кого
гнали цари, кого искали убить. Но этого-то никто не трогал, не гнал. Если убежала она от мужа, бросив ребёнка или жениха, или он ринулся
на остров или в отдаленнейший монастырь, оставив мать престарелую, или жену,
или невесту, только что обручившуюся ему, чью судьбу, жизнь он безнадежно и
нагло изломал и искалечил, как Алексий, не Божьим поступком, то явно же, что
эти сравнения их жизни с древними избранниками Божьими – вычурно натянуты,
искусственно притянуты друг к другу. При этом сравнении эти иноческие
выходки еще только нагляднее показывают, что они вытворяли эти свои подвиги по
полному неверию в искупительную Жертву Спасителя Иисуса Христа, в Его
благодать, даруемую даром, бесплатно, без наших заслуг. Иначе
какая бы это была благодать, если бы они ее заслужили за свои труды? Рим.11:6
– «Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже
благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже
дело».
Виссарион – 6 июня.
«Удалившись в одно пустынное место, Виссарион принял
на себя обет безмолвия; изнуряя себя многочисленными трудами и умерщвляя
свою плоть постническими подвигами, он, будучи во
плоти, уподоблялся бесплотным. Пост его был беспримерным: иногда всю неделю он
ничего не вкушал, а иногда оставался без пищи и питья в продолжении 40 дней. Однажды, ставши на одном открытом месте посреди
терния и воздев к небу руки и очи, обратив туда же и ум свой, он 40 дней и
ночей пробыл на молитве, стоя неподвижно. В продолжении
этих сорока дней он не двинулся с места, ничего не вкусил, ничего не
сказал никому, не вздремнул, не впал в изнеможение от естественной слабости, ни
о чем земном не подумал умом, но весь, подобно бесплотным, устремил духовные
очи свои к Богу. За это и сподобился святой от Бога великой благодати: ему
сообщен был дар чудотворения, так что он был подобен древним святым пророкам».
На русском!..
Переводчикам хвала!
Они покровы сняли с тех
событий,
Произнесли «Господь», а не
«Аллах»,
Всё размололи и просеяли на
сите.
На русском разговорном языке
Хочу молиться, прославляя Бога!
Я не пустынник, не монах-аскет.
Мне хлеба! Хлеба! Пусть совсем немного!
Евангелие на русском
языке!..
Духовно-пренебесное звучанье!..
Но выпирает нынешний закхей,
И бесноватого
безумное мычанье.
Так циркулярный фарисей-статист
“Традицию” и “корни” оголяет:
«По-русски?.. Ты сектант!.. Баптист!..»
И атмосферу визгом накаляет.
***
На непонятном
создается тайна.
Ключ разуменья лишь у
одного.
Под скорлупой ореховой –
питанье?
И в бане моется, как
думаешь, нагой?
Запаянный сосуд с холодной влагой,
Сундук закрытый – утеряли ключ.
С непонимающим намного легче сладить:
Сдирай, бодай, выталкивай и мучь!
***
Дворяне на Руси… и
по-французски
От слуг скрывали тайный
разговор.
Так до Христа был доступ
сделан узким –
Жаргоном – «феней» пользуется вор.
Цареву тайну надобно хранить,
А о Господней возвестится громко…
Понятное! И молот бьёт в гранит! Иер.
23:29
А непонятное – под саваном в
сторонке.
Плен Вавилонский нам не по-плечу.
К смешенью языков как раки
пятимся.
Я непонятный сорок лет учу
Под горницей… И жду Пятидесятницу. Деян. 2 гл. 18.08.2001г. ИгЛа.