Вопрос 2003: 8 т. Иногда писатель, создавая образ героя, наделяет его личностными чертами. Не то же ли мы видим и в «Житиях»?

Ответ:  Только так! Он монах и всё гнёт только под спасительность пострига и ухода от активной жизни в дебри самости и  угнетения и изничтожения плоти. Если он отрёкся от богатства, то и в житиях он своих героев наделяет такими  же чертами – бессребренники. А  на деле-то легче святого найти, чем нестяжательного.   2Тим.3:5 – «Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся».  1Пет.5:2 – «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия».

Но особенно наглядно это видно в житиях первых веков, которые совершенно непохожи на жития, начиная с четвертого века, со времени бурного роста монашества. И вот, описывая живших в первом веке, житописатель-монах 17-го века, гнёт  их жития под свою монашескую колодку, явно и неприкрыто-обманно вставляет такие, якобы бывшие  поступки даже у Апостолов, как у Фомы, что достойно сие горького сожаления. Будто бы Фома  разводил семейных. Да не мог же он идти вопреки тому, что знал от Господа и вопреки тому, как учили другие Апостолы.  1Кор.7:5  - «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим».

Фома Ап. - 6 окт. «По окончании пира, царь, услыхав о происшедшем, призвал к себе святого Апостола Фому и сказал:  «Войди во дворец и благослови отданную замуж дочь мою». Апостол, войдя в опочивальню, стал поучать новобрачных целомудрию и хранению чистого девства и, помолившись за них, благословил их и удалился. Во сне новобрачные увидали Иисуса, Который явился им в образе Апостола Фомы и с любовью обнимал их. Муж, подумав, что пред ним – Фома, сказал ему: «Ты вышел от нас раньше всех – каким образом ты снова очутился здесь?» Господь ответствовал: «Я – не Фома, а брат его, и все, отрекшиеся от мира и последовавшие за Мною так же, как и он, не только будут Моими братьями в будущей жизни, но и наследуют Мое царство. Итак не забудьте, дети Мои, того, что советовал вам Мой брат, и если, согласно его совету, вы сохраните непорочным свое девство, то удостоитесь нетленных венцов в Моем небесном чертоге». Сказав сие, Господь стал невидим; они же, пробудившись от сна, рассказали друг другу то, что видели во сне, и, вставши, всю ночь усердно молились Богу; слова же, сказанные им, хранили в своем сердце, как драгоценные жемчужины…

  Мигдония умилилась сердцем и уверовала во Христа; возвратившись домой, она все время размышляла об апостольских словах и, беседуя с племянницей своей Синдикией о Христе, утверждалась в любви к Нему. С того времени она стала гнушаться неверующими, как врагами Божиими, и избегать всякого общения с ними в беседах и на пирах, а вместе с тем отдаляться вообще от мирских удовольствий. Она решила также прекратить супружеское сожительство с мужем своим. Это глубоко опечалило его, и когда он не мог заставить Мигдонию изменить свое решение, то стал просить царя Муздия, чтобы тот послал жену свою, царицу Тертиану, уговорить Мигдонию не гнушаться супружеским сожитием (царица Тертиана и Мигдония, жена Каризия, были родные сестры). Царица пошла к Мигдонии и спросила ее, по какой причине она не повинуется мужу.

Мигдония отвечала: «Потому, что он – язычник и враг Божий, а я – раба Единого истинного Бога, Иисуса Христа, и не хочу быть оскверненной человеком неверующим и нечистым»...

Он же, проповедуя им Христа, просветил их светом веры, омыл купелью святого крещения и научил их хранению заповедей Божиих и всяким добродетелям. Тертиана и Мигдония, запечатлевши в сердце своем все, что им было сказано, согласились обе служить Господу в чистоте и не сообщаться с мужьями своими, как с неверными

Царица Тертиана, возвратившись от Мигдонии, пребывала в молитве и посте и продолжала отказываться от плотского сожительства с мужем своим. Царь, удивившись такой перемене в жене своей, сказал другу своему Каризию: «Желая возвратить тебе твою жену, я потерял и свою собственную, и моя стала еще хуже относиться ко мне, чем твоя к тебе».

 

Есть ли место Христу и за скудным столом,

Приглашён ли Он Сам среди званых?

Когда даром дают, сколько прёт напролом -

Редко-редко увидишь не пьяных.

       Место тем, кто воистину беден и  бледен,

       Погорелец, вдова, сирота.

       Сколько беженцев может сидеть за обедом,

       Кто промок  под забором, так ночь коротал.

Есть ли место для Библии в нашем шкафу

И на нашем столе,  в рюкзаке?

В нашем сердце есть место хотя бы  стиху,

Или так и бредём налегке?

       Место голубь нашёл не на трупах скота,

       Он масличный листок углядел.                   Быт.8:11

       У смиренных есть повод увидеть Христа,       Иоан.14:23

       Среди множества суетных дел.

Просвещённых умом Дух Святой посетит -

Тех, кто жаждет воды родниковой.                    Иоан.7:37

Не в пещеры к отшельникам или же в скит,

А туда, где Священное слово  в оковах.

       На безводных пустынных местах

       Что же бисер  горстями метать?                    Мф.7:6

       Кто забыл о нужде за столом у Христа,

       Тот манкурт, православный мутант.

Им кусочки от трапезы тучной возьми,                Лук.9:13

Раскроши всем хотя   понемногу.

Тут враги завопят: «Будет много возни!».

Рвы нарыв, перекроют дорогу.                           1Фесс.2:15

       Им пудами взамен из огарков свечей

       Выльют идола – мироточенье,

       Не Христа, а иконы, частицы мощей...

       О подобном ином попеченье.

Среди речи, статей вы позвольте Христу

Свою мысль довести до конца.

У дверей на дворе слышен  Странника стук.        Откр.3:20

Кто такой?..  Нам не видно лица.  30.9.03 ИгЛа     Иоан.5:43

Hosted by uCoz