Вопрос 4024:
29 т. Когда началась революция в России, почему из священства не восстал ни
один прозорливец или пророк и не сказал, что будет и за что такая кара, и как
извлечь для души пользу из этой катастрофы? Почему эта буря не породила
кормчего, а нашлись только соглашатели с пиратами?
Ответ:
Не совсем так. Были и ревностные, и мужественные. Но пророков, похоже, уже
побили раньше. А не видели причины беды и бури только потому, что поражены были
тысячелетним сном летаргическо-литургическим – слово Божие не достигло сердец,
и корабль сел на скалы.
“В слове церковно-богослужебном, в
наставлениях святых отцов и учителей, жизнь человеческая часто сравнивается с
морем.
Вот, по морю плывёт
корабль; со всех сторон грозят ему опасности. Его ожидают бури; ему грозят
подводные скалы и камни, его подстерегают морские разбойники, в корабле,
наконец, может оказаться течь... Нужно постоянное внимание со стороны кормчего
и распорядителей корабля, постоянная вдумчивость, осторожность, находчивость; и
терпениe; нужно постоянно всё предвидеть и заранее принять меры против грозящей
опасности. Но кто может поручиться за море? Сегодня мирное, завтра оно грозно
вздымает свои пенящиеся волны; по виду гладкое и спокойное предательски
привлекательное, оно под обманчивою зеркальною гладью может таить подводные
камни и мели. И кормчий может устать, и корабельщики могут изнемочь, заснуть,
ослабеть; они наконец, по человеческой немощи, не всё могут предусмотреть, не
со всякою бедою справиться. Одна надежда окрыляет путников: впереди тихая
пристань; не век продолжится плавание, придёт время, и они выйдут на твёрдую
землю к безопасному существованию. И жизнь — море... По этому житейскому морю
плывёт корабль человеческой жизни среди множества всяких опасностей. Мы все —
путники. Знаем мы эти опасности житейского плавания. Горести, скорби, лишения
всякого рода, соблазны, болезни, напасти ближних, уныние, слабости, падения –
всё это горьким опытом изведано каждым из нас. И у нас, если мы не безбожны,
надежда одна: впереди, по скончании жизни, чаем и мы тихой, вечной пристани,
вечной жизни в Боге и с Богом.
Но бывают времена, когда эти бури захватывают
море на огромном пространстве; к буре на море присоединяется землетрясение: вся
водная стихия тогда заколеблется. Тогда замутится, поколеблется в самых своих
основах; тогда всё изменяет своё место, тогда нигде не видно спокойного уголка.
Власть над кораблём потеряна; уныние и растерянность охватывают кормчего и
корабельщиков. И кажется, несёт наш корабль, по воле бурь и волн, мимо
пристаней, на камни, на мель, на прибрежные скалы. Гибель его близится с каждой
минутой. Всё это приходит невольно на мысль при слушании и нынешнего
воскресного дня. Оно повествует о великом чуде Господа Иисуса — об укрощении Им
бури на море Галилейском. Апостолы плыли одни, без Иисуса Христа. Была буря;
грозила всем неминуемая гибель. Но вот, Сам Господь пришёл к ним по водам,
вошёл в корабль, и буря утихла. Вспоминается другая подобная же Евангельская
картина. Опять в корабле плыли Апостолы и Христос с ними. Уже корабль погибал;
уже потеряли всякую надежду спасения; уже испробованы силы человеческого опыта
и уменья; эти силы, этот опыт, хотя Апостолы-рыбаки всю жизнь провели на море, оказались слабыми и ничтожными пред страшным противным ветром и не
спасали от гибели. А Спаситель в это время, показуя человеческое, мирно почивал
на корме корабля, мирно почивал сном святости, труда и усталости после
целодневнаго подвига учительства. К Нему и обратились ученики, обуреваемые в
море. И Он восстал спокойный, величавый и исполненный невидимой Божественной
силы. Он, только что пред сим являвший вид человеческого изнеможения от труда,
являет теперь силу Божества. Он сказал морю: «утихни», и волнению: «перестань»,
— и всё утихло, и наступила великая тишина. Корабль скоро пристал к берегу, к
тихой и безопасной пристани.
