Вопрос 2003:
8 т. Иногда писатель, создавая образ героя, наделяет его личностными чертами.
Не то же ли мы видим и в «Житиях»?
Ответ: Только так! Он
монах и всё гнёт только под спасительность пострига и ухода от активной жизни в
дебри самости и угнетения и изничтожения плоти. Если он отрёкся от богатства, то и в
житиях он своих героев наделяет такими
же чертами – бессребренники. А на деле-то легче святого найти, чем
нестяжательного. 2Тим.3:5 – «Имеющие
вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся». 1Пет.5:2 – «Пасите Божие стадо,
какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия».
Но особенно наглядно это
видно в житиях первых веков, которые совершенно непохожи на жития, начиная с
четвертого века, со времени бурного роста монашества. И вот, описывая живших в
первом веке, житописатель-монах 17-го века, гнёт их жития под свою монашескую колодку, явно и неприкрыто-обманно вставляет такие, якобы бывшие поступки даже у Апостолов, как у Фомы, что
достойно сие горького сожаления. Будто бы Фома
разводил семейных. Да не мог же он идти вопреки
тому, что знал от Господа и вопреки тому, как учили другие Апостолы. 1Кор.7:5 - «Не уклоняйтесь друг от друга, разве
по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте
вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим».
Фома Ап. - 6 окт. «По окончании пира, царь, услыхав о происшедшем, призвал к себе святого Апостола Фому и сказал: «Войди во дворец и благослови отданную замуж
дочь мою». Апостол, войдя в опочивальню, стал поучать новобрачных целомудрию и
хранению чистого девства и, помолившись за них, благословил их и удалился. Во
сне новобрачные увидали Иисуса, Который явился им в образе Апостола Фомы и с
любовью обнимал их. Муж, подумав, что пред ним – Фома, сказал ему: «Ты вышел от
нас раньше всех – каким образом ты снова очутился
здесь?» Господь ответствовал: «Я – не Фома, а брат его, и все, отрекшиеся от
мира и последовавшие за Мною так же, как и он, не только будут Моими братьями в
будущей жизни, но и наследуют Мое царство. Итак не
забудьте, дети Мои, того, что советовал вам Мой брат, и если, согласно его
совету, вы сохраните непорочным свое девство, то удостоитесь нетленных венцов в
Моем небесном чертоге». Сказав сие, Господь стал невидим; они же,
пробудившись от сна, рассказали друг другу то, что видели во сне, и, вставши,
всю ночь усердно молились Богу; слова же, сказанные им, хранили в своем сердце,
как драгоценные жемчужины…
Мигдония умилилась
сердцем и уверовала во Христа; возвратившись домой,
она все время размышляла об апостольских словах и, беседуя с племянницей своей Синдикией о Христе, утверждалась в любви к Нему. С того
времени она стала гнушаться неверующими, как врагами Божиими,
и избегать всякого общения с ними в беседах и на пирах, а вместе с тем
отдаляться вообще от мирских удовольствий. Она решила также прекратить
супружеское сожительство с мужем своим. Это глубоко опечалило его, и когда
он не мог заставить Мигдонию изменить свое решение,
то стал просить царя Муздия, чтобы тот послал жену
свою, царицу Тертиану, уговорить Мигдонию не гнушаться супружеским сожитием (царица Тертиана и Мигдония, жена Каризия, были родные сестры). Царица пошла к Мигдонии и спросила ее, по какой причине она не повинуется
мужу.
Мигдония отвечала: «Потому, что он – язычник и враг Божий, а я
– раба Единого истинного Бога, Иисуса Христа, и не хочу быть оскверненной
человеком неверующим и нечистым»...
Он же, проповедуя им
Христа, просветил их светом веры, омыл купелью святого крещения и научил их
хранению заповедей Божиих и всяким добродетелям. Тертиана и Мигдония, запечатлевши
в сердце своем все, что им было сказано, согласились обе служить Господу в
чистоте и не сообщаться с мужьями своими, как с неверными…
Царица Тертиана,
возвратившись от Мигдонии, пребывала в молитве и
посте и продолжала отказываться от плотского сожительства с мужем своим.
Царь, удивившись такой перемене в жене своей, сказал другу своему Каризию: «Желая возвратить тебе твою жену, я потерял и свою
собственную, и моя стала еще хуже относиться ко мне, чем твоя к тебе».
Есть ли место
Христу и за скудным столом,
Приглашён ли Он Сам среди званых?
Когда даром дают, сколько прёт напролом -
Редко-редко увидишь не
пьяных.
Место тем, кто воистину беден и бледен,
Погорелец, вдова, сирота.
Сколько беженцев может сидеть за обедом,
Кто промок под забором,
так ночь коротал.
Есть ли место для Библии в
нашем шкафу
И на нашем столе, в рюкзаке?
В нашем сердце есть место
хотя бы стиху,
Или так и бредём налегке?
Место голубь нашёл не на трупах скота,
Он масличный листок углядел. Быт.8:11
У смиренных есть повод увидеть
Христа, Иоан.14:23
Среди множества суетных дел.
Просвещённых умом Дух Святой посетит -
Тех, кто жаждет воды родниковой. Иоан.7:37
Не в пещеры к отшельникам
или же в скит,
А туда, где Священное
слово в оковах.
На безводных пустынных местах
Что же бисер горстями
метать? Мф.7:6
Кто забыл о нужде за столом у Христа,
Тот манкурт, православный мутант.
Им кусочки от трапезы тучной возьми, Лук.9:13
Раскроши всем
хотя понемногу.
Тут враги завопят: «Будет
много возни!».
Рвы нарыв, перекроют дорогу. 1Фесс.2:15
Им пудами взамен из огарков свечей
Выльют идола – мироточенье,
Не Христа, а иконы, частицы мощей...
О подобном ином попеченье.
Среди речи, статей вы
позвольте Христу
Свою мысль довести до
конца.
У дверей на дворе
слышен Странника стук. Откр.3:20
Кто такой?.. Нам не видно лица. 30.9.03 ИгЛа Иоан.5:43