Вопрос 3345: 19 т. .Безбожники и все коммунисты любили ссылаться на 13 главу послания Апостола Павла к Римлянам, что всякая власть от Бога и надобно её слушаться. Когда пришли большевики к власти и устроили разгром церкви, то были ли среди её служителей, кто разъяснил бы, что советская власть не совсем обычная власть, а антивласть?

Ответ: Сохранились их рассуждения на эту тему, но они почти никому не известны. Мужественные люди были.

«…Это вынуждает нас здесь дать краткие замечания и анализ содержания священного текста в пределах первых семи стихов XIII главы послания св. Ап. Павла к Римлянам. В данном деле нам придется идти почти непроторенной дорогой, так как проблема отношений Церкви и Боговраждебной государственности в эпоху апостасии при истолковании гл. XIII посл. к Римлянам не предносилась сознанию древних экзегетов или, вернее сказать, свв. Отцам и в голову не приходило, что в недрах Церкви Христовой найдутся такие мудрецы, которые во времена апокалипсические, когда придётся руководствоваться завещанием Апостола Тайнозрителя Иоанна (Апокал.), станут руководствоваться наставлениями Апостола Павла (Римл.XIII гл.), сказанными в отношении к временам нормальным. В XIII гл. послания к Римлянам Апостол Павел говорит о необходимости не только из-за страха, но и по совести (ст. 5) повиноваться существующим властям (ст. 1, ср. 1Петр.2:13) в гражданском и политическом смысле (ст. 6-7 о подати и должном уважении, ср. IПетр.2:17), как Богоучреждённому институту (ст. 2). Из какой исторической обстановки исходил св. Ап. Павел и какую власть он имел в виду при написании своего послания к Римлянам? Согласно мнению древних исследователей послание к Римлянам написано в 58 году по Р. Х., в первые спокойные и благоприятные годы царствования Нерона. Апостол Павел по наследству имел почётное звание гражданина могущественной Римской Империи (Деян.22:25-29). Как учёный фарисей в прошлом (Фил.3:5), Ап. Павел был отлично знаком с иудейской эсхатологией (2Фес.2:3-4; ср. Дан.11:28-31; 36-39; 8:9-12) и потому, конечно, знал, что Римское царство – последнее перед пришествием Мессии (Дан.2:44), Которого трепетно ждали. Но, впоследствии, будучи просвещён свыше на пути в Дамаск (Деян.гл.9), он познал истинного Мессию, Господа Иисуса Христа и, водимый Духом Святым, в совершенстве постиг тайну благочестия (1Тим.3:16) и тайну беззакония (2Фес.2:7). Теперь уже Апостол всюду в своих посланиях часто говорит о дне Господнем, – т. е. втором пришествии Господа (1Фес.1:10; 4:16; 5:2 и в других посланиях), которому предшествует явление лжемессии человекобога (2Фес.2:4), в свою очередь предваряемое «апостасией», – отступлением как политическим (2Фес.2:3), так и религиозно-нравственным (IТим.4:1-2; 2Тим.3:1-5). Вот историческая обстановка и исходные пункты учения Ап. Павла о власти «придержащей». До очевидности ясно, что Ап. Павел, устанавливая отношения Церкви к государству, имел в виду, при написании своего послания к Римлянам, тогдашнюю всемирную Римскую власть и Римскую государственность, либо иную по типу её.

По мысли Апостола Павла власть «придержащая» путём закона и при содействии меча отмщает и наказывает делающего злое, страхом закона и наказания устрашает злых людей и таким образом удерживает развитие и умножение зла в человеческом обществе (Рим.13:4). В конечном же результате власть придержащая удерживает или задерживает явление «человека греха» (2Фес.2:3). Для добрых же людей и дел власть «придержащая» не страшна, потому что придержащая власть содействует раскрыто добра, покровительствует добру и хвалит его (ст. 3). Поэтому Апостол Павел говорит о власти «придержащей», что она: «ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (ст. 4). Тождественную мысль проводит в своем послании и Св. Апостол Петр, говоря, что власть существует «для наказания преступников и для поощрения делающих добро» 1Петр.2:13-14 – «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти». А так как последней целью повиновения земной власти является Богоугождение (Господа ради), то, очевидно, и требования властей и их законов не должны противоречить христианской вере и нравственности. Отсюда, следовательно, и повиноваться власти должно в том, что, по мысли Св. Иоанна Златоуста, ни мало не вредит благочестию – не есть уже дань Кесарю, но и дань и оброк дьяволу.

Теперь исследуем, относится ли это завещание Апостола к существующей на пространстве одной шестой вселенной диктатуре пролетариата и можно ли, как делает это м. Сергий со своим Синодом, на основании XIII гл. послания к Римлянам установить правильное взаимоотношение Церкви и Боговраждебного, беззаконного государства, строящего социалистическое общество при содействии диктатуры класса. Государство диктатуры пролетариата с христианской точки зрения чистейшая апостасия во всех областях материальной и духовной жизни. Безбожие при апостасии является основным принципом и всякую религию, – не исключая христианской, считает вредным дурманом, подлежащим безоговорочному истреблению и выкорчевыванию с таким расчётом, чтобы уничтожить в психике человеческой даже самый инстинкт религиозности, если сверх чаяния он там окажется. На историческую сцену выступила религия человекобожия, развитие которой неизбежно приведет по мысли Ап. Павла к ужасающим перспективам международной жизни (1Тим.4:1-2; 2Тим.3:1-5) и появлению лжемессии, человекобога-зверя (2Фес.2:4; Откр.13 гл.). До очевидности ясно, что сказать о Советской власти что она «Божий слуга (diakonos) есть, тебе во благое» ни в коем случае нельзя, так как христианство и ленинский марксизм не сходятся в определении «добра» и «зла».

 Новое необычайное и беспримерное в истории человечества государство диктатуры пролетариата создало во всех областях государственной, экономической и социальной жизни также и беспримерное право. Пролетарское государство в конец разрушило вековечные устои и нормы человеческого общежития и объявило всему миру, что оно хочет пересоздать человечество и создать какого-то нового, социалистического человека. Но особенного внимания заслуживает то обстоятельство, что новое государство создало и новую классовую мораль, провозгласило новую марксистскую совесть и необычайное – на основах ленинского марксизма – учение о нравственности, не укладывающееся не только в рамки христианской нравственности, но и в рамки общечеловеческой морали. То, что с христианской точки зрения или общечеловеческой считается добром, с точки зрения классовой морали ленинизма квалифицируется как уголовно-наказуемое деяние.

Примеры тому на каждом шагу жизни. Разве можно о современной советской власти сказать так, как говорит Апостол Павел о властях современных ему: «хочешь ли не бояться власти, делай добро и будешь иметь похвалу от неё»? Или разве можно применить к пролетарской диктатуре слова Апостола Петра: IПетр.2:15 - «Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей». Конечно, теперь это неприменимо. Наоборот, теперь можешь сделать добро с христианской точки зрения, и попасть в тюрьму либо ещё дальше, так как с точки зрения классовой морали твоё добро квалифицируется как уголовное преступление. Попробуй-ка, например, проповедовать в пролетарской республике о классовом мире, и сразу угодишь в подвал; а христианская вера обещает таким проповедникам блаженство Богосыновства (Мф.5:9).

Отсюда ясно, что 1-й, 3-й и 4-й стихи XIII гл. послания к Римлянам, а через то и всё завещание Ап. Павла о власти «придержащей», а также и учение Ап. Петра о повиновении властям никак не могу быть отнесены к государству диктатуры пролетариата, потому что оно по существу – апостасия, и к нему обычные понятия и нормы добра и зла совершенно не применимы. А посему и власть пролетариата, оставившего обычные нормы всемирного права, не может быть названа «придержащей» в отношении к беззаконию. Наоборот, с точки зрения христианского упования, она представляет собою в нравственном отношении начало «развязывающее», ускоряющее появление человекобога, сына погибели (IФес.2:4), а в отношении христианской нравственности и благочестия начало «удерживающее».

 Теперь ясно, что м. Сергий со своим Синодом делает грубую ошибку и обнаруживает непонимание духа и силы Слова Божия, когда при установлении неправильных отношений Церкви Христовой и боговраждебной государственности прибегает к помощи священного текста (XIII гл. послания к Римлянам) и неправильным истолкованием его соблазняет «малых сих», мало понимающих, но верующим сердцем чувствующих что-то неладное в Доме Божием. То, что в Слове Божием относится к Римскому государству и ко всякому однотипному с ним, м. Сергий с Синодом отнесли от чрезмерного человекоугодничества к боговраждебному государству в эпоху апостасии, и потому оказались слепыми, не право правящими Слово Истины. Да истребит Дух Святой срамную Сергиевскую экзегетику. Епископское служение в Церкви Христовой после прекращения необычайных харизматических служений апостольского века (IКор.12:28) совмещает в себе все служения и в том числе пророческое. Епископ, подобно харизматику-пророку, должен править Слово Истины, должен при благодатном содействии свыше пристально, сквозь обступившую Церковь Божию мглу, молитвенно всматриваться в историческую обстановку, чтобы подобно стражу (Аввак.2:1) предупреждать Дом Божий об опасностях, постоянно ему угрожающих, и в знамениях времени слышать новые зовы небесные. Между тем м. Сергий спокойно обвиняет других в непонимании знамений времени, а сам собирается преспокойно «тихо и безмятежно» жить по своему благочестию, повинуясь законной власти в то время, как приговором истории, по допущению Божию, Церковь Христова с презрением выброшена пролетарским государством из недр человеческого общества и теперь оказалась в пустынной обстановке жизни. Пока м. Сергий разрешал сложную проблему благоденственного и мирного жития для некоторых представителей Церкви в советском государстве, он совершенно упустил из виду, что Церковь Православная уже десять лет тому назад ушла или, вернее, изгнана из общества. Она перестала существовать как публично-правовой институт. Иерархия церковная лишена всяких гражданских и человеческих прав, ибо рассматривается как паразитическое сословие в государстве, эксплуатирующее темноту народную, поддерживающее эксплуататорские классы, одурманивающее народное сознание и препятствующее строительству социализма. Активные и сознательные члены христианских общин из верующих мирян через экономическое и всякое другое воздействие поставлены в тяжёлую необходимость оставлять Церковь, осужденную на пустынное существование. Дети русского православного духовенства лишены возможности наравне с другими гражданами получать высшее образование, и в этом отношении они оказались даже в худшем положении, чем иудейская молодежь в старой Царской России. Для членов коммунистической партии и ответственных совработников считается предосудительным не только родство с лицами из православной иерархии, но даже знакомство и всякое общение с ними. И многое другое можно было бы добавить сюда, но и сего довольно. Разве это не жизнь в пустыне? Разве мы не можем вместе с Апостолом Павлом сказать: «нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговорённым к смерти» (IКор.4:9). Но м. Сергий не желает согласиться с определением Божиим и историческим и пытается устроить для себя и единомысленных с ним в пролетарском государстве «тихое и безмятежное житие».

 Если Церковь Божия Промыслом Вседателя, через приговор истории и законодательство пролетарского государства, определена на жизнь в пустыне, то до очевидности ясно, что она должна отказаться от всяких попыток легализоваться сверху до низу, ибо всякая такая попытка в эпоху апостасии неизбежно превращает Церковь в блудницу и жалкую прислужницу Вавилонского Богоотступления. Ближайшее время подтвердит наше убеждение и покажет, что даже теперь уже наступает время, когда для блага Церкви придется отказаться от легализации даже общинных церковных организаций и обратиться к до-никейским образцам церковной жизни, когда христианские общины организовывались и объединялись не административными учреждениями тогдашнего государства, а Духом Святым. Я указываю здесь общие положения, а практика и жизнь, Богу содействующу, найдут соответствующие формы. Обратимся к поучительным примерам церковной истории и остановим свое внимание на эпохе иконоборческих смут. Православная Церковь в это время находилась в пустынях, пещерах, гробах (св. Мефодий), в темницах, в ссылках и тяжких работах, а иные, оставаясь и в человеческом обществе, жили как в пустыне, среди диких зверей. И такие бедствия для православных продолжались не десять лет, как сейчас, а сто двадцать лет с небольшими перерывами, благоприятными для Православия. А рядом с Церковью Православною, бедствующею, наслаждалась легальным положением и благоденствием церковь блудница, которая через незаконное повиновение законной власти стяжала себе тихое и безмятежное житие.

 Живя в людской пустыне, Невеста Христова Православная Церковь неизбежно сталкивалась с блудницей – и сколько страданий приняла она за исповедание веры правой. Вспомним имена великих исповедников и страдальцев: св. Мефодия, впоследствии Константинопольского Патриарха. Никифора Исповедника, Стефана Нового, Феофилакта еп. Никомидийского, преп. Феофилакта Сегрианского, Феодора Студита, Иоанна Дамаскина, Иосифа Песнописца, Феодора и Иоанна Начертанных, Григория Декаполита и тысячи других исповедников в эту эпоху. Вот по каким путям и образцам живет Церковь Христова в эпоху апостасии. Иконоборческая заблудная церковь пошла на службу царства мира сего, чтобы спасти свое существование и безмятежное житие. Пользуясь легальным положением в государстве, она и соборы устраивала, и выносила на них свои догматические определения; она, вероятно, также имела привилегии и всякого рода побрякушки. Однако истина православия восторжествовала и показала нам урок, каких путей должно избегать. В оправдание заблудной иконоборческой церкви можно сказать хоть то, что она имела обеспеченное государственной властью тихое и безмятежное по внешности житие и привилегированное положение в Византийском государстве.

 А вот какие перспективы открываются для заблудно-червлено-Сергиевской церкви в пределах СССР? – Разве советская власть после Сергиевской декларации каким-либо государственным актом отказалась от поставленной себе задачи истребить и выкорчевать всякую религию? – Нет, – очевидно, м. Сергий наставляет жить по принципу: «хоть денёк, да мой». Православная Церковь такими соображениями руководствоваться не может. М. Сергий, конечно, думает, что он «спасает Русскую Церковь» и что он делает всё это для блага Церкви Но Церковь Христова спасается не человеческими усилиями, а помощью свыше и спасает нас, грешных, во-вторых же, попытки м. Сергия легализовать Церковь Православную ни к каким благим результатам не приведут. Если внимательно вникнуть в Сергиевскую работу и окружающую нас печальную церковно-историческую обстановку, то нельзя не убедиться, что М. Сергий спасает не Церковь Божию, а тело блудницы и барахло её, давно Судом Божиим и приговором истории обречённое на гибель. В управлении и руководстве Домом Божиим необходимо больше веры в Бога и больше надежды на руководящий жизнью Церкви Промысл Божий. Поменьше суемудрия, своеволия и своеличных усилий в руководстве церковным кораблём. Побольше внимания к урокам Слова Божия и церковной истории, а наипаче необходима горячая молитва к Совершителю Царства Божия, Господу Иисусу Христу. И Господь несомненно наставит и укрепит вождей стада Божия, потому что обещал с любящими Его пребывать до скончания века.

Яркий пример извращения принципа соборности и господства бюрократизма, это – так называемая Сергиевская Патриархия и сомнительного достоинства Синод ее. Синод сей получил свое начало при крайне загадочных обстоятельствах. Он воистину в тайне беззакония зачат и во грехах предательства родился.

 Строить церковную жизнь в данное время на началах старого Синодального (в царское время) бюрократизма крайне опасно и преступно. Если бы м. Сергий вместо того, чтобы управлять сверху, обратился к соборному церковному разуму, он избежал бы трагедии, которой теперь ему не миновать. Необходимо вовлечь в область церковной жизни многомиллионные массы верующих, а это возможно только через отказ иерархии духовенства от бюрократических привычек управлять Домом Божиим сверху, минуя соборный уклад – существенный признак Церкви.

Вследствие извращения принципа соборности, народ теперь почти безучастно смотрит на борьбу современных церковных группировок, многие из верующих стараются уклониться от церковных дел и прений и обычно говорят: «это дело поповское, попы ссорятся, а наше дело сторона». Нужно показать верующему народу и научить его, что дело церковное, борьба группировок церковных, хотя и обнаруживается в борьбе клерикальных группировок, но этот спор и затрагиваемые в споре вопросы есть дело общецерковное и общенародное (церковный народ), и касается оно не только духовенства, но и всего верующего народа, всей Церкви, «которая есть Тело Его» (Еф.1:23). Бояться вынести на улицу церковную сумятицу не следует. Базарные торговцы на площади Константинополя воевали друг с другом в эпоху жарких армянских споров о «единосущии» или «подобосущии»; дело доходило до рукопашных схваток и настоящих сражений, однако это в конечном результате послужило к пользе Православия. А Апостол Павел говорит: 1Кор.11:19«надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные». Возможно, что вышеизложенное уже потеряло своё значение и предложенный мною рецепт уже устарел, т. к. начинающаяся с 1928 года ударная работа «Пролетарского Государства» на «культурно-просветительном фронте» может в ближайшее время поставить Православную Церковь в до-Никейские условия жизни. Тогда соборность Церкви получит своё оправдание. Архипастыри Церкви Русской, не прельщайтесь обманчивой идеей легализации Церкви в Боговраждебном государстве...

... Да будет декларацией нашей перед внешними: 1Кор.5:13 – «Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас» - и 10 глава Евангелия от Матфея. Вспомним, отцы и братья, слова Пастыреначальника Господа Иисуса Христа: Мф.10:16«Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби». Наше положение по свидетельству Самого Господа весьма трудное и опасное и напоминает положение овец, подстерегаемых волками. Нам нужна особая бдительность и мудрость змеиная, но это дар не многих избранников. Нам нужна кротость голубиная, но грехами своими мы погубили её. Но у всех нас без исключения есть великая надежда – Господь наш Пастыреначальник – Иисус Христос. Ему и предадим души наши.

 В заключение весьма полезно и назидательно вспомнить слова преп. отца Федора Студита, сказанные им однажды Патриарху Константинопольскому Никифору Исповеднику, поборнику Православия, в момент острой борьбы Церкви с иконоборцем Львом Армянином. «Отче, не скорби, – говорил ему он, – верую, что Господь не оставит нас. Он не попустит испытания выше нашей силы и не даст злу возобладать нами. Если враг и воздвигнет гонения на Церковь, то в непродолжительном времени скорбь обратится на его же голову. Ты знаешь слово Господне: Мф.18:7 – «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит». Сколько ересей со времён Св. Апостолов и до настоящих дней воздвигали развращенные умом люди на Церковь, сколько страданий потерпели от них бывшие раньше нас св. отцы. Но Церковь осталась непреоборимою; пострадавшие светло прославлены и увенчаны, а еретики и насильники восприняли по делам своим» (11 Ноябрь)». Иез.20:32 – «И что приходит вам на ум, совсем не сбудется. Вы говорите: «будем, как язычники, как племена иноземные, служить дереву и камню».Дан.3:18 – «Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся». Евр.12:28 – «Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом».

 

Ресурс исчерпан… скважина и шахта,

Лесной массив и море-океан

Когда-то выдохнутся, нам запоздало ахать,

Что так внезапно опустел карман.

       И это кончится, и это опустеет,

       Всему конец, кончина, эпикриз.

       Надуманным и призрачным затеям

       Когда-то разлететься нужно вдрызг.

Не могут Атлантиды след найти,

От Вавилонской башни нет примет.

Исчезнет с шумом власть, где алко-никотин,

И в озере кипящем сгинет ужас-смерть.

       Всё временно – сойдёт любая власть

       На нет, без признаков большого сожаленья.

       Засыплет города культурный пласт,

        И перемелет время – лучший мельник.

Чернее красок выдумать нельзя,

Настолько пессимизм живуч и въедлив;

Повымерли мудрейшие князья,

За нами та же часть не замедлит…

       Узнал про мир невидимый и вечный,

       Где не грозит конец его существованью;

       Он не нуждается в продлении аптечном, –

       Поверь, и вечность ныне же настанет.

Поверь, что Истина распята и воскресла,

И Агнец Божий грех твой уничтожил.

Восстань, отвергнув телевизор с креслом,

Взгляни на прошлое своё как можно строже.

       Что пользы по-собачьи околеть

       И после смерти в муку провалиться;

       Мы избраны, как будто дан билет,

       И лично к нам апостольские письма.

Мы примирились с Богом во Христе,

На бесконечность выправили паспорт.

Я человек – не на хвосте репей,

Круглогодично ощущаю Пасху.                 26.12.06. ИгЛа

Hosted by uCoz