Посмотрите теперь, бpaтия, на то житейское
море, которое нас охватывает со всех сторон и представляется нашему
наблюдающему взору на необозримом пространстве. Как оно всё охвачено свирепою
бурею! Какое жестокое кругом волнение! Сколько страшных опасностей нашему
кораблю! Не только буря, но и землетрясение; не только буря, но и тьма кругом;
не только опасности в море житейском, но и в нас самих и слабость, и неуменье,
и растерянность, и уныние, и затемнение совести. Нужно ли рисовать пред вами
эту тяжёлую картину смуты и разрушения жизни? Она всем ясна, она у всех на
виду, она истерзала сердца. Нужно ли называть и перечислять преступления,
убийства, воровство, нападения, нарушения всяких обязательств, общую злобу и
ненависть, разделение членов единого царства и народа на враждующие партии,
неуважение к чужой личности, к чужому добру, к чужому честному имени? Нужно ли
говорить долго о том, что всё это возбуждает страшную тревогу за будущее нашего
народа, что все мы естественно, заняты гнетущими вопросами: что же нам делать?
к какой силе обратиться за помощью? какие меры принять для спасения от гибели?
где орудия и способы для благоустроения жизни людей, столь ныне бурной и столь
замутившейся? Христианин, помни нынешнюю Евангельскую повесть. Она одна даёт
ответы на поставленные сейчас вопросы. Вера говорит нам, что силы человеческие
слабы, что без силы высшей и божественной спасение невозможно. Вера говорит
нам, что нужно плыть по морю житейскому на корабле надёжном и прочном, которому
не страшны бури, подводные камни и мели, который не развалится, не изменится в
годину испытаний. Корабль этот — Церковь Христова. Ей обещано Господом, её
Основателем, что не только никакие земные силы, но и силы и врата адовы не
одолеют её. Вера говорит нам, что на корабле нужно иметь надёжного Кормчего,
облечённого неземною силою. Этот Кормчий — Глава Церкви и Начальник нашего
спасения Господь Иисус Христос.
Людям века сего голос веры или не слышен или
не убедителен. Знаем, что они с сомнением и насмешками отвечают на него полным
отрицанием всякой силы за христианством. Христианство, — слышим мы от них, –
своим учением о недостаточности человеческих сил ослабляет человечество, а по
существу отжило своё время, оно уже не может ответить на все современные
жизненные вопросы, оно бессильно их разрешить и удовлетворить; оно будто бы уже
не может управлять осложнившеюся жизнью, оно годно было для младенческого
состояния общества… Христианство, — уверяют нас современные мудрецы, — должно
быть теперь заменено другою силою, надёжною и для будущего, – силою разума,
развившегося в человеке настолько, что он даёт возможность людям обойтись без
высшей помощи провести благополучно корабль жизни по житейскому морю без
всякого страха пред опасностями, устроить рай на земле, доставить постоянное и
прочное счастье людям. Так говорят горделивые мудрецы, поклонники разума и силы
человеческой. Так говорили они всегда, и апостольское чтение нынешнего дня не
напрасно замечает о такой мудрости, что она есть безумие пред Богом (1Кор.3гл.).
Безумные и слепые, они не замечают, в какое они впадают глубокое противоречие.
И прежде всего они пред человеческими страстями и пороками, которых они
остановить не могут своим прославленным разумом и которые отравят всякую жизнь:
они безмолвны и пред болезнью и смертью, от которых они не в силах избавить
человечество и которые остаются неопровержимыми свидетелями человеческой
немощи. Но этого мало. Если силы разума доселе развивались непрерывно, если в
них вся опора и надежда человеческой жизни и счастья, то каким же образом люди,
при возрастающих успехах разума, дошли теперешнего столь печального положения?
Ведь они отходили от силы веры, они изменяли Богу, но не изменяли гордыне
мнимой науки, были верны высокому развитию человеческого ума, которому
кланялись, как идолу! А плоды налицо: общее падение нравов, общее озверение,
общая преступность, принижение жизни человеческой до скотской и общее уныние!
Нет, не уйти человеку от Бога и от влечения к Нему, как не уйти ему от себя
самого! И не остановить человеку силы Божией, как не остановить течения времени
или вращения земли хотя бы на один миг. Когда о Спасителе молчали или говорили
только зломудрые книжники и фарисеи, учителя народа, — о Нём благовествовали прозревшиe
слепцы, заговорившие глухонемые... Они прославляли имя Христово и привлекали к
Нему сердца. Злоба, ропот и невериe хулителей не остановили роста христианства.
