Вопрос 3345:
19 т. .Безбожники и все коммунисты любили ссылаться на 13 главу послания
Апостола Павла к Римлянам, что всякая власть от Бога и надобно её слушаться.
Когда пришли большевики к власти и устроили разгром церкви, то были ли среди её
служителей, кто разъяснил бы, что советская власть не совсем обычная власть, а
антивласть?
Ответ:
Сохранились их рассуждения на эту тему, но они почти никому не известны.
Мужественные люди были.
«…Это вынуждает нас здесь
дать краткие замечания и анализ содержания священного текста в пределах первых
семи стихов XIII главы послания св. Ап. Павла к Римлянам. В данном деле нам
придется идти почти непроторенной дорогой, так как проблема отношений Церкви и
Боговраждебной государственности в эпоху апостасии при истолковании гл. XIII
посл. к Римлянам не предносилась сознанию древних экзегетов или, вернее
сказать, свв. Отцам и в голову не приходило, что в недрах Церкви Христовой
найдутся такие мудрецы, которые во времена апокалипсические, когда придётся
руководствоваться завещанием Апостола Тайнозрителя Иоанна (Апокал.), станут
руководствоваться наставлениями Апостола Павла (Римл.XIII гл.), сказанными в
отношении к временам нормальным. В XIII гл. послания к Римлянам Апостол Павел
говорит о необходимости не только из-за страха, но и по совести (ст. 5)
повиноваться существующим властям (ст. 1, ср. 1Петр.2:13) в гражданском и
политическом смысле (ст. 6-7 о подати и должном уважении, ср. IПетр.2:17), как
Богоучреждённому институту (ст. 2). Из какой исторической обстановки исходил
св. Ап. Павел и какую власть он имел в виду при написании своего послания к
Римлянам? Согласно мнению древних исследователей послание к Римлянам написано в
58 году по Р. Х., в первые спокойные и благоприятные годы царствования Нерона.
Апостол Павел по наследству имел почётное звание гражданина могущественной
Римской Империи (Деян.22:25-29). Как учёный фарисей в прошлом (Фил.3:5), Ап.
Павел был отлично знаком с иудейской эсхатологией (2Фес.2:3-4; ср.
Дан.11:28-31; 36-39; 8:9-12) и потому, конечно, знал, что Римское царство –
последнее перед пришествием Мессии (Дан.2:44), Которого трепетно ждали. Но,
впоследствии, будучи просвещён свыше на пути в Дамаск (Деян.гл.9), он познал
истинного Мессию, Господа Иисуса Христа и, водимый Духом Святым, в совершенстве
постиг тайну благочестия (1Тим.3:16) и тайну беззакония (2Фес.2:7). Теперь уже
Апостол всюду в своих посланиях часто говорит о дне Господнем, – т. е. втором
пришествии Господа (1Фес.1:10; 4:16; 5:2 и в других посланиях), которому
предшествует явление лжемессии человекобога (2Фес.2:4), в свою очередь
предваряемое «апостасией», – отступлением как политическим (2Фес.2:3), так и
религиозно-нравственным (IТим.4:1-2; 2Тим.3:1-5). Вот историческая обстановка и
исходные пункты учения Ап. Павла о власти «придержащей». До очевидности ясно,
что Ап. Павел, устанавливая отношения Церкви к государству, имел в виду, при
написании своего послания к Римлянам, тогдашнюю всемирную Римскую власть и
Римскую государственность, либо иную по типу её.
По мысли Апостола Павла
власть «придержащая» путём закона и при содействии меча отмщает и наказывает
делающего злое, страхом закона и наказания устрашает злых людей и таким образом
удерживает развитие и умножение зла в человеческом обществе (Рим.13:4). В
конечном же результате власть придержащая удерживает или задерживает явление
«человека греха» (2Фес.2:3). Для добрых же людей и дел власть «придержащая» не
страшна, потому что придержащая власть содействует раскрыто добра,
покровительствует добру и хвалит его (ст. 3). Поэтому Апостол Павел говорит о
власти «придержащей», что она: «ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на
добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий
слуга, отмститель в наказание делающему злое» (ст. 4). Тождественную
мысль проводит в своем послании и Св. Апостол Петр, говоря, что власть
существует «для наказания преступников и для поощрения делающих добро» 1Петр.2:13-14
– «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа:
царю ли, как верховной власти». А так как последней целью повиновения
земной власти является Богоугождение (Господа ради), то, очевидно, и требования
властей и их законов не должны противоречить христианской вере и
нравственности. Отсюда, следовательно, и повиноваться власти должно в том, что,
по мысли Св. Иоанна Златоуста, ни мало не вредит благочестию – не есть уже дань
Кесарю, но и дань и оброк дьяволу.
