Вопрос 3845:
26 т. Когда читаешь в житиях про пытки христиан, то разве можно простому
человеку это выдержать? Заранее готовиться нужно к этим испытаниям, или когда
придёт время, то Бог подаст нужные силы?
Ответ: Слово Божие показывает, что если кто жил расслабленно,
в мирное время был никаким, то во время испытания, как правило такие героями
веры не будут, но ради чечевичной похлёбки в тот же день будут согбенные перед
врагами. Благо, если из них не выпрут самые ядовитые гонители христиан.
В серый дом Моего
вызывали отца.
И гудели слова Тяжелее
свинца.
И давился от злости Упрямый
майор.
Было каждое слово Не слово
– топор.
«Враг народа твой сын! Отрекись от него!
Мы расшлёпаем скоро Сынка твоего!..»
Но поднялся со стула Мой
старый отец.
И в глазах его честных Был
тоже – свинец.
«Я не верю! – сказал он, Листок отстраня. – 1962
Если сын виноват – Расстреляйте меня». А.Жигулин
1Кор.10:13 – «Вас
постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит
вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы
вы могли перенести».
В скорби моей
никого не виню.
В скорби — стремлюсь к
незакатному дню.
К свету нетленному пламенно
рвусь.
Мрака земли не боюсь, не
боюсь.
Счастья ли миг предо мной промелькнёт,
Злого безволья почувствую ль гнёт, —
Так же душою горю, как свеча,
Так же молитва моя горяча.
Молча пройду я сквозь холод
и тьму,
Радость и боль равнодушно
приму.
В смерти иное прозрев
бытие,
Смерти скажу я: «Где жало
твоё?» Мирра Лохвицкая
Откр.3:10 – «И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я
сохраню тебя от годины искушения, которая придёт на всю вселенную,
чтобы испытать живущих на земле».
В час безмолвного
заката Об ушедших вспомяни
ты, —
Не погибло без возврата,
Что с любовью пережито.
Пусть синеющим туманом Ночь
на землю наступает —
Не страшна ночная тьма нам:
Сердце день грядущий знает.
Новой славою Господней Озарится свод небесный,
И дойдёт до преисподней Светлый благовест воскресный.
<1892> Владимир Соловьёв
2Макк.7:9 – «Быв же при
последнем издыхании, сказал: ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но
Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной».
Восстань, о Боже! – не для них, Рабов греха, жрецов кумира,
Но для отпадших и больных,
Томимых жаждой чад Твоих, –
Восстань, восстань,
Спаситель мира! Искать Тебя пошли они
Путём страдания и жажды...
Как Ты лама савахвани
Они взывали не однажды, И
так же видели они
Твой дом, наполненный
купцами, И гордо встали – и одни
Вооружилися бичами... 1844. Аполлон Григорьев
Лук.18:8 – «сказываю
вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на
земле?» Мф.10:18 – «и поведут вас к правителям и царям за Меня, для
свидетельства перед ними и язычниками».
Можно делать дело
с подлецом:
Никогда подлец не
обморочит,
Если только знать, чего он
хочет,
И всегда стоять к нему
лицом.
Можно делать дело с дураком:
Он встречается в различных видах,
Но поставь его средь башковитых –
Дурачок не прыгнет кувырком. 1961. Илья Сельвинский
Если даже мальчиком безусым
Это правило соблюдено,
Ни о чём не беспокойся. Но
Ни-ког-да не связывайся с трусом.
Трус бывает тонок и умён,
Совестлив и щепетильно честен,
Но едва блеснёт опасность –
он И подлец, и дурачина вместе.
Сир.3:12 – «Горе
сердцам боязливым и рукам ослабленным и грешнику, ходящему по двум стезям!»
Откр.21:8 – «Боязливых же... участь в озере, горящем огнём и серою».
Мечта моя! Из
Вифлеемской дали
Мне донеси дыханье тех
минут,
Когда ещё и пастухи не
знали,
Какую весть им Ангелы
несут.
Всё было там убого, скудно, просто:
Ночь; душный хлев; тяжёлый храп быка,
В углу осёл, замученный коростой,
Чесал о ясли впалые бока,
А в яслях... Нет, мечта
моя, довольно:
Не искушай кощунственный
язык!
Подумаю — и стыдно мне, и
больно:
О чём, о чём он говорить
привык!
Не мне сказать... Январь 1920. Владислав Ходасевич
Гал.4:19 – «Дети мои,
для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!»
Вопрос 3846:
Смена поколений всегда проходила с пониженным тонусом: «Кому отдавать власть,
такие идут легкомысленные за нами». Но проходит время и эти новые точно так же
думают о приходящих им на смену. Так лучше ли делаются руководители или всё
хуже и мельче? Говорю в первую очередь о церковных наставниках и вождях.
Ответ:
Вы же сами и сказали, что оценку давали молодым, а когда эти уходят, они уже
дошли до зрелости и до той кондиции, когда критически смотрят на молодёжь. Всё
зависит от отдачи сердца Господу и от нашего хождения перед лицом Божиим.
Лес рубят –
молодой, нежно-зелёный лес...
А сосны старые понурились
угрюмо,
И полны тягостной
неразрешимой думы...
Безмолвные, глядят в немую
даль небес...