Не остановят его и теперешние хулители. Чем тяжелее будет жизнь, чем глубже и
глубже мы будем впадать в бездну несчастий, тем ближе и глубже к нам будет подходить
сознание, что только во Христе Иисусе, только в Его Евангелии, в Его учении, в
Его Церкви может прозреть человеческий разум к вечному и спасительному свету,
может исцелиться и облечься в силу всякая человеческая немощь, только во Христе
может властно и решительно проглаголать человеческая совесть. Апостол ныне на
все века говорит нам, что основания иного для жизни людей, достойной и святой,
– основания иного никто не может положить, кроме положенного, которое есть
Иисус Христос. Только на этом основании можно строить прочно; всякое иное
основание легковесно, как сено и солома, непрочно, как дерево, и всё сгорит при
испытании огнём страданий и немощей человеческих… И когда мы горьким опытом
увидим всю слабость своих естественных сил и станем искать союза с Божеством и
жизни в Боге, когда мы с силою веры, как Апостолы на гибнущем корабле, возопием
ко Христу, — Он, доселе оставлявший нас, по нашему желанию, нашим естественным
силам, станет Божественным Кормчим на корабле нашей жизни посреди ужасов бури и
смятения моря житейского; Он скажет властно буре: «умолкни, и волнению:
«перестань». Тогда наступить та тишина, при которой мы и будем совершать
спасение наше во всяком благочестии и честности. О, приди скорее, приди к нам,
день прозрения нашего духовного, – день, когда умолкнут в нас неверие и
гордость, себялюбие и страсти и заговорит чистая христианская совесть! Приди
скорее к нам, день нашего смирения, когда мы познаем тщету наших сил и возжаждем
помощи свыше! Силы не ослабеют, нет, они возрастут безмерно, обновятся и
укрепятся. Тогда мы построим всю жизнь нашу всецело по слову и руководству
Христа Господа. В тот день мы ощутим в себе и вне себя великую тишину. Пусть
тогда ревёт море, пусть грозят волны. Корабль наш прочен, а Кормчий-Христос —
силен, и Он утишит всякую бурю! Аминь”. Еккл.9:12 – “Ибо человек
не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы
запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время,
когда оно неожиданно находит на них”. Мих.2:3 – “Посему
так говорит Господь: вот, Я помышляю навести на этот род такое бедствие,
которого вы не свергнете с шеи вашей, и не будете ходить
выпрямившись; ибо это время злое”.
С большим ущербом посылаю
хлеб
Знакомым и неведомым
скитальцам;
Опасностей не счесть и
стерегущих бед,
А кто за нас – всех
перечтёшь по пальцам.
Нести на почту… никого не зная,
Им доверяю книги и кассеты.
К ним наши голоса на дисках, словно знамя, –
Рыбачим Словом, не прорвутся сети.
Но недруги не делись
никуда, –
Теряются посылки, переводы.
Убыточно, конечно, не
сыщешь и следа,
Всё разбазарят и “с концами
в воду”.
Но если всё же трезво присмотреться:
“А разве Бог не ведал, что к чему,
Что там Евангелия, на которых крестик,
И тот, кто взял – в
толк разве не возьмут?”
И может статься, в этом
суть и соль, –
У Бога вымерена каждого
дорожка, –
Сглотнёт непраздничное на
перекате голь,
Которую нужда усердно
гложет.
Круги расходятся от посланных хлебов,
Опережая будущие сроки.
Животворяще растекутся в кровь
Псам устоявшимся целительные крохи.
Мне жаль сегодняшних,
касавшихся хлебов
И слышащих, что здесь
хлебопекарня;
Кто не принёс одной вязанки
дров,
И даже горше – не по ветру
харкал.
Имею веру всем обетованьям,
К тому склоняюсь, что и я услышан,
Что для моих хлебов аукцион настанет,
И экземпляра не обрящут лишним.
От животворных строчек
отголоски
Коснутся Неба похвалой
оживших,
По знакомству у ближнего
попросят
Моих хлебов, – на мне их
гасли шишки. 12.04.08. ИгЛа