Вопрос 3252: 18 т. На основании чего вы утверждаете, что многое в
житиях и многие жития выдуманы?
Ответ:
На основании Библии и на внутреннем восприятии при сравнении с жизнью
библейских святых. Теперь о том открыто пишут и церковной печати.
«Акты мучеников (лат. acta martyrum) или акты святых (acta
sanctorum), наименование сборников древнейших известий о мучениках. Различаются
два типа подобных актов. Первый тип представлен официальными судебными
протоколами тех процессов, которые велись римскими властями против христиан. К
такого рода протоколам (дошедшим, естественно, в позднейших списках) относятся
акты процесса против Киприана, епископа карфагенского, и его казни 14 сентября
258 г.; эти протоколы были составлены канцелярией проконсула Африки. Фрагменты такого
рода протоколов могут сохраняться и в позднейших переработках житий мучеников
(таковы, например, акты скиллийских мучеников и акты сенатора Аполлония).
Другой тип мученических актов – это записи очевидцев-христиан, стремившихся
сохранить для церкви достоверное описание страданий и победы подвижника; такие
акты носят наименование мученичества (от
лат. passio). Древнейшим памятником этого рода является Мученичество св.
Поликарпа Смирнского (ум. 156 г.), сделавшееся образцом для всей
древнехристианской литературы мученичеств. К этому же типу относятся
Мученичество св. Иустина Философа (ум. ок. 165 г.). Мученичество свв. Перпетуи
и Фелицитаты (ум. 202 г.), Мученичество св. великомученика Прокопия,
пострадавшего при Диоклетиане в 303 г., акты персидских мучеников, пострадавших
во время гонений IV-V вв.
Собирание актов
мучеников начинается ещё в период гонений. Согласно древнему, хотя и
недостоверному преданию св. Климент поставил в Риме семерых нотариев, которые
должны были собирать мученические акты, идущие от разных христианских общин.
После прекращения гонений собирание свидетельств о мучениках приобретает
постоянный и целенаправленный характер. Появляются собрания таких актов. Сюда
относится прежде всего “Собрание древних мученичеств” (Евсевия Кесарийского
(ум. 339 г.), которое до нас не дошло, и “История палестинских мучеников”,
сохранившаяся в сирийском переводе; оба этих памятника составили основу
“Церковной истории” Евсевия, одного из важнейших источников для ранней истории
христианства. В многочисленных последующих переработках этот материал вошёл
затем в минеи, месяцесловы и синаксари; на этой почве развились
различные типы агиографических повествований с определёнными структурными
схемами, отбором деталей и содержательными клише. Процесс собирания и
переработки актов святых создал основу и для появления многочисленных вымышленных
или полувымышленных актов, отражавших религиозно-культурные представления
соответствующих эпох. Подлинные древние акты украшались рассказами о чудесах и
видениях, которые, естественно, не могли быть частью подлинных судебных
протоколов. В такого рода литературных обработках часто прослеживается
фольклорный материал, представляющий интерес для социально-культурной истории.
Ряд актов содержит настолько явные элементы вымысла, что побуждает
сомневаться в самом существовании соответствующих святых; таковы, например,
мученичества св. Екатерины Александрийской или св. Георгия Победоносца.
Испытывая влияние литературного процесса как такового, литература актов святых
может включать в себя переработки чисто литературных источников (примером может
служить Повесть о Варлааме и Иоасафе, основанная на легендах о Будде, или житие
Альбана, перерабатывающее миф об Эдипе). В этой части литература актов святых
представляет интерес не столько для церковной истории, сколько для агиографии,
т.е. изучения литературных приёмов, структурных схем и общих мест житийной
литературы. Уже в древнейших актах мучеников может быть прослежена их связь с
евангельскими повествованиями о Страстях Христовых. Поскольку мученики
выступают как идущие вслед за Христом, повторяющие Его страдания и Его победу
над смертью, отдельные части мученических актов (в особенности часто молитва
перед кончиной, видения Христа и Царствия Небесного) находят прямые
соответствия в Св. Писании (это же относится и к иконографии мучеников). Это
взаимодействие Св. Писания и актов мучеников служит основой для появления апокрифических
повествований, в которых новозаветные события излагаются по образцам актов.
К такого рода апокрифам относятся прежде всего Акты Пилата, упоминаемые уже
Иустином Философом (ум. 165 г.) и дошедшие до нас в составе апокрифического
Никодимова Евангелия; в этих актах сделана попытка реконструировать процесс
Христа. Сходный характер имеют апокрифические акты (мученичества) отдельных
Апостолов (акты Апостола Павла, акты апостола Петра, акты Апостола Андрея),
также получившие распространение с древнейших времен (не позднее III в.)». Фил.3:17
– «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по
образу, какой имеете в нас».
Фундамент – это
главное у дома,
До твёрдого, до прочного
копать.
Тогда и пертрубации не
сломят, –
Готовь заранее ломы и не
жалей лопат.
Выравнивай по уровню основу,
На чём положишь первый ряд, бревно;
Вот так же в основании и Слово,
Так заповедало оно само давно.
Строитель мудрый был
Апостол Павел
И благовестием фундамент
заложил;
В основе крест, на нём
Христа восславим –
Фундаменты такие хороши.
Никто иного положить не смог, –
Не обрекай строителей к крушенью;
На ветер графики, расчёты, сотни смет,
Перекосит весь дом и сломит шеи.
На вере во Христа и
потрудись,
Строй не из дерева, из сена
и соломы.
Сгорит подобное, останки
рухнут вниз,
Упрямым головы,
обрушившись, проломит.
В горах обтёсывают на постройку камни,
В притирку к одному один годами.
И будет храм, жильё стоять на память –
Такое в дождь и в бурю не придавит.
Из золота построй и
серебра,
На драгоценный камень не
скупись.
Придётся постараться и
собрать,
Голодных накормить и
жаждущим дать пить.
Душе и телу не давай покоя,
Из милостыни, жертвенности строить,
При поношеньях оказаться стойким,
Когда еретики, гонители напротив.
Тот дом есть церковь
каждого из нас, –
С размахом строить будем
или худо;
Откроется в огне в
последний судный час,
Осмеяны, прославлены ли будем? 16.08.06. ИгЛа