Лес рубят... Потому ль, что рано он шумел?
Что на заре будил уснувшую природу?
Что молодой листвой он слишком смело пел
Про солнце, счастье и свободу?
Лес рубят... Но земля
укроет семена;
Пройдут года, и мощной
жизни силой
Поднимется берёз зелёная
стена –
И снова зашумит над
братскою могилой!..
1901. Галина Адольфовна Галина.
(1870-1942)
Иов.32:9 – «Не
многолетние [только] мудры, и не старики разумеют правду». Если не таковы претендующие на руководство, то Бог
переплавляет их и готовит из этого отброшенного материала Свои камни, залечивает
трещины. Достоевский не был бы таким, как и Солженицын, если бы они не прошли
узы и скорби и не переменили там своё направление.
Луна прекрасная
светила В тиши лазоревых
полей
И ярче золота златила Главы
подкрестные церквей.
А бедный узник за решёткой
Мечтал о Божьих чудесах:
Он их читал, как почерк
чёткий, И на земле и в небесах.
И в книге тайной прошлой
жизни Он с умиленьем их читал
И с мыслью о святой отчизне
Сидел, терпел – и уповал!
1826. Глинка Ф.
Пс.118:71 – «Благо мне, что я пострадал, дабы научиться
уставам Твоим».
Неважно, что Гомер
был слеп. А может, так и
проще...
Когда стихи уже – как хлеб,
они вкусней на ощупь.
Когда строка в руке – как
вещь, а не туманный символ...
Гомер был слеп, и был он
весь – в словах произносимых.
В них всё деянию равно. В них нет игры и фальши.
В них то, что – там, давным-давно, и то, что будет дальше.
Слепцу орали: – Замолчи! –
Но, не тупясь, не старясь,
стихи ломались, как мечи, и
всё-таки остались.
Они пришли издалека, шагнув из утра в утро,
позеленённые слегка, как бронзовая утварь.
Они – страннейшая из мер,
что в мир несём собою...
Гомер был слеп, и он умел
любить слепой любовью.
И мир, который он любил чутьём неистребимым,
не чёрным был, не белым был, а просто был любимым.
А в уши грохот войн гремел
и ветер смерти веял...
Но слепо утверждал Гомер
тот мир, в который верил.
...И мы, задорные певцы любви, добра и веры,
порой такие же слепцы, хотя и не Гомеры.
А жизнь сурова и трезва, и
– не переиначить!
Куда вы ломитесь, слова, из
глубины незрячей?
Из бездны белого листа, из чистой, серебристой, –
юродивые, босота, слепые бандуристы... 1970. Р.Казакова
Ис.62:1 – «Не умолкну
ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдёт, как свет, правда
его и спасение его - как горящий светильник». Иов.11:3 – «Пустословие
твоё заставит ли молчать мужей, чтобы ты глумился, и некому было постыдить
тебя?» Мф.20:31 – «Народ же заставлял их молчать; но они еще громче
стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!»
Нет, не рождён я
биться лбом, Ни терпеливо ждать в
передней,
Ни есть за княжеским
столом,
Ни с умиленьем слушать
бредни. 1846. Аполлон Григорьев
Нет, не рождён я быть
рабом, Мне даже в церкви за обедней
Бывает скверно, каюсь в
том, Прослушать августейший дом.
Иер.20:9 – «И подумал
я: «не буду я напоминать о Нём и не буду более говорить во имя Его»; но было в
сердце моём, как бы горящий огонь, заключённый в костях моих, и я истомился,
удерживая его, и не мог».
О, если б совесть
уберечь, Как небо утреннее,
ясной,
Чтоб непорочностью
бесстрастной Дышали дело, мысль и речь!
Но силы мрачные не дремлют,
И тучи — дети гроз и бурь —
Небес приветную лазурь
Тьмой непроглядною объемлют.
Как пламень солнечных лучей На небе
тучи заслоняют —
В нас образ Божий затемняют Зло дел, ложь
мыслей и речей.
Но смолкнут грозы, стихнут
бури, И — всепрощения привет —
Опять заблещет солнца свет
Среди безоблачной лазури.
Мы свято совесть соблюдем, Как небо
утреннее, чистой
И радостно тропой тернистой К последней
пристани придем.
1907, Стрельна. К.Р.
Втор.4:9 – «Только
берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые
видели глаза твои, и чтобы
они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам
твоим и сынам сынов твоих».
Он, умирая,
сомневался, Зловещей думою
томим...
Но Бог недаром в нём
сказался –
Бог верен избранным
Своим...
Сто лет прошли в труде и горе – И вот, мужая с каждым днем,
Родная Речь уж на просторе
Поминки празднует по нём...
Уж не опутанная
боле, От прежних уз отрешена,
На всей своей разумной воле Его приветствует она...
И мы, признательные
внуки, Его всем подвигам благим
Во имя Правды и Науки Здесь память вечную гласим.
Да, велико его значенье – Он, верный Русскому уму,
Завоевал нам Просвещенье,
Не нас поработил ему, –
Как тот борец
ветхозаветный, Который с Силой неземной
Боролся до звезды
рассветной И устоял в борьбе ночной.
1865. Ф.И.Тютчев
Кол.3:23 – «И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков». Иоан.4:38 – «Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их».