Теперь исследуем, относится
ли это завещание Апостола к существующей на пространстве одной шестой вселенной
диктатуре пролетариата и можно ли, как делает это м. Сергий со своим Синодом,
на основании XIII гл. послания к Римлянам установить правильное взаимоотношение
Церкви и Боговраждебного, беззаконного государства, строящего социалистическое
общество при содействии диктатуры класса. Государство диктатуры пролетариата с
христианской точки зрения чистейшая апостасия во всех областях материальной и
духовной жизни. Безбожие при апостасии является основным принципом и всякую
религию, – не исключая христианской, считает вредным дурманом, подлежащим
безоговорочному истреблению и выкорчевыванию с таким расчётом, чтобы уничтожить
в психике человеческой даже самый инстинкт религиозности, если сверх чаяния он
там окажется. На историческую сцену выступила религия человекобожия, развитие
которой неизбежно приведет по мысли Ап. Павла к ужасающим перспективам
международной жизни (1Тим.4:1-2; 2Тим.3:1-5) и появлению лжемессии,
человекобога-зверя (2Фес.2:4; Откр.13 гл.). До очевидности ясно, что сказать о
Советской власти что она «Божий слуга (diakonos) есть, тебе во благое» ни в
коем случае нельзя, так как христианство и ленинский марксизм не сходятся в
определении «добра» и «зла».
Новое необычайное и беспримерное в истории
человечества государство диктатуры пролетариата создало во всех областях
государственной, экономической и социальной жизни также и беспримерное право.
Пролетарское государство в конец разрушило вековечные устои и нормы
человеческого общежития и объявило всему миру, что оно хочет пересоздать
человечество и создать какого-то нового, социалистического человека. Но особенного
внимания заслуживает то обстоятельство, что новое государство создало и новую
классовую мораль, провозгласило новую марксистскую совесть и необычайное – на
основах ленинского марксизма – учение о нравственности, не укладывающееся не
только в рамки христианской нравственности, но и в рамки общечеловеческой
морали. То, что с христианской точки зрения или общечеловеческой считается
добром, с точки зрения классовой морали ленинизма квалифицируется как
уголовно-наказуемое деяние.
Примеры тому на каждом шагу
жизни. Разве можно о современной советской власти сказать так, как говорит
Апостол Павел о властях современных ему: «хочешь ли не бояться власти, делай
добро и будешь иметь похвалу от неё»? Или разве можно применить к пролетарской
диктатуре слова Апостола Петра: IПетр.2:15 - «Ибо такова есть воля
Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей».
Конечно, теперь это неприменимо. Наоборот, теперь можешь сделать добро с
христианской точки зрения, и попасть в тюрьму либо ещё дальше, так как с точки
зрения классовой морали твоё добро квалифицируется как уголовное преступление.
Попробуй-ка, например, проповедовать в пролетарской республике о классовом
мире, и сразу угодишь в подвал; а христианская вера обещает таким проповедникам
блаженство Богосыновства (Мф.5:9).
Отсюда ясно, что 1-й, 3-й и
4-й стихи XIII гл. послания к Римлянам, а через то и всё завещание Ап. Павла о
власти «придержащей», а также и учение Ап. Петра о повиновении властям никак не
могу быть отнесены к государству диктатуры пролетариата, потому что оно по
существу – апостасия, и к нему обычные понятия и нормы добра и зла совершенно
не применимы. А посему и власть пролетариата, оставившего обычные нормы
всемирного права, не может быть названа «придержащей» в отношении к беззаконию.
Наоборот, с точки зрения христианского упования, она представляет собою в
нравственном отношении начало «развязывающее», ускоряющее появление
человекобога, сына погибели (IФес.2:4), а в отношении христианской
нравственности и благочестия начало «удерживающее».
Теперь ясно, что м. Сергий со своим Синодом
делает грубую ошибку и обнаруживает непонимание духа и силы Слова Божия, когда
при установлении неправильных отношений Церкви Христовой и боговраждебной
государственности прибегает к помощи священного текста (XIII гл. послания к
Римлянам) и неправильным истолкованием его соблазняет «малых сих», мало
понимающих, но верующим сердцем чувствующих что-то неладное в Доме Божием. То,
что в Слове Божием относится к Римскому государству и ко всякому однотипному с
ним, м. Сергий с Синодом отнесли от чрезмерного человекоугодничества к
боговраждебному государству в эпоху апостасии, и потому оказались слепыми, не
право правящими Слово Истины. Да истребит Дух Святой срамную Сергиевскую
экзегетику. Епископское служение в Церкви Христовой после прекращения
необычайных харизматических служений апостольского века (IКор.12:28) совмещает
в себе все служения и в том числе пророческое. Епископ, подобно
харизматику-пророку, должен править Слово Истины, должен при благодатном
содействии свыше пристально, сквозь обступившую Церковь Божию мглу, молитвенно
всматриваться в историческую обстановку, чтобы подобно стражу (Аввак.2:1)
предупреждать Дом Божий об опасностях, постоянно ему угрожающих, и в знамениях
времени слышать новые зовы небесные. Между тем м. Сергий спокойно обвиняет
других в непонимании знамений времени, а сам собирается преспокойно «тихо и
безмятежно» жить по своему благочестию, повинуясь законной власти в то время,
как приговором истории, по допущению Божию, Церковь Христова с презрением
выброшена пролетарским государством из недр человеческого общества и теперь
оказалась в пустынной обстановке жизни. Пока м. Сергий разрешал сложную
проблему благоденственного и мирного жития для некоторых представителей Церкви
в советском государстве, он совершенно упустил из виду, что Церковь
Православная уже десять лет тому назад ушла или, вернее, изгнана из общества.
Она перестала существовать как публично-правовой институт. Иерархия церковная
лишена всяких гражданских и человеческих прав, ибо рассматривается как
паразитическое сословие в государстве, эксплуатирующее темноту народную,
поддерживающее эксплуататорские классы, одурманивающее народное сознание и
препятствующее строительству социализма. Активные и сознательные члены христианских
общин из верующих мирян через экономическое и всякое другое воздействие
поставлены в тяжёлую необходимость оставлять Церковь, осужденную на пустынное
существование. Дети русского православного духовенства лишены возможности
наравне с другими гражданами получать высшее образование, и в этом отношении
они оказались даже в худшем положении, чем иудейская молодежь в старой Царской
России. Для членов коммунистической партии и ответственных совработников
считается предосудительным не только родство с лицами из православной иерархии,
но даже знакомство и всякое общение с ними. И многое другое можно было бы
добавить сюда, но и сего довольно. Разве это не жизнь в пустыне? Разве мы не
можем вместе с Апостолом Павлом сказать: «нам, последним посланникам, Бог
судил быть как бы приговорённым к смерти» (IКор.4:9). Но м.
Сергий не желает согласиться с определением Божиим и историческим и пытается
устроить для себя и единомысленных с ним в пролетарском государстве «тихое и
безмятежное житие».
Если Церковь Божия Промыслом Вседателя, через
приговор истории и законодательство пролетарского государства, определена на
жизнь в пустыне, то до очевидности ясно, что она должна отказаться от всяких
попыток легализоваться сверху до низу, ибо всякая такая попытка в эпоху
апостасии неизбежно превращает Церковь в блудницу и жалкую прислужницу
Вавилонского Богоотступления. Ближайшее время подтвердит наше убеждение и
покажет, что даже теперь уже наступает время, когда для блага Церкви придется
отказаться от легализации даже общинных церковных организаций и обратиться к
до-никейским образцам церковной жизни, когда христианские общины
организовывались и объединялись не административными учреждениями тогдашнего
государства, а Духом Святым. Я указываю здесь общие положения, а практика и
жизнь, Богу содействующу, найдут соответствующие формы. Обратимся к
поучительным примерам церковной истории и остановим свое внимание на эпохе
иконоборческих смут. Православная Церковь в это время находилась в пустынях,
пещерах, гробах (св. Мефодий), в темницах, в ссылках и тяжких работах, а иные,
оставаясь и в человеческом обществе, жили как в пустыне, среди диких зверей. И
такие бедствия для православных продолжались не десять лет, как сейчас, а сто
двадцать лет с небольшими перерывами, благоприятными для Православия. А рядом с
Церковью Православною, бедствующею, наслаждалась легальным положением и
благоденствием церковь блудница, которая через незаконное повиновение законной
власти стяжала себе тихое и безмятежное житие.
Живя в людской пустыне, Невеста Христова
Православная Церковь неизбежно сталкивалась с блудницей – и сколько страданий
приняла она за исповедание веры правой. Вспомним имена великих исповедников и
страдальцев: св. Мефодия, впоследствии Константинопольского Патриарха. Никифора
Исповедника, Стефана Нового, Феофилакта еп. Никомидийского, преп. Феофилакта
Сегрианского, Феодора Студита, Иоанна Дамаскина, Иосифа Песнописца, Феодора и
Иоанна Начертанных, Григория Декаполита и тысячи других исповедников в эту
эпоху. Вот по каким путям и образцам живет Церковь Христова в эпоху апостасии.
Иконоборческая заблудная церковь пошла на службу царства мира сего, чтобы
спасти свое существование и безмятежное житие. Пользуясь легальным положением в
государстве, она и соборы устраивала, и выносила на них свои догматические
определения; она, вероятно, также имела привилегии и всякого рода побрякушки.
Однако истина православия восторжествовала и показала нам урок, каких путей
должно избегать. В оправдание заблудной иконоборческой церкви можно сказать
хоть то, что она имела обеспеченное государственной властью тихое и безмятежное
по внешности житие и привилегированное положение в Византийском государстве.
А вот какие перспективы открываются для
заблудно-червлено-Сергиевской церкви в пределах СССР? – Разве советская власть
после Сергиевской декларации каким-либо государственным актом отказалась от
поставленной себе задачи истребить и выкорчевать всякую религию? – Нет, –
очевидно, м. Сергий наставляет жить по принципу: «хоть денёк, да мой».
Православная Церковь такими соображениями руководствоваться не может. М.
Сергий, конечно, думает, что он «спасает Русскую Церковь» и что он делает всё
это для блага Церкви Но Церковь Христова спасается не человеческими усилиями, а
помощью свыше и спасает нас, грешных, во-вторых же, попытки м. Сергия
легализовать Церковь Православную ни к каким благим результатам не приведут.
Если внимательно вникнуть в Сергиевскую работу и окружающую нас печальную
церковно-историческую обстановку, то нельзя не убедиться, что М. Сергий спасает
не Церковь Божию, а тело блудницы и барахло её, давно Судом Божиим и приговором
истории обречённое на гибель. В управлении и руководстве Домом Божиим
необходимо больше веры в Бога и больше надежды на руководящий жизнью Церкви Промысл
Божий. Поменьше суемудрия, своеволия и своеличных усилий в руководстве
церковным кораблём. Побольше внимания к урокам Слова Божия и церковной
истории, а наипаче необходима горячая молитва к Совершителю Царства Божия,
Господу Иисусу Христу. И Господь несомненно наставит и укрепит вождей стада
Божия, потому что обещал с любящими Его пребывать до скончания века.
Яркий пример извращения
принципа соборности и господства бюрократизма, это – так называемая Сергиевская
Патриархия и сомнительного достоинства Синод ее. Синод сей получил свое начало
при крайне загадочных обстоятельствах. Он воистину в тайне беззакония зачат
и во грехах предательства родился.
Строить церковную жизнь в данное время на
началах старого Синодального (в царское время) бюрократизма крайне опасно и
преступно. Если бы м. Сергий вместо того, чтобы управлять сверху, обратился к
соборному церковному разуму, он избежал бы трагедии, которой теперь ему не
миновать. Необходимо вовлечь в область церковной жизни многомиллионные массы
верующих, а это возможно только через отказ иерархии духовенства от бюрократических
привычек управлять Домом Божиим сверху, минуя соборный уклад – существенный
признак Церкви.
Вследствие извращения
принципа соборности, народ теперь почти безучастно смотрит на борьбу современных
церковных группировок, многие из верующих стараются уклониться от церковных дел
и прений и обычно говорят: «это дело поповское, попы ссорятся, а наше дело
сторона». Нужно показать верующему народу и научить его, что дело церковное,
борьба группировок церковных, хотя и обнаруживается в борьбе клерикальных
группировок, но этот спор и затрагиваемые в споре вопросы есть дело
общецерковное и общенародное (церковный народ), и касается оно не только
духовенства, но и всего верующего народа, всей Церкви, «которая есть Тело
Его» (Еф.1:23). Бояться вынести на улицу церковную сумятицу не следует.
Базарные торговцы на площади Константинополя воевали друг с другом в эпоху
жарких армянских споров о «единосущии» или «подобосущии»; дело доходило до
рукопашных схваток и настоящих сражений, однако это в конечном результате
послужило к пользе Православия. А Апостол Павел говорит: 1Кор.11:19 – «надлежит
быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные».
Возможно, что вышеизложенное уже потеряло своё значение и предложенный мною
рецепт уже устарел, т. к. начинающаяся с 1928 года ударная работа
«Пролетарского Государства» на «культурно-просветительном фронте» может в
ближайшее время поставить Православную Церковь в до-Никейские условия жизни.
Тогда соборность Церкви получит своё оправдание. Архипастыри Церкви Русской, не
прельщайтесь обманчивой идеей легализации Церкви в Боговраждебном
государстве...
... Да будет декларацией
нашей перед внешними: 1Кор.5:13 – «Внешних же судит Бог. Итак,
извергните развращенного из среды вас» - и 10 глава Евангелия от
Матфея. Вспомним, отцы и братья, слова Пастыреначальника Господа Иисуса Христа:
Мф.10:16 – «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте
мудры, как змии, и просты, как голуби». Наше положение по свидетельству
Самого Господа весьма трудное и опасное и напоминает положение овец,
подстерегаемых волками. Нам нужна особая бдительность и мудрость змеиная, но
это дар не многих избранников. Нам нужна кротость голубиная, но грехами своими
мы погубили её. Но у всех нас без исключения есть великая надежда – Господь наш
Пастыреначальник – Иисус Христос. Ему и предадим души наши.
В заключение весьма полезно и назидательно
вспомнить слова преп. отца Федора Студита, сказанные им однажды Патриарху
Константинопольскому Никифору Исповеднику, поборнику Православия, в момент
острой борьбы Церкви с иконоборцем Львом Армянином. «Отче, не скорби, – говорил
ему он, – верую, что Господь не оставит нас. Он не попустит испытания выше
нашей силы и не даст злу возобладать нами. Если враг и воздвигнет гонения на
Церковь, то в непродолжительном времени скорбь обратится на его же голову. Ты
знаешь слово Господне: Мф.18:7 – «Горе миру от соблазнов, ибо
надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн
приходит». Сколько ересей со времён Св. Апостолов и до настоящих дней
воздвигали развращенные умом люди на Церковь, сколько страданий потерпели от
них бывшие раньше нас св. отцы. Но Церковь осталась непреоборимою; пострадавшие
светло прославлены и увенчаны, а еретики и насильники восприняли по делам
своим» (11 Ноябрь)». Иез.20:32 – «И что приходит вам на ум, совсем
не сбудется. Вы говорите: «будем, как язычники, как племена иноземные, служить
дереву и камню».Дан.3:18 – «Если же и не будет того, то да будет
известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и
золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся». Евр.12:28 –
«Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою
будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом».
Ресурс исчерпан…
скважина и шахта,
Лесной массив и море-океан
Когда-то выдохнутся, нам
запоздало ахать,
Что так внезапно опустел
карман.
И это кончится, и это опустеет,
Всему конец, кончина, эпикриз.
Надуманным и призрачным затеям
Когда-то разлететься нужно вдрызг.
Не могут Атлантиды след
найти,
От Вавилонской башни нет
примет.
Исчезнет с шумом власть,
где алко-никотин,
И в озере кипящем сгинет
ужас-смерть.
Всё временно – сойдёт любая власть
На нет, без признаков большого сожаленья.
Засыплет города культурный пласт,
И перемелет время –
лучший мельник.
Чернее красок выдумать
нельзя,
Настолько пессимизм живуч и
въедлив;
Повымерли мудрейшие князья,
За нами та же часть не
замедлит…
Узнал про мир невидимый и вечный,
Где не грозит конец его существованью;
Он не нуждается в продлении аптечном, –
Поверь, и вечность ныне же настанет.
Поверь, что Истина распята
и воскресла,
И Агнец Божий грех твой
уничтожил.
Восстань, отвергнув
телевизор с креслом,
Взгляни на прошлое своё как
можно строже.
Что пользы по-собачьи околеть
И после смерти в муку провалиться;
Мы избраны, как будто дан билет,
И лично к нам апостольские письма.
Мы примирились с Богом во
Христе,
На бесконечность выправили
паспорт.
Я человек – не на хвосте
репей,
Круглогодично ощущаю Пасху. 26.12.06. ИгЛа