Вопрос 3584:
24 т. Хотя Вы и против канонизации, а всё же есть ли такие, кому хотели бы
молиться, как принято прибегать с молитвой к святым, а этот человек не
прославлен церковью? И если бы Вы имели власть, то за кого бы стали
ходатайствовать о его канонизации?
Ответ:
Канонизация – антиевангельское занятие. Кто обратился к Богу, уверовал во
Христа, кто жил в Духе Святом по Евангелию, всё исполняя с любовью, - они
названы святыми. Деян.9:13 – «Анания отвечал: Господи! я слышал от
многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме».
Деян.9:32 – «Случилось, что Пётр, обходя всех, пришёл и к святым,
живущим в Лидде». Не надо думать, что живущие в селении были монахами. 1Пет.1:15
– «но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во
всех поступках». Попробуйте сегодня назвать святым вашего знакомого, о
котором хорошо известно, что батюшка им был недавно из-за чего-то недоволен.
Мнение всех будет на стороне настоятеля, а не на стороне Павла. Апостол же
живущих и в столице империи равно величает святыми. Рим.1:7 – «всем
находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым».
Обращаясь к христианам, живущим в портовом городе и отличашимися далеко не лучшей
нравственностью послание начинает точно с той же ноты с утверждения, что они уже святые. И это было
для всех не в странность, а привычно. 1Кор.1:2 – «церкви Божией,
находящейся в Коринфе, освящённым во Христе Иисусе, призванным святым»,
1Кор.6:1 – «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у
нечестивых, а не у святых?» 2Кор.1:1 – «Павел, волею
Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в
Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии». В какую бы часть
Вселенной ни писал послания Павел, он знал, что везде все его дети духовные –
святы. И эта святость дана через очищение от грехов, от любой скверны кровью
Иисуса Христа. Ефес, Филиппы, Колоссы, Солунь просвещались проповедью святых,
искупленных кровью Иисуса святых. Еф.1:1 – «Павел, волею Божиею Апостол
Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе»
Фил.1:1 – «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе
Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами» Кол.1:2 – «находящимся
в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе». 1Фесс.5:27 – «Заклинаю
вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям».
Выходит так, что православные вообще и не знают, что они уже искуплены
Спасителем и названы Духом Святым и Апостолами не великими грешниками, не «яко
свинья в калу», но святыми и избранными. Тогда при чём же тут канонизация? Если
верить в канонизацию, то помимо канонизированных нет уверенности в спасении ни
одного человека? Все остальные христиане разве пошли после окончания земного
поприща в канализацию? Почему нет в списке святых книжника Ездры, собравшего книги
Ветхого Завета? Его нет в святцах и никто не имеет права назвать своего ребёнка
в честь его. А в честь Владимира-язычника миллионы Володек, Вованов и Вовчиков.
Вот житие Герасима Заиорданского
за 4 марта, жившего в V веке (скончался в 475 году). Чем же он прославился?
Жили в монастыре 70 подвижников, и они расходились на неделю по кельям в
пустыне и им нельзя было огня засветить ни под каким видом, чтобы ночью
почитать святые книги. И пищу разогревать нельзя было и держали они обет
полного молчания. И про Герасима никт,о бы не знал, если бы его лев не
прославил. Герасим вытащил у льва занозу, перевязал уже загноившуюся рану и лев
привязался к нему, стерёг монастырского осла. Но однажды лев отошёл от осла и
заснул на солнышке – по монашескому обычаю. И тут проезжавший купец, видя
бесхозную скотинку, приватизировал её. Герасим был убеждён, что лев скушал
подъяремное животное. Герасим возложил обязанности водовоза на льва за
съеденное травоядное животное. И лев безропотно «пахал» на монахов. Но однажды
тот купец пришёл с тем ослом к Иордану. Лев оказался некстати как раз там и
узнал своего осла. Кинувшись с рёвом к бедному животному, до смерти напугал
караванщиков, которые в страхе разбежались, а лев схватил за повод узды и потащил
осла к Герасиму. Но так как к ослу были привязаны ещё и 3 верблюда с поклажей,
то он враз сделал богатыми монахов. После этого лев уже появлялся у Герасима
только иногда. Когда же лев пришёл в очередной раз, братия сказали ему, что
Герасим умер. Лев ревел и не хотел успокаиваться. Савватий повёл льва на могилу
старца. Лев там ударился головой о землю и издох. Вот и вся история про
Герасима. Приручил одного льва, но не сделал его христианином, ибо жизнь
самоубийцы-льва и говорит, что в нём был дух непокорства воле Божией. И эта
душещипательная история вошла во все прологи и жития. А что же здесь из труда
апостольского? Какая душа обратилась в людском зверинце? Сей Герасим увёл в
пустыню, может быть, не одного молодого человека, как тот Кириак, который с ним
жил. В том монастыре ныне живёт один монах – стены охраняет. И ни от того
прославленного церковью монаха Герасима, ни от этого хранителя стен никому нет
пользы никакой за полторы тысячи лет.
И вот рассказ-быль про иного Герасима (почтенный
– греч.). Жил в России профессор Герасим Петрович Павский
(умер в 1863 году). Переводит с еврейского языка, с оригинала, на родной нам
русский язык книги Библии. Именно его уму и труду принадлежит вот уже более 150
лет перевод Псалтири и Евангелия от Матфея. Миллионы людей нашли и находят
ежедневное утешение в этом чудном переводе. За семью печатями бывший текст
засиял всеми красками. И кто знает про этого Герасима? И почему он не
канонизирован, не почтен, сообразно своему имени? Феофан Затворник, который
больше всех противился протоиерею Герасиму в переводе с еврейского оригинала на
русский книг Библии, – святой, а этот, ставший отцом тысяч рождённых от
Евангелия, благодаря которому тысячи лютых безбожников-львов стали ягнятами,
вообще не известен даже на слух. Неужели и тут ещё нужно говорить, что
канонизацией занимаются монахи и они в списки святых пишут «по блату» своих,
кому они тоже не подражают, а только кичатся чёрными одеждами да
шапками-клобуками. Из переводчиков Библии на разговорный великорусский язык
теперь канонизировали уже двоих: митрополита Филарета (Дроздова) и
архимандрита Макария Алтайского (Глухарева). Почему не канонизировали
Даниила Авраамовича Хвольсона, переведшего большую часть Ветхого Завета? Да
только потому, что канонизаторы – мирские люди, любящие своё земное отечество и
алчущие расширять его границы. Они будут ещё и Жукова Георгия канонизировать, и
Иосифа Сталина, как Димитрия Донского и адмирала Феодора Ушакова? Если
празднование святому есть подражание ему, по слову Иоанна Златоуста, то почему
подражали сидящему во тьме Гарасиму и не подражали тому новому Герасиму, кто
дал миллионам свет духовный – переводил Библейские книги на наш родной язык? Иоан.15:20
– «Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего.
Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Моё слово соблюдали, будут соблюдать и
ваше». Иоан.16:3 – «Так будут поступать, потому что не
познали ни Отца, ни Меня».
Как хочешь ты трудись; Но приобресть не льстись
Ни благодарности, ни славы,
Коль нет в твоих трудах ни пользы, ни забавы.
Крестьянин на заре с сохой Над полосой своей
трудился;
Трудился так крестьянин мой, Что градом пот с
него катился;
Мужик работник был прямой. Зато, кто мимо ни
проходит,
От всех ему: спасибо, исполать!
Мартышку это в зависть вводит.
Хвалы приманчивы, – как их не пожелать!
Мартышка вздумала трудиться:
Нашла чурбан, и ну над ним возиться! Хлопот
Мартышке полон рот: Чурбан она то понесёт,
То так, то сяк его обхватит, То поволочет, то
покатит;
Рекой с бедняжки льётся пот;
И, наконец, она, пыхтя, насилу дышит:
А всё ни от кого похвал себе не слышит.
И не диковинка, мой свет!
Трудишься много ты, да пользы в этом нет. Крылов. 1811