Вопрос 3915:
27 т. Жанна Бичевская ратует за канонизацию Ивана Грозного. Разве она не знает,
что тот убил своего родного сына?
Ответ:
Подобных вопросов не перечесть. И они настолько ненужные, и деяния по
канонизации любой ничего не дают и только отводят от благовестия. Благовестие –
основное назначение церкви. Когда Шукшин прослушал пение Шаляпина на
религиозные темы, он прослезился и сказал: “А мы.. чёрт знает чем занимаемся”.
“Иван Грозный: на протяжении веков его называли одним из самых ужасных злодеев
за всю российскую историю, утонувшим в крови тираном, убившим собственного сына
и создавшим первую в стране секретную полицию.
Попробуйте убедить в этом Жанну Бичевскую. Известная с советских времен
исполнительница народных песен теперь поёт баллады, посвящённые этому царю, и
пропагандирует на государственной радиостанции идею его канонизации. Когда она
рассуждает о его святости, её глаза наполняются слезами. Жанна посвятила царю
XVI века, которого она называет воином, служившим церкви и истреблявшим врагов
России, свой последний альбом, вышедший этим летом. Один из дисков она лично
передала Патриарху Алексию II. В какой-то из песен с этого диска говорится, что
Бог отметил Ивана святым нимбом. «Они называют его еретиком, но на самом деле
он святой», – заявила Жанна в интервью.
Бичевская не одинока в своём
почитании грозного царя, который, по словам историков, уничтожил тысячи
сограждан. Существует целое движение, которое призывает РПЦ объявить его
святым. В это движение входят священники, пошедшие против официальной линии
РПЦ, политики-националисты и радикальные националистические газеты, монархисты
и всё больше и больше простых православных верующих. По словам представителей
РПЦ, это движение является серьёзной проблемой для церкви, поскольку оно ведёт свою
пропаганду и подминает под себя тысячи людей, угрожая единству церкви. Патриарх
Алексий открыто возмутился против идеи канонизации Ивана, назвав «безумием»
попытки уравнять «убийц и мучеников, развратников и святых». В настоящий момент
комиссия РПЦ по канонизации собирает исторические свидетельства, доказывающие,
что Иван Грозный не может быть причислен к лику святых. В прошлом
«проивановские» силы уже достигали некоторого успеха. В 2000 году та же самая
коалиция добилась причисления к лику святых последнего российского царя Николая
II (Романова), казнённого вместе со своей семьёй большевиками в 1918 году. Церковь
поддалась этому давлению, несмотря на то, что был прекрасно известен антисемитизм
Николая, и то, что он потворствовал еврейским погромам в России.
Жизнь Ивана Грозного делает его самой
неподходящей кандидатурой в святые. Он первым из русских князей начал именовать
себя царём, он построил великолепный Собор Василия Блаженного на Красной
Площади в память о своей победе в Казани, он проиграл полякам и шведам
Ливонскую войну, которая длилась 24 года. Он создал вселявшую ужас «секретную
полицию», членов которой называли опричниками, и возглавил погром, в результате
которого в 1570 году были убиты тысячи жителей Новгорода. В 1581-м он убил
своего сына Ивана. Он был женат 7 раз (притом что православная церковь
разрешает не более четырёх браков); он, как предполагается, участвовал в
убийстве митрополита Филиппа, который порицал террор Ивана и позднее был
причислен к лику святых. В детстве Иван Грозный любил сбрасывать животных с
крыши, а когда подрос, устраивал пытки, инсценирующие библейские адовы муки.
Современные фанаты Ивана Грозного называют все это «мифами, легендами и ложью»,
созданными русофобами, католиками и евреями. Вместо этого они величают Ивана
первым российским императором, раздают на общественных мероприятиях открытки с
изображением иконы Ивана с одной стороны и молитвой за него с другой. Существует
CD-диск, на котором собраны свидетельства, которые должны подтверждать их
правоту, в частности фреска XVI века одной из церквей Кремля, где царь
изображён с нимбом над головой. Одной из главных причин роста популярности идеи
канонизации Ивана Грозного может быть «наивное невежество» прихожан в отношении
их собственной истории после десятков лет советских репрессий. Во времена
террора Иосифа Сталина в 1930-е и 1940-е годы советский диктатор создал нечто
вроде культа Ивана Грозного, делая упор на его духовность и кампании по
обузданию соперничающих князей. Сегодня некоторые сторонники Ивана Грозного
призывают заодно канонизировать и Сталина. По словам Бичевской, сейчас они учат
людей молиться о царе Иване. В советские времена Бичевская прославилась как
исполнительница народных песен, печальных баллад, которые в свое время казались
подрывными. В 1998 году она заявила, что нашла Бога, встретив человека,
ставшего её мужем, сочинителя религиозных песен из Тулы. Сегодня свой
религиозный национализм Жанна дважды в неделю пропагандирует на государственной
радиостанции «Голос России». Тирады против богатых «олигархов», лидеров
бизнес-сообщества, перемежаются с призывами отобрать православную церковь у
коррумпированной иерархической верхушки. «Они называют нас раскольниками, –
жалуется Жанна. – Они называют нас разрушителями православия».
К Патриарху Бичевская относится свысока, называя его «просто боссом»,
окружённым в советском стиле привилегированными назначенцами – прямо «церковное
политбюро», замечает она. По её словам, после каждой передачи, в которой она
упоминает об Иване Грозном, она получает мешки писем. «Люди благодарят меня,
просят прислать им иконы и молитвы за Ивана Грозного». С одной стороны, она не
отрицает, что Иван принимал участие в зверствах. С другой – она уверена, что
всю эту «грязь» об Иване состряпали католики”.
1Тим.1:7 – “желая быть законоучителями, но не разумея ни
того, о чём говорят, ни того, что утверждают”. Кол.2:18 – “Никто
да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь
в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом”.
Не тем, Господь,
могуч, непостижим
Ты пред моим мятущимся
сознаньем,
Что в звёздный день Твой
светлый серафим
Громадный шар зажёг над
мирозданьем
И мертвецу с пылающим лицом
Он повелел блюсти Твои законы,
Всё пробуждать живительным лучом,
Храня свой пыл столетий миллионы.
Нет, Ты могуч и мне
непостижим
Тем, что я сам, бессильный
и мгновенный,
Ношу в груди, как оный
серафим,
Огонь сильней и ярче всей
вселенной.
Меж тем как я – добыча суеты,
Игралище её непостоянства, –
Во мне он вечен, вездесущ, как Ты,
Ни времени не знает, ни пространства. 1879. Фет