Вопрос 1934: 7 т. Люди привыкли, что всякое слово, исходящее из уст черноризцев – истинно; но где мы можем найти доказательства их истинности, или двух-трёх свидетелей, как учит Св.Писание?
Ответ: У Ветхозаветных мужей было уважение к потомкам. Они оставляли на
память камни со дна Иордана, манну в сосуде, чтобы показать внукам и верующим. Иис.Нав.4:3,6-7
– «И дайте им повеление и скажите: возьмите себе отсюда, из средины
Иордана, где стояли ноги священников неподвижно, двенадцать камней, и
перенесите их с собою, чтобы они были у вас [лежащим всегда] знамением; когда
спросят вас в последующее время сыны ваши и скажут: «к чему у вас эти камни?»,
вы скажете им: «в память того, что вода Иордана разделилась пред ковчегом
завета Господа [всей земли]; когда он переходил чрез Иордан, тогда вода Иордана
разделилась»; таким образом камни сии будут [у вас] для сынов Израилевых
памятником на век.». Исх.16:33 – «И сказал Моисей Аарону:
возьми один сосуд [золотой], и положи в него полный гомор манны, и поставь его
пред Господом, для хранения в роды ваши». Но монахи пошли иным путем.
Народ верил, что монахи более близки Богу, и потому проверять ничего не надо.
Если они написали сами о своих товарищах, что тем было явление Ангела,
слышалось благоухание , или нашел он подвижника в пустыне, то заканчивается
всегда исчезновением этого чуда. Умерший завален им камнями в пещере; если у
Онуфрия были пальмы, то по смерти его мгновенно ручей пересох, пальмы
исторглись и следа нет. Даже дощечек Пахомия, на которых, якобы, ему Ангел дал
устав его монастыря, их тоже нет, как у Джозефа Смита, основателя мормонской
веры. Если это человек, который мог бы подтвердить истинность своего пребывания
в раю, то про него только пишут иные. И кто пишет – тоже сокрыто. А где же этот
свидетель? Его нет. Крайнее неуважение к слушателям.
Сегодня ни в одной газете такой материал не
прошел бы, кроме как в Епархиальных «мурзилках» нигде не пропечатали бы столь
недоказуемый и недостоверный материал. Писание нас предупреждает, чтобы мы не
доверялись людям, если их слова не подтверждаются Писанием. У простолюдинов
Священного Писания на руках много ли было? Почему же не было заботы у пап и
патриархов, чтобы на родном языке у каждого народа было Евангелие? Чтобы не с
чем было сравнивать, но чтобы брали всё на веру, что прорекут монахи?
Евфросин – 11 сент. «Многие при знатности своего рода не имеют никаких
добродетелей, и посему впадают в глубину ада. Напротив, нередко люди простого
происхождения, при своем благодетельном смирении, возносятся в рай Божий.
… По окончании утрени,
иерей собрал братию и, показав ей три райских яблока, подробно рассказал то,
что видел. Тогда все ощутили от тех яблок неизреченное благоухание и радость
духовную и в умилении дивились тому, о чем поведал иерей. Они пошли в поварню к
Евфросину, дабы поклониться рабу Божию, но уже не нашли его, ибо он вышел из
церкви и скрылся, избегая славы человеческой, и никак не могли его найти. А
куда именно он скрылся, – об этом нет нужды много допытываться: ибо если для
него был открыт рай, то куда же он мог скрыться? Яблоки те братия
разделили между собою и раздавали многим на благословение, в особенности же –
для исцеления: ибо больные, вкушавшие от них, исцелялись от своих болезней».
Паисий Вел. –19 июня «Невидимый же враг, завидуя всегда всем добрым людям
и умея изобретать для рабов Христовых различные и многообразные ухищрения,
простер свое коварство и на сих двух иноков и задумал так их обольстить: у
одного из пустынных отшельников, который еще не был совершен в иноческом
нестяжании, украдено было его убогое келейное имение. Отшельник этот, еще
будучи малодушным, и потому жалея украденные вещи, стал искать укравшего, но не
нашел его; услышав же об одном прозорливом старце, и надеясь, что тот поможет
открыть ему и украденное и укравшего, он отправился к нему: к преподобному
Паисию он не посмел идти, боясь, как бы тот не стал укорять его в любостяжании.
Придя к тому прозорливцу,
инок стал просить его, что бы он сказал ему, где находится украденное и кто
именно украл. Но старец, не будучи на самом деле просвещен благодатью Божиею в
прозорливстве, но провидя всё силою бесовскою, по научению злого беса, –
оговорил тех двух иноков, которые недавно поселились в пустыне: «Вот эти иноки,
– сказал прозорливец, – совершили покражу; взяв этих безмолвников, не отпускай
их, пока они не отдадут тебе всего».
