Вопрос 4004: 29 т. Заграничные до последнего времени считали избранных в Советском Союзе патриархов незаконными, почему?

Ответ: Есть канонические правила, регламентирующие избрание. А они были нарушены грубо и полно.

 «Собор епископов Русской православной церкви заграницей 1/14 сентября 1971 года имели суждение о состоявшемся в Москве с 30-го мая по 2-е июня сего года собрании, именующем себя Всероссийским церковным собором для избрания Патриарха Московского и всея Руси. Это собрание объявило митрополита Пимена избранным на означенный престол. Обсудив все обстоятельства этого собрания, Собор епископов, представляющих свободную часть Русской православной церкви, пришёл к следующему заключению:

1. Для избрания Главы Поместной Церкви необходимо, чтобы это избрание было совершено по законам данной церкви и было бы свободным, являясь подлинным выражением её голоса.

2. В 1917 году Всероссийский собор принял определение о восстановлении в России патриаршества и избрал на патриарший престол святейшего патриарха Тихона. В состав этого Собора входили все канонически поставленные епископы Российской церкви, избранные от епархий представители клира и мирян и приглашённые Синодом, на основании составленного им Положения, представители монашествующего духовенства и православных духовных академий. Все представители от епархий были свободно избраны на трёхстепенных выборах: приходских, благочиннических и епархиальных собраниях. Самые выборы патриарха совершались по чину, который обеспечивал свободу в указании кандидатов для избрания. Последние намечались тайным голосованием, причём первоначально было указано много кандидатов. Из их числа, последовательным отбором получивших наибольшее число голосов, было указано три кандидата, из коих один был окончательно избран по жребию. Такая система выборов, обеспечивающая полную свободу и утвержденная Всероссийским церковным собором, никогда не была отменена свободным и равнозначащим ему Собором. Поэтому выборы патриархов, совершенные в ином порядке, не будучи свободными, не выражают голоса Русской православной церкви и не являются законными.

 К таковым незаконным выборам относятся не только выборы нынешнего, именующего себя патриархом, Пимена, но и выборы двух его предшественников (Сергия Страгородского и Алексея Симанского). Сторонники их не могут в оправдание этих выборов говорить о внешних условиях гонения на веру, как препятствующих осуществлению законного порядка выборов, потому что, вопреки очевидности, они постоянно твердят о якобы полной свободе религии в Советском Союзе. Подобные заявления делал и ныне избранный патриарх Пимен. При всех трёх выборах патриархов никто не решился и не имел возможности назвать какого-либо кандидата, кроме заранее указанного представителями гражданской власти.

3. Нарушение законного преемства высшей церковной власти в Российской церкви началось с 1927 года, когда тогдашний заместитель местоблюстителя патриаршегопрестола, митрополит Нижегородский Сергий, нарушил указания митрополита Крутицкого, которого он замещал, и подписал соглашение с атеистической гражданской властью, на каковое не соглашались ни митрополит Пётр, ни другие старейшие иерархи.

 Советская власть стала заключать в тюрьму всех несогласных с митрополитом Сергием иерархов, расчищая ему таким образом путь к возглавлению Русской церкви. Он, со своей стороны, не считаясь со старейшими иерархами, составил Синод по своему личному назначению и, при жизни митрополита Крутицкого Петра, которому по положению принадлежало управление Московской епархией, незаконно присвоил себе титул блаженнейшего митрополита Московского с правом ношения двух панагий. В 1943 году по указанию безбожника и злейшего гонителя Церкви Сталина он, во исполнение политических планов последнего, наскоро, в 4 дня, собрал Собор из освобождённых для этого Сталиным из тюрем по особому подбору епископов, в коем, считая самого митрополита Сергия, было только 19 епископов, которые и избрали его патриархом. В 1945 году после кончины патриарха Сергия, митрополит Ленинградский Алексий собрал собор, на который были приглашены и представители автокефальных церквей. Собор, кроме незадолго до того рукоположенных епископов, состоял из представителей клира и мирян, подобранных без выборов, предусмотренных о выборах патриарха и, покорно выполняя указания атеистической гражданской власти, единогласно выбрал патриархом митрополита Алексия Ленинградского. По смерти последнего, таким же незаконным порядком был составлен в нынешнем году т.н. всероссийский Собор для избрания патриархом митрополита Пимена, не столько известного благочестием и богословскими познаниями, посколько он не получил никакого богословского образования, сколько своим усердием в исполнении указаний атеистической власти, направленных к разрушению церкви и проведению политических планов советского правительства.

4. Все выборы патриархов в Москве, начиная с 1943 года, являются недействительными на основании 30 правила Св. Апостолов и 3 правила Седьмого Вселенского Собора, согласно которому, “аще который епископ мирских начальников употребив, через них получит епископскую в Церкви власть, да будет извержен и отлучен и все сообщающиеся с ним”. Значение, которое придавали такому преступлению отцы вселенского собора явствует из самого факта необычного для церковных правил двойного наказания за нарушение его, т.е. не только извержением из сана, но и отлучением. Знаменитый толкователь канонов, еп. Далматинский Никодим, даёт следующее пояснение к 30 правилу Св. Апостолов: “Если Церковь осуждала незаконное влияние светской власти при поставлении епископа в то время, когда государи были христианами, то тем более, следовательно, она должна была осуждать это, когда последние были язычниками и, тем более тяжкие наказания она должна была налагать на виновных, которые не стыдились обращаться за помощью к языческим государям и подчиненным им властям, чтобы только получить епископство. Настоящее (30) правило и имеет в виду подобные случаи”. Если в опровержение этого положения приводят примеры некоторых Константинопольских патриархов, возводимых на престол по произволу Турецких султанов, то на это можно сказать, что никакая аномалия не может быть признаваема нормой и одно нарушение канонов не может оправдывать другое. Принимая во внимание все вышеизложенные основания, архиерейский собор Русской православной церкви заграницей, как представляющий свободную часть Русской церкви, определяет: Избрание Пимена (Извекова) патриархом Московским и всея Руси на именующем себя Всероссийским церковным собором в Москве 2 июня сего года в силу 30 правила Св. Апостолов и 3 правила Седьмого Вселенского собора и других, приведённых в настоящем определении оснований, признает незаконными и недействительными и все его акты и распоряжения не имеющими никакой силы”. Пс.36:38 – “а беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет”. Пр.11:6 – “Правда прямодушных спасёт их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим”. Ис.3:11 – “а беззаконнику - горе, ибо будет ему возмездие за [дела] рук его”. Ис.55:7 – “Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив”.

 

Если бы всё лишнее убрать:

Все зубцы, надстройки, украшенья,

Наш расход уменьшится стократ,

Без добавок меньше будет скверны.

       Как к Апостольской вернуться красоте,

       Без накруток и нагрузок разных;

       Без монашеских затворов и затей,

       Чтоб добавок тех чурались, как заразы?

Нет продыху от преданий старцев, –

Старчество в почёте у болящих.

Только через них дорожку ищут к Царству,

Утешенье, мол, у них одних обрящут.

       Сколько же у старцев разных лиц!

       Жмутся к ним и ручки им целуют,

       Падают с благоговеньем ниц.

       Не помыслит: лезу не к козлу ли?!

Проще некуда развить воображенье:

Не к Апостолам народ с утра толпится.

С каждым ли Евангельский прожектор,

И колодцы с родниковой чистой?

       Лишнего лишиться безоглядно,

       Зная точно, в чём и где излишки.

       Выдрав изо рта епископские кляпы,

       Пусть от нас все проповедь услышат!

С лишним жиром диабет лютует,

И со сном излишним столько вони;

Где беда – лети быстрее пули,

Болью ближнего прожаренный застонешь.

       Лишнего при гневе не промолвить,

       При незнании смолчать до проясненья.

       Сказанное точно Библией просолим, –

       Только Бог всё в полноте объемлет.

Лишнее всё вовремя раздать,

Подводя итог под неизлишним.

Той вдовице, лептам двум под стать,

И свои гроши, смеясь, припишем.                 11.09.08. ИгЛа

Hosted by uCoz