Вопрос 3251: 18 т. Почему жития так похожи одно на другое? Или
такая была жизнь, или по-другому нельзя было описать её?
Ответ:
Надзирающие за благоприличием в мирском понимании стилизовали жития, и
составители должны были входить в установленную форму написания. Вот как это
выглядит, и это не моё видение, а инструкция на составление житий. По-другому написанное, как, например, про жизнь Давида, не пройдёт.
«Агиография от греч. “святой“ и “пишу“), научная
дисциплина, занимающаяся изучением житий святых, богословскими и
историко-церковными аспектами святости. Жития святых могут изучаться с
историко-богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек
зрения. С историко-богословской точки зрения жития святых изучаются как
источник для реконструкции богословских воззрений эпохи создания жития, его
автора и редакторов, их представлений о святости, спасении, обожении
и т.д. В историческом плане жития при соответствующей историко-филологической
критике выступают как первоклассный источник по истории церкви, равно как и по
гражданской истории. В социально-культурном аспекте жития дают возможность
реконструировать характер духовности, социальные параметры религиозной жизни (в
частности, и так наз. народную религиозность), религиозно-культурные
представления общества. Жития, наконец, составляют едва ли не самую обширную
часть христианской литературы.
Жития пишутся по определённым литературным
канонам, меняющимся во времени и различным для разных христианских традиций.
Любая интерпретация житийного материала требует предварительного рассмотрения
того, что относится к сфере литературного этикета. Это предполагает
изучение литературной истории житий, их жанров, установление типичных схем их
построения, стандартных мотивов и приёмов изображения и т.д. Так,
например, в таком агиографическом жанре, как похвала святому, соединяющем в
себе характеристики жития и проповеди, выделяется достаточно чёткая
композиционная структура (введение, основная часть и эпилог) и тематическая
схема основной части (происхождение святого, рождение и воспитание, деяния и
чудеса, праведная кончина, сравнение с другими подвижниками).
Агиографической литературе свойственны многочисленные стандартные мотивы,
такие, например, как рождение святого от благочестивых родителей, равнодушие
к детским играм и т.п. Подобные мотивы выделяются в агиографических
произведениях разных типов и разных эпох. Так, в актах мучеников, начиная с
древнейших образцов этого жанра, приводится обычно молитва мученика перед
кончиной и рассказывается о видении Христа или Царствия Небесного,
открывающегося подвижнику во время его страданий. Эта богословская канва
мученичества естественно отражается и в структурных характеристиках
мученических актов. Житие абстрагирует эту схему спасения, и поэтому само описание
жизни делается обобщенно-типическим. Эта перспектива способствует
развитию витийственного, украшенного стиля житий».
Так и хочется составителю
про многие жития сказать: Неем.6:8 – «ничего такого не было, о чем
ты говоришь; ты выдумал это своим умом». Дан.13:43 – «Ты
знаешь, что они ложно свидетельствовали против меня, и вот, я умираю, не сделав
ничего, что эти люди злостно выдумали на меня». Сир.8:12
– «Не выдумывай лжи на брата
твоего, и не делай того же против друга».
Учите удивляться
малышей
Всему, что так привычно,
примелькалось;
Не пропустить трезвон мимо
ушей,
И голос свой, что не такая малость.
Рассматривая пальчики, суставы,
Сумейте чувства чуда пробудить;
Во всём, везде беззвучные октавы
Проставьте к удивлению на вид.
Ладонь, подошву или же
колено
Потрогать, как картинку
рассмотрите;
Разумное всегда великолепно
–
Созвучие чудеснейшего
ритма.
В любое время года или суток
Ребёнку помогите веки разомкнуть,
Чтоб он до старости мог с пузырями гукать,
В учёбе не потребуется кнут.
Испытано не нами –
пастушком
Из дома Иессея,
младшим сыном;
Он пас овечек и ходил
пешком,
Нам удивления на сотни лет
отсыпал.
Он слышал проповедь беззвучную небес,
И как вещает мать-земля о Боге;
Хватался за блокнот, едва успев присесть,
Знал тайну скорби, словно жил в остроге.
Сравнениями сыпал
неспроста,
Подстёгивал себя концом от
смерти; –
Не видя, многое изрёк нам
про Христа,
Тысячелетия его Псалтирь не
меркнет.
Не перестану удивляться снам, –
Вся жизнь – почти что сонные
мечтанья;
При удивлениях осенняя весна,
Подсчёт талантов завтра и настанет.
Ходите в лес с шуршащею
листвой,
Смотрите перекаты горной
речки,
Раскапывайте
тайну – она за слоем слой…
Хвалитесь Господом, иначе будет нечем. 06.10.06. ИгЛа