Услышав это, отшельник
тотчас же с поспешностью отправился в лавру той пустыни; придя к игумену и
выпросив у него сильную стражу, он пошел далее и как бы нечаянно напал на тех
безмолвствующих двух иноков; он схватил их как злодеев и, с побоями влача их,
привел в лавру; здесь они с бесчестием заключены были в темницу. Игумен же
вместе со старцами, поверив тому прозорливцу, осудил тех иноков, как воров, к
лишению иноческого чина и стал пытать их побоями об украденных вещах. Преподобный
же Паисий, прозорливо узнав, по благодати Божией, обо всем совершившемся и
жалея тех двух братий, которые в это время неповинно так страдали, восстав,
отправился из келлии своей в ту лавру. Об его приходе повсюду тотчас же было
известно, так как среди пустынножителей не было имени более славного, как имя
Паисия, который везде прославлялся за свою богоугодную жизнь. Для приветствия
его собрались и братия из окрестных монастырей и отшельнических келлий, сошлись
к нему даже и старцы. Пришел между прочим и тот старец, который, по бесовскому
обольщению, выдавал себя за прозорливца. И когда все отцы и братия воздавали
святому любезное о Христе целование, великий отец наш Паисий спросил их: «Куда
вы удалили двух юных иноков – пустынножителей?»
Братия молчали. Потом
некоторые из них, отвечая, сказали: «Отче, они воры, и за дурные дела свои
теперь затворены в темнице». Святой на это сказал им: «Кто сказал про них, что
они воры?» Тогда братия, указывая на прозорливого старца, отвечали: «Вот этот
прозорливый отец указал на них, как на воров».
Тогда великий Паисий
вопросил того старца: «Правда ли то, что ты сказал про них?» Он же ответил:
«Сказанное мною – истина: это открыто мне было от Бога». После этого святой
Паисий сказал: «Если бы это твое
прозорливство было от Бога, а не от бесовского прельщения, то на твоих устах не
было бы видно диавола».
Слушая это, все были объяты
страхом: ибо всем ясно было, что слова, исходящие из уст Паисия, истинны; и все
стали укорять обольщенного того прозорливца, и понуждали его просить прощения у
преподобного; и он, объятый стыдом, припал к честным ногам святого, произнося:
«Отец, прости меня и помолись обо мне, прельщенном». И лишь только святой
сотворил молитву за него, как на глазах у всех, из уст прельщенного, вышел
тщеславный и лживый бес и, превратившись в большего дикого вепря, с великою
яростью устремился на преподобного, желая как бы растерзать его зубами своими.
Но блаженный отец, закляв нечистого духа, послал его в пропасть. А старец тот,
который прежде был обольщен диаволом, ощутил и даже глазами увидел исходящую из
него бесовскую силу прельщения; исполнившись великого ужаса и трепета, он пал
на землю, валяясь у ног Паисия, и со слезами молил получить от него
совершенное прощение. Также и прочие братия, которые, предавшись обольщению,
оскорбили неповинных, – все они, припавши к святому, просили у него прощение. И
вывели из затвора тех двух юных иноков, и все, смотря на них, с умилением
плакали, а обидевшие их просили у них молитв. Преподобный же Паисий поучал всех
– с осторожностью избегать подобных вражеских прельщений и не верить
лжепророчеству тех, которые стараются казаться святыми и прозорливыми. А
лаврскому игумену, наедине, он указал, где положены украденные вещи, об
украдших же ничего не сказал. Потом, преподав всем прощение и сотворив за всех
молитву, он возвратился в свою келлию».
Библия переполнена увещаниями прислушаться к
тому, что в ней написано, ибо она есть истинное слово Божие. Слова «Так говорит
Господь» встречается в Библии – 476 раз; «Говорит Господь Бог» – 243 раза;
«Господь Саваоф» – 95 раз; «говорю тебе» – 33 раза; «говорю вам» – 134 раза.
Еще есть «говорил мне»; «говорил народу». Итого более тысячи раз Господь
обращается к нашей душе, чтобы мы верили не через посредников, не через
сомнительные книжки, а прямо к Нему обращались; прямо через Библию, ибо только
в ней Его вечное слово оставлено смертным.
И нам этого не достаточно,
чтобы поверить Говорящему и подтвердившему Свои слова на страницах вечной
Библии? Нам этого настолько недостаточно, что мы ищем еще голоса в пустынях,
прислушиваемся, что этим пустынникам скажет некий голос, скажет явно вопреки
Священного Писания? Да в уме ли мы? И какую веру и в кого тогда мы исповедуем?
Какой смелостью, настырностью и нахрапистостью обладают защитники пустынной, монастырской жизни! А любящие Бога и любящие Его вечное Слово так боязливы, так нерешительны противостать этим неверам, что бы как их не обвинили в неправославии. Такое стало возможно только тогда, когда душа не полюбила Бога, не полюбила Его святое Слово. Когда читаешь Библию, она умудрит тебя и сделает смелым против всех ухищрений диавола. Пс.118: 97-100 – «Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем. Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною. Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих. Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню»